1. Классическая школа
Идеи представителей классической школы актуальны и по сей день, а в свое время они оказали огромное влияние на становление экономической науки. Это направление развивалось с XVII до начала XIX в. Представители классической школы выступали за либерализм, т. е. отстаивали позицию, что государство не должно вмешиваться в дела своих подданных. Считается, что период становления экономической теории как науки приходится как раз на время существования классической школы. Поэтому выделение экономики в отдельную науку считают заслугой представителей классической школы. Они начали развивать теорию стоимости, высказали мнение, откуда появляется прибавочная стоимость или берется прибыль. Ими было создано много работ о налогообложении и земельной ренте.
Основателями классической школы принято считать Уильяма Петти, Пьера Буагильбера, Адама Смита, Давида Риккардо, Томаса Мальтуса, Джона Стюарта Милля. Они полагали, что экономика – это наука о богатстве и о том, как его достичь.
Перечислим основные идеи представителей классической школы.
1. Главная и практически единственная цель капиталиста – получение максимальной прибыли за минимальный промежуток времени.
2. Увеличение богатства может происходить лишь за счет накопления капитала.
3. Человек по своей природе эгоистичен, а посему самое главное для него – это получение выгоды.
4. Самое лучшее развитие государства будет достигнуто лишь при либерализме.
5. Величина зарплаты зависит и всегда будет зависеть от востребованности профессии на данный момент времени.
6. Должна существовать свободная конкуренция, для того чтобы работал «принцип невидимой руки Провидения», т. е. то, что сегодня принято называть законом спроса и предложения.
7. В сделках каждый должен быть экономически подкован и иметь представление обо всем, что происходит на любом из рынков (земельном, трудовом, товарном и т. п.).
2. Экономические взгляды Уильяма Петти
Уильям Петти (1623 – 1687) – английский экономист, представитель классической школы, которого Карл Маркс назвал отцом политической экономии и, возможно, статистики. Также именно его принято считать автором трудовой теории стоимости. Родился Уильям Петти на юге Англии в городе Ромси. Почти все предметы в школе давались ему легко, даже латынь. В 14 лет он пошел работать юнгой на корабль. Потом оказался во Франции и смог поступить в колледж, именно потому, что знал латынь. В 1640 г. он приехал в Лондон, чтобы продолжать свое обучение. В 27 лет получил степень доктора физики, а в 38 лет – рыцарское звание. Уильям Петти известен как автор многих работ – таких, как «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Разное о деньгах» (1682).
В одном из его трудов можно прочесть знаменитую формулу: «Труд – отец и активный принцип богатства, Земля – его мать». Он считал, что источники богатства – это труд и земля, а не только деньги, т. е. драгоценные металлы. С другой стороны, по его мнению, богатством можно назвать практически все: дома, корабли, товары, домашнюю обстановку, земли, драгоценные камни и деньги. Но все же богатство создается трудом и результатами труда. Уильям Петти предположил, что запрет на вывоз денег – глупое и бессмысленное занятие. Также он полагал, что торговля не приносит пользы для экономики, поэтому предлагал «распустить» часть купцов. По мысли Петти, зарплата рабочего – это цена его труда, которой обязательно должно хватать на существование его самого и его семьи.
В одной из своих книг Петти сумел объяснить, как отделить то, что произвела земля, от того, что произвел труд. Рентой, по его мнению, является избыток продукта над затратами на его производство. Это дало толчок для новой теории классической политической экономии. Петти создал «Политическую арифметику»
29 (70-е гг. XVII в.), в которой берут свое начало эконометрика и статистика. Также Уильям Петти занимался исследованиями в области торговых пошлин и налоговых пошлин. Он считал, что людей, пойманных на воровстве, следует отдавать в рабство, чтобы они работали.
3. Учение Адама Смита
Адам Смит (1723 – 1790) – шотландский экономист, которого прозвали отцом экономики благодаря его труду под названием «Исследование о природе богатства народов» (1776).
Он является представителем английской классической школы политэкономии. Главная идея этого направления состоит в том, что богатство создается только путем производства в любой области экономики, а не только в сельском хозяйстве, как думали физиократы.
Адам Смит считал, что самое главное в обществе – это разделение труда по отраслям, а в каждой отрасли – по операциям. Разделение труда позволяет ускорить темпы производства за счет того, что каждый делает то, что умет лучше всего.
По мнению Смита, чтобы появлялось как можно больше мануфактурного производства, правительство должно дать предприимчивым людям возможность работать. Они, вероятно, обладают экономическим складом ума, так как сумели сэкономить деньги, и могут создать производство, развивая тем самым экономику страны в целом.
Адам Смит был уверен, что либеральный подход – самый лучший (государство ни во что не вмешивается и дает полную свободу предпринимателям).
То, что современные люди называют спросом и предложением, Адам Смит называл «невидимой рукой Провидения». Любой современный человек, как в свое время Адам Смит, понимает, что конечная цель предпринимателя – это получение максимальной прибыли в кратчайшие сроки. Конечно, закон рынка диктует предпринимателям свое мнение, когда и какую продукцию выпускать (зимние шины не нужны летом), по какой цене продавать. Предпринимателям приходится снижать цены, чтобы быть более конкурентоспособными. Никто из предпринимателей не задумывается о том, чтобы принести пользу обществу, но здоровая конкуренция среди них обеспечивает общество более богатым выбором товаров и услуг по более низким ценам. Тем самым конкуренция заставляет предпринимателей стараться сократить издержки на производство, чтобы позволить себе снизить цену, не уменьшая своей прибыли. Такой поиск ведет к совершенствованию техники и поиску более дешевого заменителя сырья.
Интересы буржуазии заключались в том, чтобы свободно нанимать работников, продавать и покупать землю, выходить на внешний рынок и использовать свои деньги так, как захочется, а не согласно диктату государства. Все это делало идеи Адама Смита очень привлекательными для этого класса.
Труды Адама Смита настолько разнообразны, что он стал праотцом двух враждующих направлений в экономике:
1) политэкономия труда (деление общества на классы с абсолютно противоположными интересами; эксплуататорское происхождение прибыли при капитализме) (Карл Маркс);
2) Экономикс (принцип «невидимой руки»; экономический либерализм; конкуренция).
4. Учение Давида Риккардо
Давид Риккардо (1772 – 1823) – представитель английской классической школы, человек, не имеющий приличного по тем временам образования, который был профессиональным игроком на бирже, а также членом парламента. Это автор труда «Принципы политической экономии и налогообложения» (1817), после которого экономисты перестали опираться на труд А. Смита. Но писал он его уже тогда, когда сумел заработать достаточное состояние на бирже. Давид Риккардо стал новым и бесспорным лидером классической школы. Сам же он опирался на труды Адама Смита и Томаса Мальтуса, хотя намного четче излагал свою концепцию. Давид Риккардо старался объяснить все, что осталось не вполне ясным в трудах Адама Смита и Томаса Мальтуса, являясь их рьяным последователем. Его главные темы – проблема распределения доходов и земельная рента.
Вот что представляет собой земельная рента, по словам Риккардо:
1) дифференциальная рента – дополнительные доходы, которые хозяева получают благодаря более хорошим землям;
2) плохие земли не дают ренты;
3) земельная рента не влияет на цены, так как цены устанавливаются исходя из худших условий (урожайности на более плохой земле).
Давид Риккардо всегда боялся, что то, как распределяются доходы, может вызвать снижение темпов роста, а после – остановку экономического роста. По мнению Риккардо, из-за роста темпов производства возможен недостаток земель, так как их количество ограничено. Это может вызвать подорожание земли, а затем и продукта, снижая тем самым рост производства.
В своей теории распределения доходов Давид Риккардо сделал два главных вывода:
1) цена на зерно не зависит от ренты, уплаченной за землю;
2) если денег в стране становится больше, то приходится использовать менее плодородные земли, что вскоре приведет к снижению доходов.
Давид Риккардо предложил теорию «сравнительных издержек». Хотя суть теории для нашего времени в принципе проста, но для его времени это был настоящий прорыв: использовать теорию распределения труда не на уровне одного государства, а на уровне мировой экономики в целом. Самое главное – это чтобы правительство не налагало огромных пошлин на ввозимые и вывозимые товары, помогая тем самым снизить на них цены. Снижение цен само по себе ведет к улучшению жизни населения.
ЛЕКЦИЯ № 6. Классическая школа после Смита и Риккардо
1. Учение Жана-Батиста Сэя
Жан-Батист Сэй (Се) (1762 – 1832) – французский представитель классической школы, один из последователей Адама Смита. Родился в семье купца, очень много времени уделял своему самообразованию. Автор книги «Трактат политической экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803 – 1804) и шеститомного «Полного курса практической политической экономии» (1828 – 1829). По его мнению, он очень упростил и сделал более доступным то, что предлагал современникам Адам Смит. Он постоянно дополнял и переиздал «Трактат политической экономии». Сей, как и Адам Смит, проповедовал идею экономического либерализма. У этого человека был дар объяснять сложные вещи простыми словами, доступными для всех и каждого.
Он выдвинул «закон рынков»: предложение продукта всегда создает спрос на него. Словами Сэя это звучит так: «Всякий продукт с момента своего создания открывает рынок сбыта для других продуктов на всю величину своей стоимости». Закон Сэя – это часть многих политико-экономических теорий для представителей классической школы. В современной экономике он называется законом Сэя. Трудовая теория стоимости, по его словам, может зависеть от многих факторов – таких, как издержки, полезность, спрос, предложение.
Учение Сэя о законе рынка сбыта во многом противопоставляется учению меркантилистов. Сэй считал, что не количество денег играет важную роль в жизни общества, а количество продукта, произведенного на продажу. Также Сэй критиковал транжирство и говорил, что следует экономить, а затем вновь вкладывать в производство, постоянно увеличивая количество продукта на продажу. Сэй полагал, что кризис всего производства не сможет наступить никогда, в целом кризис – это случайность.
Специально для него была создана кафедра политической экономии в колледже де Франс. Но ближе к концу своей жизни он прекратил поиски новых идей и лишь постоянно повторял старые. И все-таки Жан-Батист Сэй занимает далеко не последнее место в историческом развитии экономической мысли. Он был первым, кто высказал мысль о том, что капитал, труд и земля в равной степени участвуют в производстве. На этой идее основывалось множество научных исследований прошлого века.
- 1. Предпосылки экономической мысли на Древнем Востоке. Древний Египет и Вавилония
- 3. Экономическая мысль в Древнем Китае
- 4. Экономическая мысль в Древнем Риме. Учение Катона
- 5. Учения Ксенофонта
- 6. Учения Платона
- 7. Учения Аристотеля
- 1. Средневековые учения Западной Европы. «Салическая правда»
- 2. Социально-экономические взгляды Ибн-Халдуна
- 3. Учения Фомы Аквинского
- 4. Социальная утопия Томаса Мора
- 5. «Русская Правда»
- 2. Учение Франсуа Кенэ
- 3. Деятельность Жака Тюрго
- 1. Классическая школа
- 2. Экономические взгляды Джона Стюарта Милля
- 4. Учение Томаса Мальтуса
- 2. Историческая школа Германии
- 3. Новая историческая школа Германии
- 2. Экономические взгляды Симона де Сисмонди
- 3. Утопические мечты Роберта Оуэна
- 2. «Капитал» Карла Маркса
- 1. Австрийская школа: теория предельной полезности как теория ценообразования
- 2. Экономические воззрения Ойгена Бем-Баверка
- 3. Учение Карла Менгера
- 4. Экономические воззрения Фридриха фон Визера
- 4. Теория полезности Уильяма Стенли Джевонса
- 5. Теория обмена Уильяма Стенли Джевонса
- 6. Теория предложения труда Уильяма Стенли Джевонса
- 7. Теория обмена Френсиса Исидро Эджуорта
- 1. Модель общего равновесия, включающая производство; проблема существования решения и процесс «tatonnement»
- 2. Теория общего равновесия в xXв.: вклад а. Вальда, Дж. Фон Неймана, Дж. Хикса, к. Эрроу и ж. Дебре
- 1. А. Маршалл – лидер кембриджской школы маржиналистов
- 3. Анализ полезности и спроса Альфреда Маршалла
- 5. Равновесная цена и влияние фактора времени Альфреда Маршалла
- 2. Общественное разделение труда у восточных славян. Появление городов, развитие торговли в Древней Руси
- 3. Внутреннее развитие Руси
- 5. Деньги и их роль в Киевской Руси
- 1. Причины и последствия феодальной раздробленности. Рост феодального землевладения
- 2. Русь в условиях монголе-татарского владычества. Социально-экономические и политические последствия монголо-татарского ига
- 4. Экономическая политика России второй половины XV-XVII вв.
- 5. Образование всероссийского рынка
- 2. Крестьянский вопрос. Сельское хозяйство и землепользование при Екатерине II
- 3. Промышленность, торговля и финансы при Екатерине II
- 4. Социально-экономическая политика Екатерины п. Дворянство и система местного самоуправления во второй половине XVIII в.
- 5. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.
- 1. Крымская война и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. Общая характеристика хозяйственно-экономического развития России в первой половине XIX в.
- 2. Экономические предпосылки ликвидации крепостничества. Отмена крепостного права. Расслоение российской деревни. Основные типы сельских хозяйств и их характеристика
- 5. Положение сельского хозяйства в 1860 – 1870-х гг.
- 6. Аграрная реформа п. А. Столыпина
- 2. Экономические взгляды в. И. Ленина
- 3. Первые социалистические преобразования. Военный коммунизм как этап становления командно-административной системы (1917 – 1921)
- 5. Изменения в денежной и кредитно-финансовой сфере
- 1. Экономика ссср накануне Великой Отечественной войны
- 2. Советская экономика в годы войны
- 3. Послевоенное развитие народного хозяйства
- 4. Страна накануне реформ
- 5. Реформирование советской экономической системы
- 6. Преобразования в социальной сфере
- 7. Экономика развитого социализма. Поиски новых форм и методов управления. Реформы 1960 – 1970-х гг.: сущность, цели, методы и итоги
- 1. Предыстория перестройки. Предпосылки ее возникновения
- 2. Реформирование политической системы. Реформа избирательной системы. Анализ либеральных и других движений.
- 1. Россия в первой половине 1990-х гг.
- 2. Продолжение курса реформ, шоковая терапия
- 3. Вопросы сохранения единства России. Новая конституция