3. Утопические мечты Роберта Оуэна
Роберт Оуэн (1771 – 1858) – один из великих социалистов-утопистов, учитель Уильяма Томпсона. Долгое время он был крупным фабрикантом. Роберт Оуэн составил рациональную конституцию, состоящую из 26 законов. Известен Роберт Оуэн еще по таким работам, как «Об образовании человеческого характера» (1813 – 1814), «Доклад графству Нью-Ланарк» (1820), «Книга о новом нравственном мире» (1836 – 1844).
По своим взглядам на экономику он во многом соглашается с представителями классической школы. Роберт Оуэн считал, что взгляды классиков несправедливы лишь относительно того, что ценность товара должна включать в себя прибыль. Это, по мнению Оуэна, являлось вопиющей несправедливостью по отношению к простым рабочим, и именно эта несправедливость – причина экономических кризисов и постоянного обнищания рабочего класса. Также Роберт Оуэн являлся рьяным противником теории Томаса Мальтуса о народонаселении. Он высказывал предположение, что если правительство будет правильно руководить физическими работами, то можно будет прокормить бесконечно возрастающее число жителей.
Роберт Оуэн одним из первых стал заботиться о рабочих на своих фабриках. Он построил для них столовую, торговую лавку, сберкассу, ясли, детский сад, улучшил жилищные условия. Еще Оуэн велел ввести на его фабриках такие изменения, как:
1) 10-часовой рабочий день для взрослых;
2) отмена использования детского труда, т. е. тех, кому нет 18;
3) школы для детей рабочих;
4) отмена системы штрафов, которые были очень распространены в то время.
Роберт Оуэн никогда не являлся сторонником революции или другого насильственного переворота. Он полагал, что несправедливый строй будет изменяться постепенно и правильно, с использованием «научных начал». Оуэн считал, что лишь мудрое правительство способно начать такие изменения, создавая при этом подходящие условия, поэтому главная роль в его работах отведена правительству. К подходящим условиям он относил следующие:
1) повсеместное применение машинного труда, а не человеческого, даже в домашнем хозяйстве;
2) труд должен стать единственным измерителем ценности;
3) у денег должна быть собственная стоимость, которая не превышала бы стоимости стали и железа;
4) население следует просвещать, особенно используя печатную продукцию: книги, газеты, журналы.
ЛЕКЦИЯ № 9. Марксизм
1. Возникновение марксизма как экономического учения
Карл Маркс бал признан одним из величайших философов в истории человечества. Уникальность его состоит в том, что Маркс сумел рассказать о капитале с точки зрения философа.
Карл Маркс (1818 – 1883) – немецкий ученый, который занимался многими науками. Все же его главные исследования были в области политической экономии. Он также является одним из самых известных социалистических мыслителей. Многие сегодня пытаются ответить на вопрос, как устроить экономику, чтобы не было нищих, опираясь на теорию Карла Маркса. Многим он известен как автор «Нищеты философии» (1847), «К критике политической экономики» (1859), «Капитала» (1867) (1-й том). Второй и третий тома были опубликованы Фридрихом Энгельсом в 1885 и 1894 гг. Хотя до сих пор не все произведения переведены на русский язык, но на этот язык их переведено больше, чем на любой другой язык мира. Очень многие из произведений были опубликованы лишь после его смерти.
Марксизм – это новое учение о новых взглядах и ценностях, которое проповедовал Карл Маркс.
Экономическая теория Карла Маркса отличалась тем, что он не считал капиталистический строй «естественным» и «вечным» и всегда говорил, что будет революция. Эта революция сметет капиталистический строй и заменит его другим, где не будет места частной собственности, неравенству и нищете. Карл Маркс считал, что капиталистическое общество обязательно превратится в социалистическое посредством революционного вмешательства и не иначе. Такие выводы он сделал, основываясь на изучении экономического закона о развитии современного общества. Одна из главных основ наступления социализма – это накопление капитала. Капиталисты создают все больше своих производств, синдикатов, картелей и т. д., а наемные рабочие при этом лишь беднеют, что само по себе не может продолжаться бесконечно.
По его теории, капитализм должен погибнуть из-за внутренних противоречий, которые нельзя решить мирным путем. Этого вопроса касаются практически все труды Карла Маркса, в первую очередь «Капитал».
Главный вывод Маркса из этой теории состоял в том, что невозможно примирить буржуазию и пролетариат в рамках существующей системы. Также Карл Маркс утверждал, что этого не будет постоянно, потому что при накоплении капитала возрастает потребность в машинах и новых технологиях из-за высокой конкуренции, а также уменьшается потребность в человеческом труде. Такая стратегия ведет к большему обогащению одних (буржуазии) и обнищанию других (пролетариата), так как они все чаще остаются без работы.
Поэтому то, что Карл Маркс начинал как учение о развитии капитализма, стало впоследствии учением о его гибели и революционном переходе к социализму.
- 1. Предпосылки экономической мысли на Древнем Востоке. Древний Египет и Вавилония
- 3. Экономическая мысль в Древнем Китае
- 4. Экономическая мысль в Древнем Риме. Учение Катона
- 5. Учения Ксенофонта
- 6. Учения Платона
- 7. Учения Аристотеля
- 1. Средневековые учения Западной Европы. «Салическая правда»
- 2. Социально-экономические взгляды Ибн-Халдуна
- 3. Учения Фомы Аквинского
- 4. Социальная утопия Томаса Мора
- 5. «Русская Правда»
- 2. Учение Франсуа Кенэ
- 3. Деятельность Жака Тюрго
- 1. Классическая школа
- 2. Экономические взгляды Джона Стюарта Милля
- 4. Учение Томаса Мальтуса
- 2. Историческая школа Германии
- 3. Новая историческая школа Германии
- 2. Экономические взгляды Симона де Сисмонди
- 3. Утопические мечты Роберта Оуэна
- 2. «Капитал» Карла Маркса
- 1. Австрийская школа: теория предельной полезности как теория ценообразования
- 2. Экономические воззрения Ойгена Бем-Баверка
- 3. Учение Карла Менгера
- 4. Экономические воззрения Фридриха фон Визера
- 4. Теория полезности Уильяма Стенли Джевонса
- 5. Теория обмена Уильяма Стенли Джевонса
- 6. Теория предложения труда Уильяма Стенли Джевонса
- 7. Теория обмена Френсиса Исидро Эджуорта
- 1. Модель общего равновесия, включающая производство; проблема существования решения и процесс «tatonnement»
- 2. Теория общего равновесия в xXв.: вклад а. Вальда, Дж. Фон Неймана, Дж. Хикса, к. Эрроу и ж. Дебре
- 1. А. Маршалл – лидер кембриджской школы маржиналистов
- 3. Анализ полезности и спроса Альфреда Маршалла
- 5. Равновесная цена и влияние фактора времени Альфреда Маршалла
- 2. Общественное разделение труда у восточных славян. Появление городов, развитие торговли в Древней Руси
- 3. Внутреннее развитие Руси
- 5. Деньги и их роль в Киевской Руси
- 1. Причины и последствия феодальной раздробленности. Рост феодального землевладения
- 2. Русь в условиях монголе-татарского владычества. Социально-экономические и политические последствия монголо-татарского ига
- 4. Экономическая политика России второй половины XV-XVII вв.
- 5. Образование всероссийского рынка
- 2. Крестьянский вопрос. Сельское хозяйство и землепользование при Екатерине II
- 3. Промышленность, торговля и финансы при Екатерине II
- 4. Социально-экономическая политика Екатерины п. Дворянство и система местного самоуправления во второй половине XVIII в.
- 5. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.
- 1. Крымская война и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. Общая характеристика хозяйственно-экономического развития России в первой половине XIX в.
- 2. Экономические предпосылки ликвидации крепостничества. Отмена крепостного права. Расслоение российской деревни. Основные типы сельских хозяйств и их характеристика
- 5. Положение сельского хозяйства в 1860 – 1870-х гг.
- 6. Аграрная реформа п. А. Столыпина
- 2. Экономические взгляды в. И. Ленина
- 3. Первые социалистические преобразования. Военный коммунизм как этап становления командно-административной системы (1917 – 1921)
- 5. Изменения в денежной и кредитно-финансовой сфере
- 1. Экономика ссср накануне Великой Отечественной войны
- 2. Советская экономика в годы войны
- 3. Послевоенное развитие народного хозяйства
- 4. Страна накануне реформ
- 5. Реформирование советской экономической системы
- 6. Преобразования в социальной сфере
- 7. Экономика развитого социализма. Поиски новых форм и методов управления. Реформы 1960 – 1970-х гг.: сущность, цели, методы и итоги
- 1. Предыстория перестройки. Предпосылки ее возникновения
- 2. Реформирование политической системы. Реформа избирательной системы. Анализ либеральных и других движений.
- 1. Россия в первой половине 1990-х гг.
- 2. Продолжение курса реформ, шоковая терапия
- 3. Вопросы сохранения единства России. Новая конституция