1. Австрийская школа: теория предельной полезности как теория ценообразования
Австрийская школа появилась в 70-х гг. XIX в. Самые яркие ее представители – Карл Менгер (1840 – 1921), Ойген (Евгений) Бем-Баверк (1851 – 1914) и Фридрих фон Визер (1851 – 1926). Они явились основателями совершенно нового направления, которое стали называть «маржинализм», т. е. «предельный» Позже маржинализм назвали переворотом в экономической науке и присвоили название «маржиналистской революции».
Представители классической школы полагали, что стоимость товара – это количество труда, которое затрачено на его производство. Соответственно цена – стоимость в денежном выражении.
Представители австрийской школы придерживались совершенно противоположного мнения: ценность любого товара или услуги – это субъективное отношение к ним потенциального потребителя. Сам по себе товар лишен каких-либо экономических свойств.
Следовательно, главное – это конечный результат, который оценивает сам потребитель, опираясь на свои потребности и вкусы, а не на объем затрат на производство этого товара. К тому же, по мнению австрийцев, полезность каждой следующей единицы не остается на одном месте, а постоянно снижается. (В жаркий день человек очень хочет пить. Он готов отдать 10 или 20 руб. за стакан минеральной воды, но за второй стакан он не согласен платить столько же, потому что хочет пить не так сильно. В холодный же день он не согласится отдать за эту воду даже 2 руб., так как совершенно не хочет пить.)
Между «полезностью» и «ценностью» нельзя ставить знак равенства. Не любое благо ценно, хотя оно может быть полезным. Ценностью обладает лишь то, что является ограниченным по сравнению со спросом на него. (Снег для детей обладает полезностью, но не имеет ценности, так как его количество практически безгранично зимой.)
Маржиналисты разделили все блага на экономические (редкие) и свободные. В основном человека окружают экономические блага.
Цена на экономические блага зависит от потребности в них человека, а не от затрат на их производство.
Австрийцы полностью отрицали теорию трудовой стоимости, которую выдвинул в свое время Карл Маркс. Они также считали, что цена не имеет никакой объективной основы.
Теорию предельной полезности постоянно критиковали. Возможно, сама теория и ошибочна во многом, но она стала сильным толчком для дальнейших исследований в экономической области, например для разработки концепции «предельных величин» (предельных издержек, предельного дохода и т. д.).
Сейчас эта теория используется в микроэкономике, показывая образование издержек и цен, поведение потребителей, поведение фирмы в условиях ограниченных ресурсов и т. п.
- 1. Предпосылки экономической мысли на Древнем Востоке. Древний Египет и Вавилония
- 3. Экономическая мысль в Древнем Китае
- 4. Экономическая мысль в Древнем Риме. Учение Катона
- 5. Учения Ксенофонта
- 6. Учения Платона
- 7. Учения Аристотеля
- 1. Средневековые учения Западной Европы. «Салическая правда»
- 2. Социально-экономические взгляды Ибн-Халдуна
- 3. Учения Фомы Аквинского
- 4. Социальная утопия Томаса Мора
- 5. «Русская Правда»
- 2. Учение Франсуа Кенэ
- 3. Деятельность Жака Тюрго
- 1. Классическая школа
- 2. Экономические взгляды Джона Стюарта Милля
- 4. Учение Томаса Мальтуса
- 2. Историческая школа Германии
- 3. Новая историческая школа Германии
- 2. Экономические взгляды Симона де Сисмонди
- 3. Утопические мечты Роберта Оуэна
- 2. «Капитал» Карла Маркса
- 1. Австрийская школа: теория предельной полезности как теория ценообразования
- 2. Экономические воззрения Ойгена Бем-Баверка
- 3. Учение Карла Менгера
- 4. Экономические воззрения Фридриха фон Визера
- 4. Теория полезности Уильяма Стенли Джевонса
- 5. Теория обмена Уильяма Стенли Джевонса
- 6. Теория предложения труда Уильяма Стенли Джевонса
- 7. Теория обмена Френсиса Исидро Эджуорта
- 1. Модель общего равновесия, включающая производство; проблема существования решения и процесс «tatonnement»
- 2. Теория общего равновесия в xXв.: вклад а. Вальда, Дж. Фон Неймана, Дж. Хикса, к. Эрроу и ж. Дебре
- 1. А. Маршалл – лидер кембриджской школы маржиналистов
- 3. Анализ полезности и спроса Альфреда Маршалла
- 5. Равновесная цена и влияние фактора времени Альфреда Маршалла
- 2. Общественное разделение труда у восточных славян. Появление городов, развитие торговли в Древней Руси
- 3. Внутреннее развитие Руси
- 5. Деньги и их роль в Киевской Руси
- 1. Причины и последствия феодальной раздробленности. Рост феодального землевладения
- 2. Русь в условиях монголе-татарского владычества. Социально-экономические и политические последствия монголо-татарского ига
- 4. Экономическая политика России второй половины XV-XVII вв.
- 5. Образование всероссийского рынка
- 2. Крестьянский вопрос. Сельское хозяйство и землепользование при Екатерине II
- 3. Промышленность, торговля и финансы при Екатерине II
- 4. Социально-экономическая политика Екатерины п. Дворянство и система местного самоуправления во второй половине XVIII в.
- 5. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.
- 1. Крымская война и ее влияние на экономическую ситуацию в стране. Общая характеристика хозяйственно-экономического развития России в первой половине XIX в.
- 2. Экономические предпосылки ликвидации крепостничества. Отмена крепостного права. Расслоение российской деревни. Основные типы сельских хозяйств и их характеристика
- 5. Положение сельского хозяйства в 1860 – 1870-х гг.
- 6. Аграрная реформа п. А. Столыпина
- 2. Экономические взгляды в. И. Ленина
- 3. Первые социалистические преобразования. Военный коммунизм как этап становления командно-административной системы (1917 – 1921)
- 5. Изменения в денежной и кредитно-финансовой сфере
- 1. Экономика ссср накануне Великой Отечественной войны
- 2. Советская экономика в годы войны
- 3. Послевоенное развитие народного хозяйства
- 4. Страна накануне реформ
- 5. Реформирование советской экономической системы
- 6. Преобразования в социальной сфере
- 7. Экономика развитого социализма. Поиски новых форм и методов управления. Реформы 1960 – 1970-х гг.: сущность, цели, методы и итоги
- 1. Предыстория перестройки. Предпосылки ее возникновения
- 2. Реформирование политической системы. Реформа избирательной системы. Анализ либеральных и других движений.
- 1. Россия в первой половине 1990-х гг.
- 2. Продолжение курса реформ, шоковая терапия
- 3. Вопросы сохранения единства России. Новая конституция