logo search
Экзамен+-+экономика+организации

Сущность и методы государственного регулирования.

Сущность государственного регулирования.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

При рыночных отношениях государство воздействует на экономику посредством законодательных организаций, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений государственных инвестиций, льгот, кредитования, осуществления государственных и экономических программ.

Государственное регулирование экономики может быть направлено как на ограничение или подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности (производство и торговля наркотиками, оружия), так и на поддержание некоторых форм предпринимательства (содействие фермерских хозяйств, поддержка малых предприятий, освобождение от налогов и т.д.).

Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью – соблюдать интересы государства, общества, социально-незащищенных слоев населения.

Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были подавлены, ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей или частных лиц.

Методы государственного регулирования экономики.

Существуют следующие формы и методы государственного регулирования:

  1. Налоговое регулирование – осуществляется путем управления тех или иных объектов налогообложения, назначения налоговых ставок, введение налоговых льгот, освобождение от налога.

  2. Непосредственное государственное регулирование – осуществляется рядом отраслей объектов полностью или частично, применяется к предприятиям или организациям, имеющим жизненно-важное значение для экономики и общества – это военные, оборотные, энергетические объекты, заповедники, полезные ископаемые, водные ресурсы, курорты. Такие объекты чаще всего находятся в государственной и муниципальной собственности.

  3. Денежно-кредитное регулирование – вместе с налоговым иногда называют фискальной политикой государства. Оно состоит в воздействии государства на денежное обращение. Государство через центральный банк может регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливает предельные ставки банковского ссудного процента, предоставляет займы, выпускает облигацию и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменить денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы.

  4. Бюджетное регулирование – заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим меньше.

  5. Ценовое регулирование – заключается в том, что государством устанавливается предельный уровень цен, при этом государство запрещает их повышение, отклонение от этого уровня.

  6. Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда – выражается в форме государственного законодательства о труде и занятости. Такое законодательство призвано обеспечивать охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальная заработная плата, выплату пособий по безработице. Государство в праве устанавливать тарифы на оплату труда.

  7. Социальное регулирование – включает в себя государственное, социальное страхование, которое предусматривает меры, создающие возможность пенсионного обеспечения, помощь инвалидам, детям и другим гражданам, нуждающихся в помощи государства. Государство так же устанавливает уровень этих выплат.

  8. Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды – предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкции за загрязнения. Так же государственные органы устанавливают нормы выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды.