logo
Экзамен+-+экономика+организации

Бизнес-план: сущность и его основные разделы.

Бизнес – план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого- либо коммерческого проекта или создания нового предприятия или вида деятельности.

Это аналитический и перспективный документ, который составляется на 3 –5 лет. Для первого и второго года показатели рекомендуется составлять в помесячной и поквартальной разбивке, а далее начиная с третьего года в годовом разрезе.

Составление бизнес плана сегодня становится актуальным для предприятий всех форм собственности так как:

-во-первых, новое поколение предпринимателей, многие из которых никогда не руководили каким – либо предприятием, очень плохо представляют весь круг ожидаемых их проблем и пути их решения.

-во-вторых, меняющаяся среда ставит и опытных руководителей предприятий перед необходимостью по иному просчитать свои будущие шаги и готовиться к непривычному делу- борьбе с конкурентами.

- в третьих, рассчитывая получить инвестиции для расширения своего бизнеса, предпринимателю необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказать инвесторам, что он способен просчитывать все аспекты использования инвестиций.

Изучению и решению всех этих проблем и призван помочь бизнес –план – документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализируя проблемы с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы их решения.

Практическая значимость бизнес –плана определяется функциями, которые он выполняет.

Во-первых, он может быть использован для разработки ведения бизнеса. С разработкой бизнес –плана появляется возможность тщательно разработать стратегию и избежать ошибок еще на бумаге, а не в реальности;

Во – вторых, бизнес –план является инструментом, с помощью которого можно оценить фактические результаты деятельности предприятия за определенный период.

В- третьих, основным предназначением бизнес –плана является необходимость привлечения капиталов и добывания денежных средств.

Таким образом, бизнес- план позволяет предвидеть кризисные и неблагоприятные ситуации, что важно и для предприятия и для потенциальных инвесторов. Он обеспечивает установление деловых связей между партнерами, а также обеспечивает финансовое оздоровление предприятия.

В теории и практике нет жестко регламентированной структуры бизнес – плана: она может быть различной в зависимости от выполняемой функции – одна для начинающего предпринимателя и другая для действующего предприятия.

Бизнес- план может состоять из следующих разделов:

1. Возможности фирмы (резюме).

2. Виды товаров (услуг).

3. Рынки сбыта товаров и услуг.

4. Конкуренция на рынках сбыта.

5. План маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план.

8. Правовое обеспечение деятельности предприятия.

9. Оценка риска и страхование.

10. Финансовый план.

11. Стратегия финансирования

В разделе возможности фирмы (резюме) определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, т. е. для стратегического планирования разрабатываются:

- программа деятельности;

-цели фирмы;

-стратегия фирмы.

По каждому направлению деятельности фирмы устанавливаются цели, к которым стремиться фирма, и стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица. В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме и ее коммерческой деятельности.

В разделе бизнес – плана " Виды товаров" описываются все товары и услуги фирмы, которые предлагаются на рынке покупателям.

Раздел "Рынки сбыта товаров" направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать товар и где его ниша.

План маркетинга. Составляется план выхода продукции на рынок. Задаются основные параметры в области ценовой политики, товародвижения и продвижения продукции.

Производственный план. Устанавливает параметры производственной политики предприятия, определяет его производственные возможности, производственные мощности, технологическое обеспечение и последствия производственной деятельности.

Организационный план. Составляется план организационных мероприятий – привлечение партнеров, наем персонала, установление управленческой структуры, порядок организации проекта.

Финансовый план. Это важнейшая часть бизнес- плана, так как здесь задаются основные финансовые параметры деятельности предприятия и указываются источники финансирования и выплат.

Риски и страхование. Этот раздел выявляет все сложности, которые могут возникнуть при реализации проекта

-риски предприятия и меры предупреждения

-форс- мажорные обстоятельства

-гарантии инвесторам и партнерам.

Приложения. В приложения выносятся документы и расчеты имеющие вспомогательные значения.