Бизнес-план: сущность и его основные разделы.
Бизнес – план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого- либо коммерческого проекта или создания нового предприятия или вида деятельности.
Это аналитический и перспективный документ, который составляется на 3 –5 лет. Для первого и второго года показатели рекомендуется составлять в помесячной и поквартальной разбивке, а далее начиная с третьего года в годовом разрезе.
Составление бизнес плана сегодня становится актуальным для предприятий всех форм собственности так как:
-во-первых, новое поколение предпринимателей, многие из которых никогда не руководили каким – либо предприятием, очень плохо представляют весь круг ожидаемых их проблем и пути их решения.
-во-вторых, меняющаяся среда ставит и опытных руководителей предприятий перед необходимостью по иному просчитать свои будущие шаги и готовиться к непривычному делу- борьбе с конкурентами.
- в третьих, рассчитывая получить инвестиции для расширения своего бизнеса, предпринимателю необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказать инвесторам, что он способен просчитывать все аспекты использования инвестиций.
Изучению и решению всех этих проблем и призван помочь бизнес –план – документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализируя проблемы с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы их решения.
Практическая значимость бизнес –плана определяется функциями, которые он выполняет.
Во-первых, он может быть использован для разработки ведения бизнеса. С разработкой бизнес –плана появляется возможность тщательно разработать стратегию и избежать ошибок еще на бумаге, а не в реальности;
Во – вторых, бизнес –план является инструментом, с помощью которого можно оценить фактические результаты деятельности предприятия за определенный период.
В- третьих, основным предназначением бизнес –плана является необходимость привлечения капиталов и добывания денежных средств.
Таким образом, бизнес- план позволяет предвидеть кризисные и неблагоприятные ситуации, что важно и для предприятия и для потенциальных инвесторов. Он обеспечивает установление деловых связей между партнерами, а также обеспечивает финансовое оздоровление предприятия.
В теории и практике нет жестко регламентированной структуры бизнес – плана: она может быть различной в зависимости от выполняемой функции – одна для начинающего предпринимателя и другая для действующего предприятия.
Бизнес- план может состоять из следующих разделов:
1. Возможности фирмы (резюме).
2. Виды товаров (услуг).
3. Рынки сбыта товаров и услуг.
4. Конкуренция на рынках сбыта.
5. План маркетинга.
6. План производства.
7. Организационный план.
8. Правовое обеспечение деятельности предприятия.
9. Оценка риска и страхование.
10. Финансовый план.
11. Стратегия финансирования
В разделе возможности фирмы (резюме) определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, т. е. для стратегического планирования разрабатываются:
- программа деятельности;
-цели фирмы;
-стратегия фирмы.
По каждому направлению деятельности фирмы устанавливаются цели, к которым стремиться фирма, и стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица. В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме и ее коммерческой деятельности.
В разделе бизнес – плана " Виды товаров" описываются все товары и услуги фирмы, которые предлагаются на рынке покупателям.
Раздел "Рынки сбыта товаров" направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать товар и где его ниша.
План маркетинга. Составляется план выхода продукции на рынок. Задаются основные параметры в области ценовой политики, товародвижения и продвижения продукции.
Производственный план. Устанавливает параметры производственной политики предприятия, определяет его производственные возможности, производственные мощности, технологическое обеспечение и последствия производственной деятельности.
Организационный план. Составляется план организационных мероприятий – привлечение партнеров, наем персонала, установление управленческой структуры, порядок организации проекта.
Финансовый план. Это важнейшая часть бизнес- плана, так как здесь задаются основные финансовые параметры деятельности предприятия и указываются источники финансирования и выплат.
Риски и страхование. Этот раздел выявляет все сложности, которые могут возникнуть при реализации проекта
-риски предприятия и меры предупреждения
-форс- мажорные обстоятельства
-гарантии инвесторам и партнерам.
Приложения. В приложения выносятся документы и расчеты имеющие вспомогательные значения.
- Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Экономика предприятия (организации)»
- Роль и значение торговли в условиях рынка, ее функции.
- Виды торговли:
- Рынок: сущность, виды, функции.
- Можно дать несколько определений рынка:
- Рынок рабочей силы.
- Рынок недвижимости.
- Рынок земли, природных ресурсов, полезных ископаемых.
- Рынок духовного, интеллектуального продукта.
- Сущность предпринимательства, его виды.
- Всё многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано:
- По виду и назначению:
- По формам собственности:
- По количеству собственников:
- Основные формы предпринимательства:
- Организационно-экономические:
- Организационно-правовые предпринимательства:
- Сущность и методы государственного регулирования.
- 5. Торговое предприятие, его сущность.
- 6.Основные функции и цели торгового предприятия в условиях рынка. Факторы влияющие на эффективную работу предприятия.
- 7.Организационно-правовые формы предпринимательства.
- Организационно-экономические форм предпринимательства.
- Планирование, как экономическая категория, его функции и задачи.
- Бизнес-план: сущность и его основные разделы.
- Понятие и сущность коммерческого расчёта, его роль в условиях рыночной экономики.
- Принципы коммерческого расчёта.
- Сущность и значение оптовой торговли.
- 0Сновными задачами оптовой торговли являются:
- Сущность и значение розничной торговли.
- Товарооборот: понятие, состав. Сущность товарооборачиваемости.
- Оптовый товарооборот.
- Розничный товарооборот, его роль и значение.
- Валовый доход в торговых организациях.
- Факторы, влияющие на валовой доход
- Прибыль торгового предприятия.
- Товарные запасы и их виды.
- Источники формирования товарных запасов.
- Сущность себестоимости и её экономическое значение.
- Классификация затрат образующих себестоимость продукции.
- Состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции.
- Постоянные и переменные затраты.
- Основные фонды предприятия: экономическая сущность и классификация.
- Основные показатели использования основных фондов.
- Понятие, состав и структура оборотных средств.
- Сущность, классификация и значение капитальных вложений.
- Структура капитальных вложений.
- Планирование инвестиций на предприятии.
- Экономическая эффективность капитальных вложений.
- 33.Нематериальные активы. Аренда. Лизинг.
- 34.Кадры предприятия торговли: характеристика, состав, структура.
- 35.Производительность труда.
- 36.Нормирование труда.
- 37.Основные положения оплаты труда.
- 38.Формы и системы оплаты труда.
- 39.Прибыль и рентабельность.
- 40.Понятие и функции финансов торгового предприятия.
- Финансовый механизм и его элементы.
- Финансовые ресурсы торгового предприятия и их источники.
- Цена, как экономическая категория, функции цены.
- Система и виды цен.
- Торговая наценка и её влияние на установление розничной цены.
- Налог: понятие, сущность и назначение.
- Сущность и формы внешнеэкономической деятельности предприятия.
- Показатели уровня использования оборотных средств.
- Производственная мощность предприятия.
- Показатели использования основных фондов.