Прагматическая концепция бизнеса
Обе рассмотренные концепции являются двумя крайними позициями в оценке бизнеса как объективного явления. Преодоление указанных трудностей происходит лишь в третьей из названных выше концепций., а именно – прагматической концепции бизнеса.
Под прагматизмом здесь и далее понимается ориентация планов и целей деятельности людей н достижение практических выгод в обстоятельствах, имеющих объективный и поэтому не зависимый от воли и желания этих людей характер. Сущность прагматической концепции бизнеса состоит в том, что бизнес рассматривается как явление, неизбежное в контексте развития общества. Указанное явление оказывается, с одной стороны, необходимым, а с другой стороны, - выгодным людям. Которые воспринимаются обществом в качестве бизнесменов, стремящихся удовлетворить свои корыстные (эгоистические) интересы, и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность постоянно насыщать свои потребности при помощи созданных товаров и оказанных услуг.
Прагматизм данного подхода обусловлен тем, что понимание противоречивости бизнеса как объективного явления не сопрягается с выдвижением требований юридического, экономического и морального искоренения упомянутых противоречий. Напротив, противоречия и конфликты интересов, возникающие в связи с действиями людей, занимающихся бизнесом, не рассматриваются однозначно отрицательно. Роль конкуренции как позитивного фактора состоит в том, что обострение до разумных пределов стимулирует развитие экономики.
В целом, можно выделить следующие элементы прагматической концепции бизнеса:
бизнес – это необходимый и неизбежный компонент жизни людей в целом; он объединяет, с одной стороны, стремление отдельных граждан к реализации эгоистических интересов, с другой – стремление других людей к удовылетворению своих потребностей в товарах, работах, услугах.
Бизнес – это противоречивое явление, однако любые противоречия между людьми, причастными к бизнесу, хотя и могут выступать причиной разнообразных конфликтов, в общем, служат истоичником развития экономики и не имеют безнадеждно разрушительного характера;
Бизнес базируется на отношениях между людьми, каждый из которых, вступая в эти отношения, преследуют собственные интересы, не обязательные совпадающие с интересами других людей; с одной стороны, естественная конкуренция интересов ведет к конфликту интересов, к навязыванию интересов одних людей другим, собственные интересы которых в такой ситуации оказываются ущемлены, что, в конце концов, действительно, может привести к непредсказуемым последствиям; с другой стороны, в конечном итоге конфликт интересов не приводит к гибельным последствиям для человеческого общества, а напротив, способствует постоянному росту экономики и благосостояния людей;
Бизнес – это развивающееся явление; его направления, виды, технологии и инструменты постоянно совершенствуются в соответствии с изменениями, происходящими в обществе.
Прагматическая концепция бизнеса базируется на 4 теоретических основаниях. Первое основание – непротиворечивое определение самого термина «бизнес». Второе основание – положение о необходимости постоянного преодоления людьми естественной ограниченности материальных и нематериальных благ, лежащих в основе жизнедеятельности людей. Третье основание – представление о бизнесе как об обязательном компоненте деятельности людей вне зависимости от предмета данной деятельности. Четвертое основание – положение о наличии у людей совокупности особых свойств (деловых качеств), которые могут быть использованы в их повседневной деловой деятельности.
Человеческая история насчитывает тысячелетия, но во все времена то, в чем нуждался человек, с помощью чего он удовлетворял свои потребности, называлось благом. Благами могут быть материальные предметы и объекты (они называются материальными благами), а также услуги и действия (работы), которые выполняются одними людьми для других (они называются нематериальными благами).
Материальные блага всегда имеют предметную (объектную) форму, доступную органам чувств человека; таковыми являются воздух, вода, пища, одежда, жилье, другие предметы и объекты. Нематериальные блага не имеют предметной области, их польза для человека состоит в эффекте результат оказанной услуги или выполненной работы. Услуги составляют основу существования таких сфер общественной жизни, как образование, медицина, спор, право, культура, наука, информация, досуг. Вместе с тем оказание услуг осуществляется и в других областях (например, сервисное обслуживание техники, услуги по инсталляции программного обеспечение). С процедурами выполнения работ можно столкнуться в процессе строительства любых объектов (строительные работы), ремонта (ремонтные работы); к числу таковых следует отнести и другие виды деятельности людей в разных областях экономики.
Материальные блага, используемые людьми в процессе своей жизнедеятельности, могут различаться между собой по различным признакам. Принято различать материальные блага:
данные природой и произведенные людьми;
потребительские и инвестиционные;
частные и общественные;
воспроизводимые и не воспроизводимые.
Природные или произведенные материальные блага предназначены для личного, семейного, группового потребления, являются потребительскими благами. К их числу относятся, например, бытовая техника, мебель, одежда, продукты питания. Инвестиционные материальные блага включают в себя сырье, машины, оборудование, комплектующие изделия, которые необходимы для производства других материальных благ, оказания услуг и выполнения работ. Например, автотранспортные средства, используемые для перевозки сырья или готовой продукции, следует отнести к числу инвестиционных материальных благ, а используемые в семейном быту, - к числу потребительских.
В зависимости от того, кто именно является потребителем материальных благ, сами МБ разделяются на частные и общественные. МБ могут быть воспроизводимыми и уникальными. Уникальными являются те из них, которые не могут быть воспроизведены в силу различных обстоятельств. Остальные МБ являются воспроизводимыми.
И материальные блага, и услуги, работы могут существовать потенциально, в том числе в нашем воображении, и фактически, реально. Фактическое наличие любых благ, как материальных, так и нематериальных, фиксируется в тех случаях, когда потребность людей в таких благах совпадает с их предложением. По критерию соответствия потребности в благах и предложения благ целесообразно выделить свободные и ограниченные блага. Свободными или постоянно доступными благами являются те из них, потребность в которых всегда может быть удовлетворена. Таковыми могут быть лишь некоторые природные материальные блага, используемые в обычных обстоятельствах, например, воздух.
Все остальные материальные и нематериальные блага являются относительно ограниченными. Это значит, что размеры потребности в них всегда превышают размеры их предложения.
Относительная ограниченность благ возникает по разным причинам. Таковыми являются:
опережение развития потребностей людей по сравнению с динамикой предложения благ (так называемой «возвышение потребностей»);
относительная ограниченность природных ресурсов как потенциальных источников сырья для создания готовой продукции;
относительная ограниченность производственных возможностей людей, участвующих в создании готовой продукции;
относительная неравномерность географического распределения природных материальных благ, сырьевых и людских ресурсов, а также людей как обладателей потребностей в благах;
различия в показателях соответствия размеров и состава потребностей, с одной стороны, а также состава и размеров предложения благ, - с другой.
Названные причины обуславливают относительную ограниченность и материальных, и не материальных благ. Крайней степенью относительной ограниченности благ является их редкость. Если относительная ограниченность благ не выражается в их редкости, принято говорить об их относительной недостаточности.
Наличие относительной ограниченности материальных и нематериальных благ обусловливает действие в человеческом обществе объективной тенденции восполнения (преодоления) этой ограниченности. Поэтому деятельность людей по созданию продукции, оказанию услуг и выполнению работ всегда направлена на создание условий для обеспечения доступа других людей и своего собственного к благам.
Потребности членов общества в благах должны удовлетворяться, а следовательно, деятельность людей по созданию продукции, выполнению работ и оказанию услуг другим людям, другими словами, их дело, их бизнес всегда возникает там, где формируется объективная потребность в преодолении относительной ограниченности благ. Таким образом, блага являются объектами бизнеса, а относительная ограниченность благ становится объективны фактором, наличие которого побуждает человека искать возможность получать указанные блага.
Данная возможность реализуется двумя путями. Люди, занимающиеся бизнесом (субъекты бизнеса), вправе удовлетворять собственные потребности в благах самостоятельно, либо путем обращения к другим субъектам бизнеса посредством заключения с ними сделки.
Под сделкой следует понимать процедуру осуществления деловых отношений. Вступая в сделку, субъекты бизнеса реализуют свое стремление получить доступ к относительно ограниченным благам с помощью других людей. В сделках отражается противоречивый характер деловых отношений – с одной стороны, участниками сделки становятся конкуренты, с другой стороны, данные конкуренты оказываются заинтересованы во взаимном (взаимовыгодном) сотрудничестве. Сделки являются обязательным компонентом деловой деятельности людей вне зависимости от конкретного предмета данной деятельности.
Для возникновения сделки необходимо соблюдение ряда условий:
Люди, составляющие стороны данной сделки, должны обладать правом на вступление в сделку. Данное право определяется наличием у них правоспособности и дееспособности.
Сделки между субъектами деловых отношений должны быть целесообразны. Под целесообразностью сделки понимается соотнесение целей, ради которых люди вступают между собой в деловые отношения, и средств, которые могли бы обеспечивать возможность их достижения. Назначение сделки состоит в том, чтобы, связав цель бизнеса со средствами ее достижения, обеспечить каждому из участников сделки наилучшие условия доступа к относительно ограниченным благам. Правильное и умелое применение принципа целесообразности сделок является необходимым условием высокой эффективности бизнеса.
Проводимая сделка должна быть законной. Под законностью сделки понимается неуклонное следование нормам международного и национального законодательства всеми участниками деловых отношений на стадии подготовки сделки и в процессе ее осуществления.
Проведение сделок должно соответствовать обычаям делового оборота. Под обычаями делового оборота понимаются не предусмотренные законодательством или условиями конкретного договора, но сложившиеся и широко применяемые правила поведения, например, традиции исполнения участниками сделок тех или иных обязательств.
Порядок проведения сделки должен сопровождаться неукоснительным соблюдением условий договора в части сохранения служебных и коммерческих секретов участников сделки, поддержания заработанной сторонами ранее деловой репутации.
Пренебрежение указанными условиями влечет признание сделки недействительной. В Гражданском кодексе РФ, к примеру, содержится следующие признаки недействительности сделок. Сделка считается недействительной в силу признания ее таковым судом (в этом случае она называется оспоримой сделкой), либо независимо от такого признания (в этом случае она называется ничтожной сделкой). Сделка признается недействительной, если участником ее является лицо, не имеющее на это право. Сделка признается ничтожной, если:
она завершена с целью, заведомо противоположной закону или основам нравственности;
она совершенна лишь для вида, бз намерения создать соответствующие ей правовые последствия;
она является притворной – т.е. она совершена всего лишь с целью прикрытия другой сделки.
Если же основания признания сделки недействительной отсутствуют, данная сделка является правомерной. Правомерность сделки состоит в том, что она, во-первых, проводится субъектами бизнес, которые вправе быть участниками сделок (они обладают необходимыми правоспособностью и дееспособностью), а во-вторых, сопровождается обоснованием и соблюдением взаимных прав и обязанностей всех участников данных сделок.
Различают обязательственные права и вещевые права субъектов бизнеса. Вещевые права возникают у участников сделок по отношению к объектам бизнеса и состоят в исключительном использовании данных объектов бизнеса в интересах обладателя вещных прав. Основным вещным правом в бизнесе является право собственности. Обязательственные права возникают у субъектов бизнеса в качестве взаимных обязательств, подлежащих неукоснительному выполнению. Определение и описание таких взаимных обязательств составляет основу содержания любых договоров и контрактов, в виде которых письменно оформляются сделки между субъектами бизнеса, в том числе торговых контрактов, договоров поручения, а также учредительных договоров по созданию различных типов предпринимательских фирм.
Таблица 1.1
- Прагматическая концепция бизнеса
- Концепции бизнеса
- Принципы бизнеса
- Введение
- Классификация инвестиций по различным признакам
- Политика
- Программы
- Проекты
- Предынвестиционная
- 1. Предпосылки и история проекта
- Определение нормы рентабельности инвестиций
- Норма дохода
- Денежные потоки инвестиционного проекта
- Алгоритмы расчета показателей экономической эффективности Чистый дисконтированный доход
- Срок окупаемости
- Индексы доходности
- Внутренняя норма дохода
- Концептуальная схема оценки эффективности
- Подготовка исходной информации
- Оценка эффективности инвестиционного проекта в целом
- Общие вопросы
- Финансовая реализуемость инвестиционного проекта
- Расчет показателей эффективности участия акционеров в проекте
- Оценка бюджетной эффективности инвестиционного проекта
- Источники финансирования
- Методы финансирования инвестиционной деятельности
- Задачи оценки финансового состояния инвестиционного проекта
- Понятие неопределенности и риска
- Классификация неопределенности и рисков
- 10.3. Оценка эффективности инвестиций в облигации
- Экономия издержек обращения
- Ускорение концентрации капитала
- Ускорение научно-технического прогресса
- Срочность кредита
- Обеспеченность кредита
- Коммерческий кредит
- Ссуда денег и ссуда капитала
- Потребительский кредит
- Государственный кредит
- Международный кредит
- Показатели кредитоспособности
- Виды форфейтинговых ценных бумаг
- Основные направления развития форфейтинга
- Расчет номинальной стоимости форфетируемых векселей
- I способ.
- II способ
- III способ
- 2 Франчайзинг
- 3 Хеджирование
- Источники ценового риска
- Основные инструменты хеджирования
- Стратегии хеджирования
- Что дает хеджирование
- Примеры хеджирования
- 4 Лизинг
- Финансовый лизинг
- Особые виды лизинга
- 5 Факторинг
- 6 Эккаутинг
- 7 Кредитные операции
- Банковские операции «своп»