Классификация инвестиций по различным признакам
Классификационные признаки инвестиций | Типы инвестиций |
По организационным формам | Инвестиционный проект – предполагается, во-первых, наличие определенного объекта инвестиционной деятельности и, во-вторых, реализация, как правило, одной форы инвестиций. |
Инвестиционный портфель хозяйствующего субъекта включает различные формы инвестиций одного инвестора. | |
По объектам инвестиционной деятельности | Долгосрочные реальные инвестиции (капитальные вложения) в создание и воспроизводство основных фондов, в материальные и нематериальные активы |
Краткосрочные инвестиции в оборотные средства (товарно-материальные запасы, ценные бумаги и т.д.) | |
Финансовые инвестиции в государственные и корпоративные ценные бумаги | |
По формам собственности на инвестиционные проекты |
|
По характеру участия в инвестировании | Прямые инвестиции – предполагается прямое вложение средств в материальный объект |
Непрямые инвестиции – предполагается наличие посредника (портфельные инвестиции) | |
По направленности действий | Начальные инвестиции |
Инвестиции, направленные на выживаемость предприятия в будущем | |
Инвестиции для экономики текущих затрат | |
Инвестиции, вкладываемые для сохранения позиций на рынке | |
Инвестиции в повышение эффективности производства | |
Инвестиции в расширение производства (экстенсивные) | |
Инвестиции в создание новых производств (инновационные) | |
Реинвестиции |
Наибольшее распространение получила трактовка термина «инвестиции» как долгосрочное вложения капитала внутри страны и за рубежом в виде реальных и финансовых инвестиций, где реальные инвестиции – это вложения капитала в материальные и нематериальные активы, а финансовые инвестиции представляют собой вложения в финансовые активы.
В современных рыночных экономиках значительная часть инвестиций – финансовые, в РФ же основная часть – это реальные инвестиции.
Особое место в экономике России занимают иностранные инвестиции. В течение последних десятилетий вопрос о доле иностранных инвестиций для экономики любой страны, будь то промышленно развитая страны, типа США или Японии, или развивающая страна, остается актуальной. Каковы должны быть объем и структура иностранных инвестиций, чтобы принести наибольшую пользу национальной экономике? Каковы основные критерии при выборе приоритетных направлений для вложения отечественных и иностранных инвестиций.
В таблице представлены данные по объему и структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования за 2003 и 2004 г.г.
Таблица 2
Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования, млрд руб.3
| 2003 год | 2004 год | ||
млрд руб. | к итогу % | млрд руб. | к итогу % | |
Инвестиции в основной капитал – всего в том числе по источникам финансирования: | 1165,2 | 100 | 1 599,5 | 100 |
Собственные средства из них: | 537,16 | 46,1 | 804,5 | 50,3 |
Прибыль оставшаяся в распоряжении организации | 272,65 | 23,4 | 428,7 | 26,8 |
Амортизация | 210,9 | 18,1 | 308,7 | 19,3 |
Привлеченные средства | 628,0 | 53,9 | 794,95 | 49,7 |
из них средства консолидированного бюджета | 247,0 | 21,2 | 316,7 | 19,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
Федерального бюджета | 67,6 | 5,86 | 92,77 | 5,8 |
Бюджетов объектов РФ и местных бюджетов | 179,4 | 15,4 | 223,93 | 14,0 |
Источник. Российский статистический ежегодник: Статистический сб./ Госкомстат России. М., 2003;2004
Иностранные инвестиции (согласно ФЗ от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях РФ», редакция на 25.07.2002 г.) определяются как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору (если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте РФ в соответствии с федеральными законами), в том числе денег ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также услуг и информации.
Иностранные инвестиции имеют несколько иную классификацию, чем отечественные. Согласно методике Госкомстата России они подразделяются на прямые, портфельные и прочие.
Прямые это те инвестиции, которые сделаны юридическими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием ил контролирующими не менее 10% акций или акционерного капитала предприятия.
Портфельные инвестиции – покупка акций, векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10% в общем акционерном капитале предприятия.
Инвестиции, не попадающие под определение прямых и портфельных, относятся к прочим. Это торговые и прочие кредиты, банковские вклады и др.
В экономической литературе инвестиции рассматриваются как акт отказа от сиюминутного потребления благ ради полного удовлетворения потребностей в последующие годы посредством инвестирования средств в объекты предпринимательской деятельности. Это более глубокое по содержанию определение, связывающее две стороны понимания инвестиций – как затраченного капитала и как капитала, который позволяет достичь намеченного результата.
МЕСТО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СТРУКТУРЕ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИЙ
Корпоративная стратегия является системой проектов и программ, позволяющих обеспечить достижение целей организации. Сегодня рассмотрим функциональные стратегии (или политики), а также межфункциональные проекты и программы. В свою очередь проекты и программы состоят из отдельных мероприятий. Таким образом, структура – это система функциональных стратегий, межфункциональных программ и проектов, состоящих из отдельных мероприятия.
В явном виде политики не имеют целевого назначения, а могут быть рассмотрены как детализация стратегии по функциям, ею выполняемым. Поэтому функциональные стратегии носят предписывающий характер. Тем не менее совокупность функциональных стратегий образуют систему, поскольку они как элементы связаны между собой, обособлены от внешней среды и взаимодействуют с ней как нечто целое.
«Функциональные стратегии, - пишет Бенгт Карлофф, - необходимы для соответствующего распределения ресурсов отделов и служб компании». И далее: «Важно подразделять портфельную стратегию на ряд деловых стратегий и затем – на функциональные стратегии, поскольку фактически приток ресурсов происходит обычно на функциональном уровне. Основными функциями управления являются развитие, производство, маркетинг и администрирование. Выполнение каждой из функций поручается ряду специалистов отделов, таких, как отдел информации, отдел кадров или отдел электронной обработки данных».
Как правило, разрабатываются следующие функциональные стратегии:
финансовые стратегии, которые заключаются в прогнозировании финансовых результатов деятельности и расходовании финансовых ресурсов;
стратегии управления персоналом, направленные на эффективное использование такого фактора производства, как труд во всех его проявлениях (в том числе в виде идей и деятельности);
инновационные и имитационные стратегии, проявляющиеся в активизации деятельности;
производственные стратегии как стратегии эффективного использования факторов производства – труда, собственности и капитала;
маркетинговые стратегии, которые определяют что производить, где это будет продано и на каких условиях;
иногда разрабатываются и другие функциональные стратегии: информации, реинжиниринга, безопасности.
Следовательно, можно говорить, что модель состава стратегии может быть представлена классифицированным перечнем, состоящим из функциональных стратегий.
Нельзя сказать, что функциональные стратегии не связаны между собой и реализуются независимо. Напротив, важно получить синергетический эффект от их совместной реализации.
Наряду с политиками или, точнее, вместо функциональных стратегий чаще всего разрабатываются программы и проекты, направленные ленные на достижение стратегических целей.
Программы и стратегии соотносятся как часть и целое, те. стратегию можно представить системой программ.
В том случае, если программа комплексная (состоящая из нескольких подпрограмм, охватывающих все основные аспекты деятельности организации), а генеральная цель программы совпадает со стратегической целью, можно говорить о модели структуры стратегии (см. рис.). Указанное становится возможным в силу того, что такой программе имеет место не только состав программ и подпрограмм, отражающий существо стратегии, но и обозначены связи между программами, подпрограммами и стратегической целью.
Стратегии
Проекты (стратегические) Программы (межфункциональ-ные)
Политика (функциональные стратегии)
Проекты (программные)
Программы (функциональные) Проекты (локальные)
Мероприятия Мероприятия Мероприятия
РЕСУРСЫ РЕСУРСЫ
РЕСУРСЫ
Рис. Модель структуры стратегии
Таким образом, мы получаем модель структуры системы стратегического управления, состоящей из взаимосвязанных программ.
Конкретизация политик, программ и проектов заключается, как правило, в разработке планов организованных действий, т.е. в разработке планов мероприятий и определении ресурсов, необходимых для их выполнения.
Функциональные стратегии представляют собой модели поведения организации в части выполнения определенных функций или достижения функциональных целей организации. Подсистемами корпоративной стратегии являются функциональные политики НИОКР, производство, маркетинг, финансы, человеческие ресурсы, закупки, информационные системы и т.д.). Функциональные стратегии добавляют детали в стратегию бизнеса и показывают, функциональные действия будут предприняты в первую очередь. Главная роль функциональной стратегии — поддержка общей стратегии бизнеса. Другая роль — достижение функциональных целей. Причем отдельные функциональные цели работнику, не участвовавшему в разработке стратегии, могут казаться не связанными с достижением основной стратегии организации в определенный промежуток времени.
Так, основной целью инновационной политики (политики НИОКР) является развитие технологий производства конечного продукта. Однако к инновациям можно отнести использование например, современных методов обмена информацией (объединение удаленных подразделений предприятия с помощью Интернет-технологий с головной организацией), которое позволит значительно сэкономить время взаимодействия подразделений предприятия, а значит, в конечном итоге послужит достижению стратегической цел эффективности использования рабочего времени.
Производственная политика является одной из основных функциональных стратегий. Она предусматривает совокупность действий, направленных на превращение сырья и труда в продукты и услуги. При этом должны быть решены важные вопросы: степень оснащенности производственного процесса (автоматизация), производственные отношения (на пути изготовления конечного продукта), планирование и организация производства, эффективность различных процессов.
Политика маркетинга и продаж имеет неоспоримое значение для достижения общей стратегии бизнеса. Она подразумевает совокупность действий, связанных с выбором «нужной» продукции, установлением цены товара, определением выгодных рынков его сбыте, использованием средств рекламы для продвижения продукции на рынке, организацией системы продаж продукции через оптовую розничную и дилерскую сеть.
Кадровая политика как самостоятельная функциональная стратегия разрабатывается для управления людскими ресурсами. Она должна быть достаточно эффективной и доступной, чтобы все уровни управленцев предприятия придерживались единого подхода в мотивациях процесса труда и уровень подготовки персонала организации соответствовал ее стратегической цели. Кадровая политика предусматривает подготовку и переподготовку кадров, создание рабочих мест и т.д.
Политика материального снабжения — это совокупность стратегий, связанных с закупками и поставками, хранением на складе и внутренним распределением продукции. Поиск дешевых поставщиков или закупка только высококачественных материалов, организация системы внутреннего хранения и распределения сырья «без потерь» или увеличение скорости поступления материалов в производство — одна из этих функциональных стратегий может быть принята в зависимости от общей цели организации.
Среди функциональных стратегий предприятия присутствует инвестиционная политика. Инвестиционная политика определяет выбор и способы реализации наиболее рациональных путей обновления и расширения производственного, научно-технического, финансового потенциала предприятия. Данная политика направлена на достижение финансовой устойчивости и создание условий для будущего развития.
При разработке инвестиционной политики определяется общий объем инвестиций, способы рационального использования собственных средств и возможности привлечения дополнительных денежных ресурсов. Инвестиционные проекты согласуются между собой по объемам выделяемых ресурсов и срокам реализации исходя из достижения максимального общего экономического эффекта.
Для реализации целей и задач инвестиционной политики могут быть разработаны исключительно инвестиционные проекты или программы. Например, программа «Выход на рынок ценных бумаг» (проект дополнительного выпуска акций предприятия и проект подготовки акций предприятия к котировке на бирже). В результате ее реализации будет решена проблема привлечения дополнительных финансовых ресурсов за счет очередной эмиссии акций и будет заложен потенциал новых эмиссий в результате котировки акций на бирже. Программа потребует вложений для ее реализации, а по окончании срока даст приток инвестиционного ресурса.
Из общего объема инвестиций часть направляется на исполнение таких элементов корпоративной стратегии, как межфункциональные программы и проекты. Они предусматривают решение отдельных задач, входящих в общую корпоративную стратегию, но сформулированных обычно как достижение отдельных этапов на пути к вершине миссии организации (такие, как «программа качества», «программа сертификации продукции», «проект реконструкции производственного корпуса»). Каждая программа или отдельный целевой план требует вложения ресурсов (трудовых, производственных, организационных и др.), на первом месте из которых целесообразно назвать инвестиции (финансовые ресурсы).
Практически все планы и программы разрабатываются с том инвестирования. Каждый этап целевой программы требует финансирования. Кроме того, эффективная реализация отдельных проектов и программ, а также функциональных стратегий может привести к достижению финансовых результатов (прибыли), которые могут в свою очередь, являться источниками инвестирования на последующих этапах реализации стратегии предприятия. То есть инвестиции сами по себе являются ресурсами для отдельных проектов, а результами реализации проектов может быть возникновение новых источников инвестиций. При разработке схемы финансирования проект учитываются, таким образом, не только привлеченные инвестиции, но и высвобождаемые со временем инвестиционные ресурсы (при росте собственных оборотных средств, средства из амортизации, основных производственных фондов).
Инвестиционная политика использует стандартные подходы для принятия решений при выборе и реализации инвестиционных проектов. Сначала анализируется внешняя и внутренняя среда инвестирования, формируются цели, приоритеты, критерии инвестиционного проекта. Затем создаются варианты (альтернативы) инвестирования, из которых по критерию максимизации положительного эффекта и минимизации отрицательных последствий выбирается лучший. Создается система управления, мониторинга и оценки результатов внедряемого проекта, связанная обратными связями со всеми предшествующими этапами.
Одно из обязательных условий реализации ИП – эффективность использованных инвестиционных ресурсов. При этом используются следующие критерии: рост доходности проекта, прибыль от проекта, ликвидность, рост объемов продаж, конкурентоспособность. ИП становится реальным, выполнимым, если соблюдаются следующие условия:
проект конкурентоспособен, расчетным путем доказано превосходство данного проекта над другими;
при реализации проекта будут достигнуты определенные цели;
возможные конфликты разрешены;
имеется подготовленная программа менеджеров, готовых реализовать проект;
проект обеспечен необходимыми ресурсами;
разработаны детальные планы с учетом возможных отклонений.
Управление инвестиционными ресурсами предприятия происходит внутри всех целевых проектов и программ и одновременно внутри отдельных инвестиционных проектов. Таким образом, инвестиционная политика – сложная система, управляющая инвестиционными ресурсами предприятия. Основная задача инвестиционной политики предприятия – четко распределить инвестиционные ресурсы (финансовые и нематериальные) между отдельными проектами и программами фирмы, сформировать «портфель инвестиций» – реальные инвестиционные проекты, достигнуть при их реализации определенных результатов и добиться эффективности каждого инвестиционного проекта.
С другой стороны, инвестиционная политика – это совокупность различных подходов и решений, используемых для эффективных вложений средств в какое-либо предприятие (дело). Элементы инвестиционной политики представлены в таблице
Процесс инвестирования: каким образом осуществлять? | Эффективность инвестиций: как оценить? |
Источники инвестиций: кто дает? | Направление инвестиций: куда вкладывать? |
Во времени инвестиционная политика ориентирована на достижение среднесрочных и долгосрочных целей инвестиционной деятельности и определяет основные пути их достижения. Эжто особенно важно в условиях длительности инвестиционного цикла, многократности и изменчивости рыночной конъюнктуры.
Инвестиционная политика должна разрабатываться как на микроуровне, так и высшем уровне управления государством. На микроуровне – для предприятий, финансово-промышленных групп, холдингов, банков, фондов и даже семей, осуществляющих инвестиционные проекты.
Не менее важна инвестиционная политика региональных и муниципальных уровней управления, которая должна учитывать перспективы развития территориальных единиц с учетом их особенностей, служить основой для выработки целевых программ, селективной поддержки наиболее перспективных проектов. На территориальном уровне разработкой и реализацией инвестиционной политики занимаются администрации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В координации региональной инвестиционной политики принимают участие федеральные органы исполнительной власти, а также полномочные представители Президента РФ по федеральным округам.
На макроуровне выработка и реализация федеральной государственной инвестиционной стратегии помогает концентрировать ограниченные бюджетные средства и меры поддержки в наиболее перспективных отраслях и регионах, поддерживать динамически сбалансированность в развитии экономики в целом, переход ее в ново качественное состояние с наименьшими затратами. Выработка и осуществление перспективной инвестиционной и инновационной политики — функция Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Следует сказать и о международной инвестиционной политике всего мирового сообщества, межгосударственных региональных объединений (СНГ, ЕС), отдельных международных финансовых институтов (Международного и Европейского банков реконструкции и развития, МВФ, Глобального экологического фонда и др.).
Инвестиционная политика должна быть, с одной стороны, рассчитана на достаточно длительный период времени (с учетом сроков разработки, осуществления и окупаемости проектов), а с другой стороны — вариантной, гибкой, допускающей своевременные коррективы с учетом конъюнктуры. Задачи и методы реализации этой политики меняются в разных фазах экономического цикла.
В фазах кризиса и депрессии, когда преобладает стратегия выживания, цель инвестиционной политики — сохранение, поддержка укрепление части основного капитала, наиболее жизнеспособной и перспективной, пригодной для производства конкурентоспособной продукции.
В фазах оживления и подъема преобладает стратегия прорыва, приходит время инвестиционного бума, и задача состоит в своевременном и комплексном осуществлении инвестиций и инноваций, способствующих расширению освоенных рыночных ниш и завоеванию новых.
В фазе зрелости (стабильного развития) государственная поддержка минимальна, инновации и инвестиции реализуются обычным рыночным путем в соответствии с выработанной на микроуровне политикой. Следовательно, инвестиционная политика должна своевременно учитывать перемены курса на различных фазах экономического цикла.
Системный подход позволяет построить графическую модель, демонстрирующую основные факторы, влияющие на содержание петиционной политики, а также отражающие параметры проектов и программ, в которых могут содержаться межфункциональные аспекты инвестирования (см. рисунок).
- Прагматическая концепция бизнеса
- Концепции бизнеса
- Принципы бизнеса
- Введение
- Классификация инвестиций по различным признакам
- Политика
- Программы
- Проекты
- Предынвестиционная
- 1. Предпосылки и история проекта
- Определение нормы рентабельности инвестиций
- Норма дохода
- Денежные потоки инвестиционного проекта
- Алгоритмы расчета показателей экономической эффективности Чистый дисконтированный доход
- Срок окупаемости
- Индексы доходности
- Внутренняя норма дохода
- Концептуальная схема оценки эффективности
- Подготовка исходной информации
- Оценка эффективности инвестиционного проекта в целом
- Общие вопросы
- Финансовая реализуемость инвестиционного проекта
- Расчет показателей эффективности участия акционеров в проекте
- Оценка бюджетной эффективности инвестиционного проекта
- Источники финансирования
- Методы финансирования инвестиционной деятельности
- Задачи оценки финансового состояния инвестиционного проекта
- Понятие неопределенности и риска
- Классификация неопределенности и рисков
- 10.3. Оценка эффективности инвестиций в облигации
- Экономия издержек обращения
- Ускорение концентрации капитала
- Ускорение научно-технического прогресса
- Срочность кредита
- Обеспеченность кредита
- Коммерческий кредит
- Ссуда денег и ссуда капитала
- Потребительский кредит
- Государственный кредит
- Международный кредит
- Показатели кредитоспособности
- Виды форфейтинговых ценных бумаг
- Основные направления развития форфейтинга
- Расчет номинальной стоимости форфетируемых векселей
- I способ.
- II способ
- III способ
- 2 Франчайзинг
- 3 Хеджирование
- Источники ценового риска
- Основные инструменты хеджирования
- Стратегии хеджирования
- Что дает хеджирование
- Примеры хеджирования
- 4 Лизинг
- Финансовый лизинг
- Особые виды лизинга
- 5 Факторинг
- 6 Эккаутинг
- 7 Кредитные операции
- Банковские операции «своп»