Подготовка исходной информации
Исходная информация для экономического обоснования инвестиционного проекта содержится в соответствующих разделах ТЭО. Для целей планирования ее необходимо классифицировать по двум направлениям:
Информация, предопределенная содержанием проекта (маркетинговая, технико-технологическая и др.).
Характеризующая окружающую макроэкономическую среду и налоговое окружение.
Логика преобразования информации в интегрированную экономическую информацию, являющуюся, в свою очередь, входной для определения показателей эффективности проекта, состоит в следующем. Блок 1, т.е. техническая, технологическая и организационная информация по результатам разработки технических, строительных, организационных разделов проектов и маркетинговых исследований (объем продаж, номенклатура, ассортимент продукции; материально-техническая база: производственные площади, состав оборудования, проектная мощность; нормативы расхода (использования) ресурсов; объем потребных ресурсов по видам на заданную мощность; производственная и организационная структура управления), и блок 2, т.е. показатели внешней среды и налоговое окружение (цены на оборудование, материальные ресурсы, СМР, нормы и методы расчета амортизации; темпы инфляции и курсы валют; банковские проценты по кредитам, депозитам, доходность по ценным бумагам на рынке капитала; величины по видам налогов и периоды начисления; нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционную и производственную деятельность) сводятся в блок 3 – первый уровень интегрированной экономической информации (выручка от реализации; потребность в основном и оборотном капитале; текущие издержки; источники финансирования).
Блок 3 в свою очередь преобразуется в блок 4 – второй уровень интегрированной экономической информации (входные данные для расчета эффективности, т.е. движение денежных средств (финансово-инвестиционный бюджет), расчет прибыли, баланс, норма дохода инвестора), который перетекает в заключительный блок 5 – показатели эффективности (чистый дисконтированный доход, индекс доходности, срок возмещения единовременных затрат, внутренняя норма дохода, финансовая надежность).
Исходная информация по блоку 1 с привязкой к соответствующему направлению разрабатываемого проекта была уже ранее рассмотрена. По своему содержанию она соответствует привычной информации, используемой на предприятиях для планирования. Дополнительный комментарий необходим для информации блока 2.
В логической схеме потоков информации, связанных с расчетами эффективности, информация о внешней среде и налоговом окружении указана в блоке 2.
Показатели внешней среды характеризуют макроэкономические параметры функционирования проекта, а именно:
Цены на оборудование, запчасти, материалы; топливно-энергетические ресурсы.
Банковские процентные ставки.
Общую динамику инфляции на финансовом рынке.
Темпы инфляции по отдельным элементов доходов и затрат проекта.
Учетную ставку Центрального банка РФ.
Периоды начисления процентов по кредитов.
Курсы обмена валют.
ЦЕНА. Речь идет об оптовых ценах на все виды материальных ресурсов, используемых в процессе создания и реализации проекта (это прежде всего цены на закупаемое оборудование, расходные материалы, комплектующие, инструменты и т.п., а также на строительные материалы, используемые для расчета стоимости строительно-монтажных работ). Вышеизложенное также относится также к продукции (услугам) по проекту.
Следует иметь в виду, что к расчетам эффективности инвестиций налог на добавленную стоимость не имеет отношения (как, впрочем, и налог с продаж). Поэтому оптовые цены на используемые ресурсы, готовую продукцию должны приниматься без НДС. Абсолютные размеры НДС участвуют только в расчетах потребности в инвестициях, связанных с реализацией проекта.
В расчетах эффективности стоимостные показатели могут выражаться в текущих прогнозных или дефлированных ценах.
Текущие цены – это цены, сложившиеся на момент разработки проекта. Они принимаются без учета инфляции. В некоторых случаях их называют базисными или постоянными. Но следует иметь в виду, что текущие цены совсем не обязательно являются неизменными. Их изменение могут быть предусмотрено проектом независимо от инфляции, например, в результате изменения качества выпускаемой продукции или предусмотренного проектом постепенного сближения цен на какой-либо товар или услугу с мировыми.
Прогнозными называют цены, ожидаемы на будущих шагах расчетного периода. Они устанавливаются с учетом прогнозируемых темпов инфляции по всем видам применяемых ресурсов, видам продукции и услуг. Формула расчета:
Цckmp = Цkmp *GJm,
где Цckmp – прогнозная цена на k-й продукт (услугу, ресурс);
Цkmp – действующая цена на этот же продукт (услугу, ресурс);
GJm– базисный индекс инфляции на k-й продукт (услугу, ресурс).
В расчетах эффективности используют процедуру дефлирования. В методических рекомендациях используют «дефлированные цены». Дефлированными ценами называются прогнозные цены, приведенные к уровню цен фиксированного момента времени (начало расчетного периода) путем их деления на базисный индекс инфляции. Но в практике оценки эффективности такие цены по видам ресурсов, продукции или услуг не устанавливают. Дефлирование относится не к конкретному ресурсу или продукту, а к денежному потоку, исчисленному в прогнозных ценах. Процедуру дефлирования проводят для того, чтобы устранить искажающее влияние общей инфляции на результаты оценки интегральных показателей эффективности. Если единый поток выражен в рублях, расчет проводится по формуле:
m = сm / GJm,
где m – денежный поток в дефлированных ценах на шагеm;
сm – итоговый поток денежных средств в прогнозных ценах на этом шаге m;
GJm– индекс общей инфляции на шаге m.
В зависимости от стадии проектирования и вида эффективности расчета эффективности проводят в текущих или прогнозных ценах.
На начальных стадиях разработки проекта можно проводить расчеты в текущих (постоянных) ценах. Это помогает оценить саму идею проекта. Для нас важно и то, что это упрощает проведение расчетов и анализ показателей эффективности.
Расчет эффективности проекта в целом рекомендуется осуществлять как в текущих, так и в прогнозных ценах.
Разработку схем финансирования и оценку эффективности участи в ИП следует проводить только в прогнозных ценах.
Для расчета экономической эффективности денежные потоки, определенные в прогнозных ценах (как для оценки проекта в целом, так и для расчета эффективности участия в проекте), должны предварительно дефлироваться.
Инвестиционные проекты нередко осуществляются одновременно в разных валютах. Их продукция может продаваться как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Это же относится к приобретаемым ресурсам. Кроме того, проект может иметь транснациональный характер, т.е. в его реализации участвует ряд стран.
Для правильного расчета показателей эффективности рекомендуется отображать денежные потоки в той же валюте, в которой они реализуются при осуществлении проекта (продажа и покупка на внутреннем рынке – в рублях, на внешних – в инвалютах). Вслед за этим их необходимо приводить к единой итоговой валюте, а затем дефлировать, используя базисный индекс инфляции, соответствующий этой валюте.
Чаще всего для ИП, осуществляемых в Росси, в качестве итоговой валюты целесообразно выбирать рубль. При необходимости потоки можно проводить и к дополнительной итоговой валюте (доллар, евро, иена, др.)
Для экономических расчетов по проекту требуется информация об общей динамике инфляции по определенным элементам, формирующим затраты и результаты от инвестирования. Общая динамика инфляции требуется для расчетов и преобразования номинальных и реальных ставок по кредитам.
ОБЩАЯ ДИНАМИКА ИНФЛЯЦИИ на финансовом рынке определяется исходя из официально публикуемых показателей инфляции в целом по экономике Росси.
При оценке проекта рекомендуется пользоваться ставками и показателями инфляции на финансовом рынке, которые действуют на момент проведения расчетов. В последующем в процессе анализа чувствительности эти показатели могут варьироваться.
ТЕПМЫ ИНФЛЯЦИИ по отдельным элементам, формирующим затраты и результаты от инвестирования, необходимы для корректировки входных данных в процессе проведения финансово-экономического анализа проекта в текущих ценах. Инфляция по разному воздействует на отдельные элементы, формирующие доходы и затраты, поэтому следует прогнозировать динамику инфляции:
по элементам инвестиционных затрат (оборудованию и др.);
элементам текущих затрат (материалам, зарплате и пр.);
динамике цен на продукцию
Результаты прогнозов оформляются в виде таблицы (см. ниже).
Таблица. Показатели динамики инфляции
Показатели | Интервалы расчета | ||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | … | n | |
Наименование активов 1–m Ежемесячный темп инфляции Годовой темп (нарастающим итогом) |
|
|
|
|
|
|
|
Наименование продукции 1 – n Ежемесячный темп инфляции Годовой темп (нарастающим итогом) |
|
|
|
|
|
|
|
Наименование затрат 1 – k Ежемесячный темп инфляции Годовой темп (нарастающим итогом) |
|
|
|
|
|
|
|
Ежемесячный темп инфляции Годовой темп (нарастающим итогом) |
|
|
|
|
|
|
|
Для перерасчета месячных показателей инфляции (если это необходимо) в годовые используется формула:
где Iгод,Iмес– ежегодный и ежемесячный темпы инфляции, соответственно.
УЧЕТНАЯ СТАВКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ И ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ – важнейшие индикаторы финансового рынка. Их широко используют в аналитических исследованиях экономики и практики ТЭО проектов.
БАНКОВСКИ ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ характеризуют цену заемных источников финансирования проектов. Их применяют при расчетах издержек по обслуживанию кредита как элемента текущих затрат на производство. Банковские процентные ставки по долгосрочным кредитам широко используются для обоснования такого важного критерия эффективности инвестиций, как приемлемая для инвестора норма дохода.
ПЕРИОД НАЧИСЛЕНИЯ ПРОЦЕНТОВ ЗА БАНКОВСКИЕ КРЕДИТЫ используется для расчета той статьи потока реальных денежных средств, которая отражает затраты по обслуживанию кредита, а также для расчета статьи «Расчеты по выплате процентов за кредиты» в составе нормируемых текущих пассивов. Стандартное значение периода начисления процентов за банковские кредиты равно 30 дням.
КУРСЫ ОБМЕНА ВАЛЮТ требуются для расчетов финансовых потоков инвестиционных проектов, в которых исходные показатели представлены более чем в одной валюте. Для целей инвестиционного планирования необходимо построить прогноз динамики курса обмена валюты на дату начала проекта и весь расчетный период. Динамика обменного курса может не совпадать с темпами инфляции.
НАЛОГОВОЕ ОКРУЖЕНИЕ. В расчетах финансово-экономических показателей должны быть учтены наиболее значимые виды налогов. Кроме того, для расчета показателя «Расчеты с бюджетом» в составе нормируемых текущих пассивов следует указать периоды их начисления. Важно также установить перечень налоговых льгот и их законодательное закрепление для того или иного вида деятельности, применительно к которому разрабатывается инвестиционный проект.
Особое внимание следует обратить на методические особенности отнесения затрат, связанных с инвестициями, на себестоимость продукции, порядок отражения в расчетах финансовых результатов, льгот по налогообложению, акцизов, экспортных пошлин, НДС.
Указанная выше информация может быть получена из нормативных документов (законов, указов, постановлений), регулирующих производственно-хозяйственную деятельность предприятий в части налогообложения, порядка отнесения затрат на себестоимость продукции, формирования результатов финансовой деятельности и др.
Сущность подготовки интегрированной экономической информации
Суть подготовки интегрированной экономической информации сводится к преобразованию по определенной методике технико-технологической информации и внешней информации в экономическую по проекту создания производственного объекта, т.е. в доход, инвестиционные издержки, текущие издержки, прибыль и т.п. Такая информация даст возможность сформировать потоки денежных средств, а в последующем – оценить эффективность проекта. Все эти превращения должны быть в конечном счете представлены в четких, унифицированных формах, позволяющих проследить и проанализировать достоверность определяемых показателей7.
Объем исходной (первичной) информации зависит от стадии разработки проекта, на которой производится оценка эффективности. На начальной стадии она весьма ограничена. По мере проработки проекта, проведения необходимых маркетинговых, технологических и иных исследований ее состав расширяется и уточняется. Это предопределяет возможности разработки достаточно надежной интегрированной информации, являющейся входной для расчета показателей эффективности.
В таблице ниже приведен примерный состав информации, необходимой и достаточной для расчета эффективности на отдельных стадиях инвестиционного проектирования.
Таблица. Примерная номенклатура информации, необходимой для оценки эффективности на отдельных стадиях проектирования
Наименование исходной информации | Стадии проектирования | ||
Инвестиционное предложение | Предварительное ТЭО | Окончательное ТЭО | |
1. Общие сведения Цель проекта | + | + | + |
Характер проектируемого производства, состав производимой продукции (работ, услуг), объем |
+ |
+ |
+ |
Сведения о размещении производства |
|
+ |
+ |
Сведения о применяемой технологии |
Общие | Особенности применяемой технологии, состав оборудования, характер потребляемых ресурсов |
+ |
Продолжительность расчетного периода | + | + дополнения: шаг расчета | + |
Сведения об участниках проекта и основных элементах организационно-экономического механизма реализации проекта |
|
+ |
+ |
2.Макроэкономическая среда и налоговое окружение Общий индекс инфляции и изменение цен на продукцию (услуги) и ресурсы на весь период реализации проекта |
|
+ |
+ |
Изменение обменного курса валют |
| + | + |
Сведения о системе налогообложения |
| + | + |
Эффект от реализации проекта в смежных областях народного хозяйства | + (Общие соображения) |
+ |
+ |
3. Инвестиционная деятельность | Общий объем капитальных вложений | + Добавления:
|
+ |
4. Операционная деятельность Объем производства и реализации продукции по периодам реализации проекта, видам продукции (услуг, работ) и рынкам сбыта (внутренний и зарубежный) |
- |
+ |
+ |
Затраты на производство и сбыт продукции Размер издержек по периодам реализации проекта и видам затрат |
Общий размер |
+ |
+ |
5. Финансовая деятельность. Источники финансирования. Объем акционерного капитала, объем заемных средств (условия получения, возврата и обслуживания) |
- |
+ |
+ |
По мере перехода от начальной стадии к последующим в результате проведения проектно-исследовательских работ номенклатура исходной экономической информации расширяется, появляется возможность проведения более надежных расчетов интегрированной информации.
Из таблицы видно, что состав информации, используемой на стадии предварительного ТЭО и стадии окончательного ТЭО, идентичен. Отличие состоит в ее количественной оценке, что обусловлено повышением степени ее обоснованности, а следовательно, и достоверности. Как правило, по результатам экспертизы инвестиционного проекта, его обсуждения с заинтересованными участниками инвестиционного проекта уточняется исходная информация о технических параметрах проекта, а значит, и нормативная база по использованию ресурсов, уточняются стоимостные показатели всех ресурсов, показатели макроокружения, объем продаж и т.п.
Меняются и методы подготовки информации. На стадии инвестиционного предложения она определяется главным образом экспертно или по аналогам. На последующих стадиях вся информация должны быть представлена с проведением обосновывающих расчетов по оговоренной методике.
Программа производства и реализации (продаж) продукции
В производственной программе по принятым интервалам расчетного периода приводятся сведения об объеме производства и реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении по каждой позиции номенклатуры и в целом по проекту.
В основу плана продаж продукции должны быть положены данные, полученные в результате проведения маркетинговых исследований. В соответствии с ситуацией на рынке необходимо выработать стратегию сбыта продукции, которая должна включать определение:
доли продаж на внутреннем и на внешних рынках (экспорт);
конъюнктурных цен и тенденций их изменения по годам расчетного периода;
условий оплаты продукции.
Цены на производимую продукцию, предусмотренные проектом, должны учитывать влияние реализации проекта на общий объем предложения данной продукции и, следовательно, на цены этой продукции на соответствующем рынке.
Отпускная цена может содержать в себе НДС и акцизы, которые не формируют доход предприятия и поэтому должны быть исключены из стоимостного объема выручки – путем вычленения НДС и акцизов из цены реализации.
Одной из важных составляющих стратегии продаж являются условия оплаты продукции: продажа по факту(оплата на дату поставки), продажа в кредит и продажа с авансовым платежом. Необходимо учесть, что условия поставки продукции отражаются в ценах на продукцию и обычно предусматривают надбавки к цене при продаже в кредит и скидки при продаже с предоплатой.
Кроме того, следует иметь в виду, что принятые условия платежа должны быть учтены в расчетах потребности в оборотных средствах.
Объем производства рассчитывается в соответствии с планом реализации. Он отличается от объема реализации на величину прироста запасов готовой продукции на складе, требуемых для обеспечения колебаний спроса, в ряде случаев – в связи с необходимостью комплектования продукции для отгрузки отдельным потребителям.
Другими словами, планируемый объем производства представляет собой величину, равную планируемому объему реализации, увеличенному на объем запаса продукции.
Показатели объема производства в натуральном выражении должны корреспондироваться с графиком освоения производственной мощности по инвестиционному проекту. В разрабатываемой форме в качестве справочного материала следует указать величину производственной мощности и уровень ее использования (в процентах) по интервалам планирования.
Инвестиционные издержки
Инвестиционные издержки формируют потребность в финансовых ресурсах, необходимых для реализации инвестиционного проекта, т.е. ресурсах, необходимых для приобретения и создания основных активов, финансирования некапитализируемых затрат, приобретения оборотных активов. Размер инвестиционных издержек во многом определяет эффективность проекта. Их объективная оценка является непременным условием успешного претворения в жизнь проекта. Реализация даже самых доходных проектов становится невозможной, если нет достаточного объема финансирования.
Инвестиционные издержки определяют постоянные активы по трем направлениям:
предынвестиционные затраты. Они включают в себя затраты на разработку ТЭО (проектно-изыскательские работы, проведение необходимых исследований), а также затраты по отводу и освоению земельного участка и др.;
капитальные затраты, подлежащие освоению в инвестиционный период: затраты на строительно-монтажные работы и приобретение оборудования для создания объектов основного производственного назначения, объектов производственной инфраструктуры, объектов непроизводственного назначения;
предпроизводственные затраты: пусконаладочные расходы и др..
Итоговые данные всех расчетов, связанных с определением размера инвестиционных издержек, должны быть представлены в специальной таблице. Каждая строка такой таблицы обосновывается детализированными расчетами, сметами затрат.
Расчет затрат на создание постоянных активов упрощается при разработке проекта обновления или расширения действующего производства.
Экономическая информация по проекту, в том числе и об инвестиционных издержках, определяется на базе технико-технологической информации по данным разработки технического проекта. В таком проекте исходя из обоснованных показателей по объему и номенклатуре продукции и особенностей предназначенной к производству продукции устанавливаются технология производства и на этой основе состав и количество необходимого оборудования, размеры производственных площадей, размеры земельного участка под сооружаемые объекты, объемы строительно-монтажных работ и т.д.
Ряд затрат, такие как расходы на проведение маркетинговых исследований, организацию тендеров, затраты на выплату страховых взносов в период строительства, на содержание аппарата управления компании, подготовку кадров, обеспечение технического надзора и т.п., хотя их и называют в литературе капитальными, не увеличивают стоимости основного капитала, их выделяют в самостоятельную группу – некапитализируемые издержки. Эти расходы могут быть весьма значительными.
Размер каждой статьи некапитализируемых издержек определяется обычно на основе специальных расчетов, заключенных договоров по страхованию и т.п. На стадии предварительного ТЭО ИП эти затраты могут рассматриваться укрупнено, на основе средних величин, имеющих место на предприятиях-аналогах или объявленных организациями, занимающимися оказанием такого рода услуг.
Следует обратить внимание на то, что некапитализируемые затраты по действующему порядку отнесения затрат на формирование основного капитала не включаются в его стоимость. Но эти затраты входят в состав объема потребных финансовых ресурсов для создания объекта по проекту. В последующем данное различие должно быть учтено при расчете ряда экономических показателей. Например, при составлении бюджета реализации инвестиционного проекта (финансового плана) учитывается вся сумма инвестиционных издержек, а при расчете размера амортизации основных фондов принимается во внимание стоимость основного капитала, т.е. инвестиционных издержек за вычетом некапитализируемых затрат.
Инвестиционные издержки (за вычетом некапитализируемых затрат) формируют размер основного капитал по проекту и являются носителем информации, используемой для расчета амортизационных затрат, относимых на затраты по производству продукции.
Расчет амортизации регламентируется Налоговым кодексом РФ (гл. 25, ч.2, ст. 259). Амортизацию начисляют линейным и нелинейным методами. Линейный применим к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, а также любым группам основных средств с нормативным сроком свыше 20 лет. К остальным группам основных средств разрешено использовать один из двух методов.
Нелинейный, или ускоренный, метод амортизации весьма привлекателен с позиции повышения эффективности инвестиций. Нелинейный метод позволит намного быстрее, чем применяемый раньше линейный метод, списать затраты на приобретение основных средств и сократить тем самым налогооблагаемую базу для расчета прибыли.
Инвестиционные издержки должны быть распределены во времени. Впоследствии этот календарный план найдет воплощение при составлении реального потока денежных средств – основы финансового планирования и расчетов экономической эффективности.
Календарное распределение инвестиционных издержек приводится в соответствие с намеченным календарным графиком выполнения предынвестиционных работ, работ по отведению участка земли, переговоров с поставщиками оборудования о его приобретении, строительными организациями, проведения строительно-монтажных работ и пр.
Календарный план выполнения работ и необходимые инвестиционные издержки могут быть представлены по форме нижеприведенной таблицы.
Таблица. Календарный план выполнения работ
№ этапа | Наименование этапа работ | Дата начала | Срок, дн. | Номер предыдущего этапа | Стоимость работ, млн р. |
|
|
|
|
|
|
Нумерация всех этапов, включая приобретение активов, должна быть сквозной. Принимая во внимание, что некоторые этапы работ могут выполняться одновременно с другими, необходимо указать, какие из перечисленных этапов ограничивают выполнение текущего этапа, т.е. являются для него лимитирующими. Например, нельзя производить монтаж и наладку технологического оборудования, пока не построено здание цеха, в котором оно должно работать.
По данным о дате начала и сроках выполнения работ в днях, стоимость таких работ группируются в разрезе последовательно чередующихся кварталов и годов инвестиционного цикла, т.е. определяется размер инвестиционных затрат по работам, приходящимся на1, 2 и последующие квартала первого года, затем в целом за первый год. Затем также по второму году и последующем годам инвестиционного цикла, если, разумеется, на протяжении этого периода предусматриваются инвестиционные затраты.
Итоговые сведения календарного плана служат основанием для распределения инвестиционных затрат во времени по годам инвестиционного цикла.
При подготовке информации об инвестициях в основной капитал учитываются следующие обстоятельства:
объемы затрат приводятся в текущих ценах с НДС в валюте, в которой они осуществляются, и в единой для расчета бюджета эффективности;
учитываются как первоначальные инвестиции, так и последующие, в том числе на рекультивацию земель после начала эксплуатации и на замену выбывающего оборудования, определяемую на основании ее сроков службы;
на последних шагах расчетного периода в составе инвестиций должны учитываться затраты, связанные с ликвидацией объекта предпринимательской деятельности, включая затраты на демонтаж оборудования, защиту и восстановление среды обитания и т.д.
если проектом предусмотрено строительство объекта в несколько очередей (пусковых комплексов), необходимо сроки (шаги расчета) ввода в действие, стоимость, износ и структуру производственных фондов показывать раздельно по этим пусковым комплексам.
Оценка потребности в инвестициях на формирование оборотного капитала
Потребность в финансовых ресурсах, необходимых для реализации инвестиционного проекта, не ограничивается постоянными активами. Будущее предприятие для нормального, бесперебойного функционирования должно быть обеспечено собственными оборотными средствами.
Размер оборотного капитала должен быть минимальным, но в то же время достаточным для обеспечения непрерывности процесса производства. Недостаток оборотных средств приводит к ситуации, когда не хватает средств для оплаты материалов, выплаты зарплаты, налогов и других платежей. Это нередко становится причиной банкротства предприятия.
Размер оборотного капитала определяется на базе расчета нормируемых текущих активов и нормируемых текущих пассивов, являющихся в определенной мере краткосрочными источниками финансирования оборотных средств, путем вычитания из первой величины второй.
К нормируемым текущим активам относят потребность в средствах на создание запасов сырья и материалов на складе, незавершенного производства, готовой продукции, счета к получению и резерва денежных средств. Все остальные статьи, составляющие оборотные активы, как правило, не подлежат нормированию. Они покрываются за счет временно привлекаемых денежных ресурсов и поэтому в состав нормируемых собственных оборотных средств не включаются.
В текущие нормируемые пассивы включают счета к оплате, расчеты с бюджетом, расчеты с персоналом, авансы, проценты к уплате.
Потребность в оборотном капитале определяют путем вычитания из величины нормируемых текущих активов нормируемых текущих пассивов. Следовательно, чтобы рассчитать потребность в финансовых средствах, необходимых для образования оборотного капитала, надо правильно определить нормативы по отдельным статьям ранее перечисленных текущих активов и текущих пассивов.
В составе текущих активов наибольшее место занимают производственные запасы сырья и материалов. Поэтому их нормированию должно быть уделено первостепенное внимание. На предприятиях создаются следующие виды материальных запасов:
текущий запас, который предназначен для обеспечения потребности производства в период между двумя очередными поставками данных видов сырья, материалов, топлива;
страховой запас – для обеспечения производства в случаях отклонения фактических поставок от нормальных условий (планируемых);
транспортный запас, охватывающий материальные ресурсы, которые оплачены, но находятся в пути от поставщика к потребителю;
подготовительный запас – в тех случаях, когда данный вид материала нуждается в подготовке перед запуском в производство (например, сушка, старение и т.д.).
Учитывая определенные трудности в получении при инвестиционном проектировании необходимой информации, следует ориентироваться на укрупненные методы нормирования. Для иллюстрации методики остановимся лишь на наиболее значительных по объему запасов – текущем и страховом.
Размер оборотных средств, необходимых для формирования текущего запаса, определяется по отдельным видам (или однородным группам) сырья и материалов по следующей формуле:
Текущий запас = среднесуточное потребление (тыс. руб.) * норму запаса (дн.)
Исходная информация для расчета включает смету затрат (или подготовительные расчеты к составлению сметы затрат, если номенклатура широкая, а в смете материалы указаны одной строкой) и сведения об условиях материально-технического обеспечения, предусмотренных в соответствующих контрактах, - периодичность поставок.
В силу ряда обстоятельств потребность в оборотных средствах исходя из принципа их определения формируется не максимальным размером текущего запаса, предусмотренного вышеприведенной формулой, а средним, с.е. между максимальным и текущим запасом на складе накануне очередной поставки. Для расчета среднего запаса величину текущего запаса надо разделить на 2.
Размер страхового запаса следует также оценить укрупненно. В большинстве источников рекомендуется его величину установить в половинном размере от величины среднего текущего запаса.
Потребность в средствах для формирования запасов незавершенного производства (НЗП) следует определять по такой формуле:
НЗП = В * Д * К,
где В – среднедневной выпуск товарной продукции по заводской себестоимости;
Д – средняя длительность производственного цикла, дн.;
К – коэффициент нарастания затрат (коэффициент себестоимости НЗП). Величину этого коэффициента можно рассчитать по укрупненной формуле:
К = (Ф + 0,5Б) / (А + Б),
где А – первоначальные затраты, произведенные в начале производственного цикла;
Б – все остальные затраты на изготовление продукции.
Потребность предприятия в средствах на создание запасов готовой продукции определяется произведением стоимости однодневного выпуска готовой продукции и нормы запаса в днях. В свою очередь, норма запаса в днях рассчитывается количеством дней, необходимых для подготовки продукции к реализации, т.е. для подборки и комплектования продукции, упаковки, отгрузки, выписки платежных документов и сдачи их в банк.
В условиях экономической нестабильности и задержки платежей следует достаточно достоверно оценить размер предстоящей дебиторской задолженности, т.е. размер счетов (средств) к получению за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги. Размеры счетов к получению определяются торгово-кредитной политикой компании (например, предоставление отсрочек платежей для стимулирования покупателя и расширения тем самым объема реализации). Следует также по возможности оценить время задержки платежей через финансовую систему по сравнению с нормальной величиной.
Размер средств, необходимых для замещения неоплаченных счетов, можно определить по формуле:
Счета к получению = ОП * ДП,
где ОП – объем причитающихся платежей в среднем (среднесуточный объем реализации);
ДП – средняя продолжительность прохождения платежей, дн.
Что касается оценки (нормирования) устойчивых пассивов (счета кредиторов, расчеты с персоналом, расчеты с бюджетом), то эти средства находятся краткосрочно, но постоянно в обороте предприятия и тем самым сокращают потребность в собственных оборотных средствах.
Расчет размера по данным статьям устойчивых пассивов осуществляется по общей формуле, приведенной выше, только здесь учитываются собственные долги предприятия своим контрагентам (поставщикам), бюджету по налогам, персоналу предприятия по зарплате.
После подсчета нормативных величин текущих активов и текущих пассивов можно определить потребность в оборотном капитале по проекту для каждого шага расчетного периода по схеме, которая была указана в самом начале рассматриваемого вопроса. При определении потребности в инвестициях, необходимых для формирования оборотного капитала, следует иметь в виду особенности кругооборота оборотных активов (капитала), а именно – единовременные финансовые ресурсы, направляемы на формирование оборотного капитала, обслуживают множество производственных циклов, т.е. не только на шаге, где они впервые появляются, но и на последующих шагах. Дополнительная потребность (прирост) в инвестициях возникает лишь в случае, если увеличивается потребность в оборотном капитале. Если она снижается (например, в связи с увеличением при прочих равных условиях устойчивых пассивов), то будет иметь место высвобождение ранее авансированных средств.
Прирост (высвобождение) потребности в инвестициях, необходимых для формирования оборотных активов на каждом шаге расчетного периода реализации проекта, определяется как разность потребности в оборотном капитале на данном шаге и профинансированной потребности в оборотном капитале на предшествующем шаге.
Величины прироста (высвобождения) инвестиций, установленных по такой схеме, должны быть включены в соответствующие статьи финансово-инвестиционного бюджета (по разделу «Инвестиционная деятельность»).
Расчет потребности в инвестициях, направляемых на формирование оборотных активов, при оценке отдельных видов эффективности имеет ряд особенностей. Так, только при оценке общественной эффективности размер прироста оборотных активов определяют с учетом НДС; предполагается, что отсутствует дебиторская задолженность, а также устойчивые пассивы любых видов. При оценке коммерческой эффективности в составе устойчивых пассивов отсутствуют вычеты процентов по кредитам. Но эта статья пассива занимает заметное место при расчете прироста потребности в оборотных активах для оценки эффективности по собственному капиталу. По этой причине потоки денежных средств в примерах, иллюстрирующих методику оценки разных видов эффективности (см. выше), существенно различаются.
Расчет текущих издержек
Составление плана текущих издержек по отдельным периодам времени функционирования проектируемого объекта предпринимательской деятельности или обновления и развития действующего производства относится к числу наиболее ответственных и трудоемких работ по подготовке интегрированных экономических показателей, необходимых для оценки и анализа экономической эффективности.
Источником информации (нормы расхода ресурсов) являются проектные материалы, указанные в блоке 1 (см. выше). На каждый вид потребляемых при реализации проекта ресурсов должны быть обоснованы цены (рыночные, согласованные между участниками проекта или иные). В случае необходимости следует учитывать влияние проекта на общий объем спроса на этот вид ресурсов, а следовательно, на его цену на соответствующем рынке.
Все цены рекомендуется указывать с выделением НДС и других налогов и сборов, включаемых в цену.
Исходя из целей и задач инвестиционного проектирования план издержек следует разрабатывать как в целом по проекту – на весь объем производства, так и по каждой позиции номенклатуры. Чтобы реализовать эту задачу и исключить ошибки, приводящие к повторному счету, а следовательно, искажению уровня действительных затрат на производство продукции, целесообразно все затраты рассчитывать и группировать по двум общеизвестным направлениям. Первое – основные затраты. Данные издержки относятся непосредственно (прямо) на конкретное изделие в соответствии с нормами расхода ресурсов и ценами на них. Их общий объем по предприятию зависит от изменения объема производства, т.е. эти затраты являются переменными. Второе – накладные, или постоянные, издержки. Их невозможно причислить к конкретному продукту. При расчете себестоимости продукции их распределяют и включают в себестоимость косвенным путем в соответствии с принятым критерием (например, пропорционально заработной плате производственных рабочих).
В состав основных (прямых) расходов включаются:
материальные затраты: основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, топливо и энергия на технологические цели;
затраты на оплату труда производственных рабочих (зарплата работников со всеми начислениями на социальными нуждами), непосредственно занятых производством продукции.
Накладные (косвенные) расходы являются по своему содержанию комплексными, т.е. включают расходы всех видов ресурсов. В состав накладных расходов входят:
затраты на ремонт и обслуживание технологического оборудования и транспортных средств, расходы по эксплуатации оборудования и транспортных средств;
расходы по текущему и капитальному ремонту;
услуги, полученные со стороны на поддержание оборудования и рабочих мест (энергия, сжатый воздух, пар, вода и т.д.);
услуги вспомогательных производств и сторонних организаций по ремонту;
содержание аппарата управления цехами.
Заводские накладные расходы включают в себя:
заработную плату основную и дополнительную с отчислениями на социальные нужды рабочих и служащих, не занятых непосредственно в производстве;
содержание и ремонт зданий и сооружений производственного назначения;
внутризаводские транспортные затраты, связанные с производственными процессами;
затраты по охране окружающей среды;
платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязненных веществ;
затраты на проведение испытаний, опытов, исследований, содержание общих лабораторий, расходы на изобретательство и рационализацию;
затраты на охрану труда;
затраты на подготовку кадров;
прочие накладные расходы.
Административные накладные расходы:
затраты на оплату труда аппарата управления предприятием;
затраты на содержание административных зданий (отопление, освещение, вентиляция, водоснабжение и т.д.);
затраты на содержание обеспечивающих служб и подразделений (узлов связи, вычислительных центров, лабораторий, конструкторских центров), оплата труда их работников);
затраты по страхованию имущества;
затраты на аренду земельных участков;
канцелярские, почтово-телеграфные и телефонные расходы;
платежи по кредитам банков в пределах ставок, установленных законодательством;
расходы на командировки и представительские расходы;
налоги: на пользователей автомобильными дорогами, владельцев транспортных средств, местные налоги;
издержки на социальное обслуживание.
Затраты по сбыту продукции:
транспортные затраты (без внутризаводских);
расходы на тару и упаковочные материалы;
расходы на заработную плату рабочих, занятых сбытом продукции (погрузочно-разгрузочные работы и пр.);
затраты на гарантийный ремонт и обслуживание;
затраты на рекламу и маркетинг.
Затраты по видам продукции целесообразно определять в расчете на единицу продукции, а возможно, и на весь объем по каждой позиции номенклатуры продукции. Расчет ведется исходя из уровня затрат при полном освоении проектной мощности.
Следует обратить внимание на некоторые особенности планирования текущих затрат, обусловленные целями и задачами расчета и анализа эффективности инвестиционных затрат:
Амортизационные отчисления в состав статей накладных расходов не включаются. Это обусловлено, тем, что при расчете потоков реальных денежных средств амортизация выступает не как издержки, а в качестве одного из элементов притока средств, используемых для финансирования. Являясь калькуляционными издержками, она фактически никому не выплачивается и остается в полном распоряжении предприятия. Можно считать, что амортизация увеличивает сумму денежных средств на счете предприятия, свободных от долговых обязательств. Этим никоим образом не следует пренебрегать в процессе инвестиционного анализа. Текущие издержки без амортизационных отчислений принято называть операционными затратами.
В тоже время следует иметь в виду, что при планировании издержек по отдельным видам продукции, а также в расчетах такой формы, как «Отчет о прибылях и убытках», амортизация должна быть отражена в полном объеме. В этих показателях амортизация отражается в своей обычной форме как издержки по воспроизводству основных фондов.
В принципе, возможен и такой подход: амортизационные отчисления определяются по соответствующим статьям накладных расходов по сложившейся и принятой методике, а для целей построения бюджета инвестиционного проекта их надо выделить по каждой статье, просуммировать по всем накладным расходам и затем вычесть из текущих издержек, с тем чтобы получить сумму операционных издержек по проекту.
ранее было отмечено, что накладные расходы относятся к числу постоянных затрат. Такой подход недостаточно корректен. Повысить точность отнесения затрат к этой группе можно двумя путями: либо выделением постоянной и переменной части расходов по каждой статье накладных расходов с последующим их суммированием, либо установлением экспертным путем коэффициентов роста накладных расходов на каждый процент роста в объеме производства.
расчет эффективности по одному из вариантов должен выполняться в прогнозных ценах. В расчетах текущих издержек это должно найти отражение следующим образом: прямые затраты на сырье и материалы, заработную плату производственных рабочих, исчисленные в текущих ценах и тарифных условиях, должны быть умножены на соответствующие индексы инфляции по сырью и материалам и индекс инфляции по заработной плате за соответствующий период. Накладные расходы для упрощения расчета можно скорректировать на усредненный коэффициент инфляции. Эту же процедуру надо выполнить и по затратам на амортизацию.
ряд расходов – на ремонт оборудования и других элементов основных фондов, на освоение производства, вносимая вперед арендная плата – связаны с объемом продукции не только на том шаге, когда она изготавливается, но и за его пределами. В бухгалтерском учете они отражаются по статье №Расходы будущих периодов» и распределяются на себестоимость продукции ряда плановых периодов. При инвестиционном проектировании (разработке бюджета)правомерно такие затраты отражать на том шаге, на котором они производятся.
Этап подготовки интегрированной информации (второй уровень) включает разработку трех форм: финансово-инвестиционного бюджета, отчета о прибылях и убытках и баланса. Особенность их подготовки состоит в том, что они занимают промежуточное место между первым уровнем рассмотренной выше интегрированной информации и расчетами эффективности, т.е. конструируются на базе информации об объеме производства, инвестиционных затратах, текущих издержках и, в свою очередь, будучи агрегированными определенным образом, в завершенном виде становятся базой расчета показателей экономической эффективности и показателей финансовой надежности и привлекательности инвестиционного проекта.
Расчет прибыли
Методика расчета и форма заполнения соответствующего документа при обосновании инвестиционного проекта в целом соответствуют аналогичной методике, применяемой на действующих предприятиях при планировании и составлении финансовой отчетности.
Отчет о прибыли представляет собой самую привычную форму финансовой оценки. Назначение этой формы – иллюстрация соотношения доходов, получаемых в процессе производственной деятельности предприятия за определенный интервал расчетного периода (квартал, год), и расходов, понесенных в этот же период.
Расчет прибыли необходим для реализации ряда задач:
анализа соотношения доходов и расходов и оценки резервов увеличения размеров прибыли;
оценки эффективности хозяйственной прибыли.
Отчет о прибыли основывается на ранее рассмотренных исходных данных статьи этой формы должны корреспондироваться с соответствующими показателями других форм, отражающих интегрированную экономическую информацию. Необходимо обратить внимание на то, что в отчете о прибыли амортизация выступает как издержки производства и входит в состав себестоимости.
Величина налога на прибыль должна быть рассчитана с учетом законодательно принятой системы льгот. Так, сумма налогооблагаемой прибыли может быть сокращена при реинвестировании прибыли на развитие производства (если, разумеется, это закреплено в действующем законодательстве).
Чистая прибыль – ключевое понятие финансового анализа. Этот показатель дает наилучшее представление об эффективности функционирования предприятия по годам расчетного периода. Чистая прибыль является основным источником увеличения собственного капитала проекта (чистая прибыль после вычета дивидендов представляет собой нераспределенную прибыль, которая может быть направлена на создание дополнительного капитала проекта в отличие от основного, т.е. оплаченного акционерного капитала). Обе характеристики обыкновенных акций предприятия – доходность (размер дивидендов) и курсовая стоимость – напрямую связаны с размером чистой прибыли.
Анализ показателей отчета о прибыли может выявить слабые места проекта, что требует подбора и обоснования его новых исходных характеристик. Следует при этом помнить, имеется лишь два способа повышения эффективности деятельности предприятия, т.е. увеличения чистой прибыли: первый – продавать дороже и больше, и второй – производить дешевле. Это очень простое правило является наиболее важным в процессе анализа и управления проектом. Какие бы действие ни предпринимало руководство предприятия по повышению его эффективности, в конечном итоге их результатом будет выполнение одного из указанных выше условий. В рассматриваемой форме все взаимосвязано. Например, если у вас есть возможность сократить переменные издержки за счет подбора более эффективной технологии, то это даст возможность снизить цену и увеличить объем продаж. Надо будет лишь только установить оптимальное соотношение между размеров снижения затрат и цены. Можно пойти по пути увеличения расходов на продвижение продукции на рынок, с тем чтобы увеличить объем продаж. Рост расходов при этом должен быть компенсирован за счет экономии на постоянных издержках в связи с ростом объема производства и реализации.
Рассмотренная структура планового расчета прибыли позволяет учесть все возможные ситуации, связанные с особенностями законодательства, юридического статуса предприятия, его сферы деятельности и т.д. Одновременно данная форма поможет решить общую задачу, связанную с оценкой финансовой состоятельности проекта.
Расчет прибыли необходимо выполнять в двух вариантах. Первый – для расчета коммерческой эффективности. Оценка этого вида эффективности предполагает финансирование проекта за счет собственных средств, т.е. без привлечения заемных средств, а следовательно, и затрат по его обслуживанию (процентов по кредиту).
Второй вариант выполняют для оценки эффективности участия в проекте предприятий и акционеров. В этом варианте, как правило, осуществляется привлечение заемных средств. По новому законодательству (Налоговый кодекс РФ, ст. 26. особенности отнесения процентов по полученным заемным средствам к расходам, гл. 25, ч.2) затраты по обслуживанию долга (в определенных пределах, но не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной по рублевым кредитам в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях, и на 15% - по кредитам в иностранной валюте) разрешено относить на результаты хозяйственной деятельности. Такой порядок позволяет сократить налогооблагаемую базу и соответственно размер уплачиваемого налога на прибыль. В конечном счете сократятся оттоки по проекту, а следовательно, повыситься его экономическая эффективность.
Баланс
В отличие от формы отчета о прибылях и убытках баланс отражает финансовое состояние предприятия не за определенный период времени (месяц, квартал, год), а на определенный период времени, например, на конец года.
При инвестиционном проектировании нет смысла разрабатывать детализированный баланс. Вполне приемлем для финансовой оценки и анализа баланс, в котором активы и пассивы приведены в агрегированном виде.
Исходные данные для составления баланса должны быть взяты из форм подготовки интегрированной экономической информации, баланс должен быть составлен для всех принятых расчетных периодов, т.е. представлен в развитии в соответствии с принятой методикой его формирования.
Данные, приведенные в балансе, используют для оценки и анализа показателей финансовой надежности проектируемого объекта.
Вполне очевидно, что поскольку показатели финансовой надежности, конструируемые на базе бухгалтерского баланса, и показатели экономической эффективности, конструируемые на базе потоков денежных средств, сформированных по определенной схеме, имеют единую информатизационную базу, важно понять, что указанные показатели выражают сбалансированную систему показателей эффективности.
Бюджет инвестиционного проекта
Инвестиционный проект с точки зрения выполнения экономических процедур, связанных с его созданием и реализацией, представляет собой модель финансовых операций, связанных с распределением во времени поступлений и затрат денег, т.е. реальными денежными потоками. Наглядно это можно себе представить в форме финансово-инвестиционного бюджета, т.е. в документе, который аккумулирует потоки всех доходов (поступлений) и расходов от его зарождения, создания, эксплуатации и до его ликвидации. В формализованном виде эта модель представлена многочисленными формулами, описывающими выражение эффективности и показатели эффективности. Особенно это относится к самой простой, изначальной формуле, определяющей сущность экономической эффективности.
Финансово-инвестиционный бюджет (ФИБ) представляет собой сводную таблицу итогов расчетов всех показателей, приведенных в процессе подготовки входной информации для оценки эффективности.
В основе построения ФИБ проекта заложена методология «кэш-флоу». Принципы деления денежных потоков на притоки и оттоки, специфические методы расчета их движения (изменения) с учетом закономерностей оборота отдельных видов капитала, а также особенностей проявления требований экономического механизма национальной экономики реализованы в ФИБ проекта как по отдельным видам деятельности, так и в целом по проекту.
В ФИБ проекта потоки денежных средств группируют по трем взаимосвязанным сферам (видам) деятельности, объективно присущим каждому действующему или вновь проектируемому объекту предпринимательской деятельности:
денежный поток от операционной деятельности Фо(t);
денежный поток от инвестиционной деятельности Фи(t);
денежный поток от финансовой деятельности Фф(t).
Первый раздел бюджета отражает денежные потоки в связи с производственной деятельностью. Притоками здесь выступают выручка от продаж и внереализационные доходы, а оттоками – текущие издержки в форме операционных затрат, перечисление налогов, а при определенных условиях – оплата процентов по инвестиционным кредитам, не включаемых в себестоимость.
Методика составления данного раздела имеет много общего с расчетами прибыли, но есть и существенные различия, позволяющие использовать бюджет для решения ряда важных вопросов. Отличие в том, что в этом разделе статья «Операционные затраты» отражает текущие издержки за вычетом амортизации. Таким образом, по своему экономическому содержанию итог первого раздела (разность притоков и оттоков) есть доход предприятия, состоящий из прибыли после налогообложения и амортизации. Чем больше стоимость постоянных активов предприятия и выше нормы амортизации, тем меньше налогооблагаемая прибыль и соответственно больше сумма дохода от операционной деятельности.
Во втором разделе отражаются платежи (оттоки) за приобретаемые основные и оборотные активы, ликвидационные затраты в конце проекта, а источником поступления (притоками) служат средства от реализации активов, которые не используются в производстве и являются излишними для него. В этом разделе в качестве притоков должны быть указаны не только затраты на вновь приобретаемые активы, но и балансовая стоимость уже имеющихся на дату начала проекта активов, которые будут участвовать в создании объекта предпринимательской деятельности (например, готовые производственные площади).
В третьем разделе в качестве притоков учитываются собственный капитал (вклады владельцев предприятия, акционерный капитал) и привлеченные средства: заемный капитал, в том числе и за счет выпуска предприятием собственных долговых ценных бумаг, а также субсидии и дотации; в качестве оттоков – погашение кредита и долговых обязательств, а также процентов по ним, выплата дивидендов.
Потоки денежных средств в зависимости от вида оцениваемой эффективности могут выражаться в текущих, прогнозных, дефлированных ценах и в разной валюте.
Важная особенность построения потоков денежных средств состоит в том, что они отображаются в периоды времени, соответствующие планируемым датам (временным периодам) осуществления платежей, т.е. с учетом времени задержки платы за реализуемую продукцию, времени задержки платежей за поставки сырья и материалов, условий реализации продукции в кредит, с авансовыми платежами, а также условий формирования производственных запасов и устойчивых пассивов. Так как эти особенности формирования денежных потоков имеют существенное значение для сбалансирования доходов и затрат, ФИБ целесообразно разрабатывать с шагом меньше года.
Все перечисленные сферы деятельности предприятия (проекта) взаимосвязаны, чистые потоки, каждый из которых выражает полученные результаты, могут быть просуммированы. Сумма сальдо денежных потоков каждого из разделов ФИБ будет составлять остаток ликвидных средств за соответствующий период (шаг), при этом размер таких денежных средств на конец каждого периода будет равен сумме свободных денежных средств предыдущего периода с остатком ликвидных денежных средств текущего периода времени. На итоги таких балансовых расчетов следует обратить особое внимание они должны быть положительными. Отрицательный итого свидетельствует о том, что проект нереализуем.
- Прагматическая концепция бизнеса
- Концепции бизнеса
- Принципы бизнеса
- Введение
- Классификация инвестиций по различным признакам
- Политика
- Программы
- Проекты
- Предынвестиционная
- 1. Предпосылки и история проекта
- Определение нормы рентабельности инвестиций
- Норма дохода
- Денежные потоки инвестиционного проекта
- Алгоритмы расчета показателей экономической эффективности Чистый дисконтированный доход
- Срок окупаемости
- Индексы доходности
- Внутренняя норма дохода
- Концептуальная схема оценки эффективности
- Подготовка исходной информации
- Оценка эффективности инвестиционного проекта в целом
- Общие вопросы
- Финансовая реализуемость инвестиционного проекта
- Расчет показателей эффективности участия акционеров в проекте
- Оценка бюджетной эффективности инвестиционного проекта
- Источники финансирования
- Методы финансирования инвестиционной деятельности
- Задачи оценки финансового состояния инвестиционного проекта
- Понятие неопределенности и риска
- Классификация неопределенности и рисков
- 10.3. Оценка эффективности инвестиций в облигации
- Экономия издержек обращения
- Ускорение концентрации капитала
- Ускорение научно-технического прогресса
- Срочность кредита
- Обеспеченность кредита
- Коммерческий кредит
- Ссуда денег и ссуда капитала
- Потребительский кредит
- Государственный кредит
- Международный кредит
- Показатели кредитоспособности
- Виды форфейтинговых ценных бумаг
- Основные направления развития форфейтинга
- Расчет номинальной стоимости форфетируемых векселей
- I способ.
- II способ
- III способ
- 2 Франчайзинг
- 3 Хеджирование
- Источники ценового риска
- Основные инструменты хеджирования
- Стратегии хеджирования
- Что дает хеджирование
- Примеры хеджирования
- 4 Лизинг
- Финансовый лизинг
- Особые виды лизинга
- 5 Факторинг
- 6 Эккаутинг
- 7 Кредитные операции
- Банковские операции «своп»