Ваш прорицатель – прогностика
Прогностика – наука о законах и способах прогнозирования. Она помогает увидеть, как будет выглядеть мир завтрашнего дня.
10 ноября 1845 года молодой французский ученый Урбен Ле‑верье объявил Парижской академии наук, что он открыл новую планету за Ураном. Между тем Леверье не был астрономом и на небо не смотрел. Его стихией была математика, свою планету он просто вычислил. Сравнивая рассчитанный по формулам путь планеты Уран с ее фактическим движением, Леверье заметил, что этот спутник Солнца не подчиняется общим законам небесной механики и отклоняется в сторону.
В подобных случаях, часто бывающих и в жизни (вспомним любой детектив) указывается, что есть некто, сбивающий положительного героя с правильного курса. Поэтому Леверье предположил существование некой неизвестной планеты, заставляющей Уран нарушать правила небесного движения. Совсем как в детективном романе, ученый предсказал, где следует искать возмутителя спокойствия: если направить телескоп в рассчитанную им точку неба, то там можно будет увидеть до сих пор не известную планету. 23 сентября 1846 года немецкий профессор Иоганн Галле не поленился направить в эту точку свой телескоп, и с тех пор школьникам, изучающим астрономию, приходится запоминать на одно название больше: прибавилась планета Нептун.
Проследим, как Леверье пришел к своему удивительному предсказанию. Ход его рассуждений был примерно таков. Во‑первых, раз есть общий закон движения планет, то ему должна подчиняться каждая планета, в том числе и Уран. Такой ход мысли от общего к отдельному, частному называется дедукцией. Во‑вторых, если планета Уран в данном случае не подчиняется установленным правилам, значит, есть какая‑то неизвестная причина, которую тоже можно объяснить, пользуясь общим законом. Этот обратный путь размышления от данного, отдельного случая к общему называется индукцией.
Дедукция и индукция – как два связанных между собой рычага, движущихся в противоположные стороны: дедукция – от общего к частному, индукция – наоборот. В их совместном движении и рождается предсказание.
Непревзойденным мастером такого предсказания был известный герой детективных рассказов Артура Конан Дойля Шерлок Холмс. Свой метод раскрытия запутанных преступлений он называл дедуктивным. Холмс говорил: «По одной капле воды человек, умеющий мыслить логически, может сделать вывод о существовании Атлантического океана или Ниагарского водопада, даже если он не видел ни того ни другого и никогда о них не слышал». Это идея индукции. И Шерлок Холмс блестяще демонстрирует ее применение на деле. Он внимательно рассматривает трость доктора Мортимера – одного из героев «Собаки Баскервилей» – и предполагает, что доктор – молодой человек, не старше тридцати лет, любезный, рассеянный, скромный и что у него есть собака, которая несколько больше спаниеля. Появляется доктор и полностью подтверждает предсказание: все так и есть. Холмс подробно разъясняет своему другу Уотсону, по каким признакам он воссоздал полный образ доктора Мортимера. Индукция понадобилась Холмсу и для того, чтобы представить себе общую картину преступления, задуманного Стэплтоном. И вот уже индукцию сменяет дедукция: зная общие повадки хитрого и умного преступника, Шерлок Холмс предвидит, как он будет действовать в роковую ночь.
Потери, вызванные чрезмерной централизацией управления предприятием и связанной с этим задержкой важных решений, наносят больше вреда, чем не вполне оптимальные решения, принимаемые подчиненными самостоятельно.
Даже если директоре 10 раз повысил свою личную «производительность», то это принесет в 10 раз меньше пользы, чем тогда, когда каждый из членов коллектива увеличит свою производительность только на1 %.
Г.А.КУЛАГИН, генеральный директор Ленинградского станкостроительного объединения, (1964–1974 гг.).
Используя метод дедукции, можно предсказать, как поведет себя конкурент, чего следует ожидать от поставщика товара, предвидеть нововведения соперничающей фирмы.
А вот еще один инструмент для предсказания будущего – метод экстраполяции.
Представьте себе, что вы забыли таблицу умножения и решили освежить ее в памяти. Но вот беда: на обложке старой тетради сохранилась лишь часть таблицы. Что вы станете делать? Перед нами оставшаяся часть таблицы умножения на 5:
5 x 1=5
5 x 2 = 10
5 x 3 = 15
5 х 4 = 20
5 х 5 = 25
Дальше таблица обрывается. Но это не страшно. Даже если мы и забыли, сколько будет 5x6, все же можно, глядя на таблицу, сообразить, что каждый следующий результат будет больше предыдущего на пять. Значит, после 25 должно быть 30, затем 35 ит. д.
Такой переход от того, что было, к тому, что будет, и называется экстраполяцией. Мы как бы говорим: вот что получится в будущем, если и дальше все пойдет как прежде.
Например, необходимо узнать, сколько людей будет жить на Земле через некоторое время, скажем, в 2010 году. Это не только интересно, но и весьма важно для экономики.
Попробуем произвести расчет методом экстраполяции. Возьмем листок миллиметровой бумаги и станем откладывать по горизонтальной оси годы, а по вертикальной – количество людей. Найдем точки пересечения каждого года с числом людей, которые в это время жили на Земле. Точки соединим плавной кривой линией. Эта кривая – график роста народонаселения нашей планеты. Однако довести кривую можно лишь до того года, в котором была последняя перепись населения. Что будет дальше, никто не знает.
Вспомним правило экстраполяции: «дальше как раньше» – и смело продолжим нашу кривую, сохраняя ее форму. Продолжение сделаем не сплошной линией, а пунктиром – ведь это лишь предположение. Но и оно оказывается весьма полезным. Теперь по нашему графику мы можем узнать, сколько примерно людей будет нас окружать в будущем, в том числе и в 2010 году.
Экстраполяция, однако, работает далеко не всегда. Так и в нашем примере: в 1900 году на планете жило 1,5 млрд чел., в 1950‑м – 2,5 млрд, в 1960‑м – 3 млрд, в 1970‑м – 3,5 млрд, а в 1976 году появился четырехмиллиардный житель Земли. При таких темпах число людей на Земле будет удваиваться примерно каждые 35 лет.
Если продолжить с помощью экстраполяции этот процесс, то получится вот что. Один видный американский ученый подсчитал, что если рост человечества и дальше будет идти такими же темпами, то 13 июля 2116 года в мире не останется места, где бы мог стоять (!) очередной житель Земли. Это, конечно, явная чепуха. Очевидно, помимо экстраполяции нужно уметь учитывать и какие‑то более сложные закономерности, не укладывающиеся в столь простые схемы.
Экстраполяция широко применяется в экономических прогнозах будущего спроса и предложения^ также рыночной стоимости товаров и услуг, курсов ценных бумаг и т. д.
Мощным инструментом для предсказаний является издавна применяющийся в научных исследованиях метод анализа и синтеза. Анализ означает изучение целого по частям путем расчленения его на элементы. Синтез, наоборот, – воссоздание по отдельным элементам общей картины, единого целого.
С методами анализа и синтеза связана следующая история. Один ученый как‑то заметил, что если расположить различные элементы в порядке возрастания атомных весов, то их химические свойства периодически повторяются. Таков был результат анализа. Дальше начался синтез. Была получена цельная картина зависимости свойств элементов от атомного веса. Так появилась знаменитая периодическая система. Все известные элементы были размещены в клетках единой таблицы, каждому из элементов нашлось в ней место в соответствии с его качествами.
Напряжение и производительность – это не только не одно и тоже, но и вещи прямо противоположные. Работать напряженно‑значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно – значит прилагать к делу усилия минимальные.
ГАРРИНГТОН ЭМЕРСОН, один из основоположников современного менеджмента
Реклама – средство для выстраивания эскимосов в очередь за льдом.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ФОЛЬКЛОР
Сегодня периодическую систему изучают школьники всего мира. Таблицу элементов называют именем создавшего ее ученого – великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева. С помощью его периодической системы было сделано удивительное предсказание: в четырех пустых клетках таблицы должны обязательно появиться отсутствующие пока элементы. Их нет просто потому, что они еще не открыты. Мало того, Менделеев указал свойства трех из четверки неизвестных, дал им имена: экабор, экасилиций, экаалюминий.
В бизнесе прибегают к технико‑экономическому анализу деятельности предприятий, на основе которого затем синтезируют (формируют) новую структуру и штаты управления.
Весьма простым и распространенным методом предсказания будущего является прием аналогии. Аналогичный – значит подобный, сходный, примерно такой же. Скажем, мы собрались в дальний поход по одному из туристических маршрутов и нас интересует, сколько времени на такой поход потребуется. Мы, конечно, произведем нужные подсчеты с помощью карты. Но помимо этого наверняка спросим у бывалых туристов: «А обычно сколько уходит на это времени?» «Обычно» – это в данном случае и означает «по аналогии».
Аналогия дает возможность при планировании будущего учесть опыт предшественников и коллег, в том числе и такие обстоятельства, которые трудно поддаются предварительному учету. Попробуйте, например, заранее точно сказать, как уменьшится скорость движения группы по дороге, размытой дождем, или сколько времени займет приготовление пищи на походном костре в непогоду.
Метод аналогии находит применение при проектировании новых предприятий, строительстве транспортных магистралей, проходке шахт. Без опыта прошлого тут не обойтись. Мы ищем сегодня аналогии в экономике прошлого России и современных развитых стран.
Особый подход нужен для предсказания явлений, подвластных случаю. Установлением закономерностей случайных явлений занимается особая математическая дисциплина – теория вероятностей. На многих примерах мы убедились, что знание вероятностных закономерностей позволяет уверенно предсказывать будущие события и там, где господствуют случайности.
Определение ожидаемого процента брака, возможности получить прибыль или выиграть в лотерею – все это предвидение в области случайных явлений.
Наиболее трудный и в то же время самый простой метод предсказания – поинтуиции. Трудный – потому что требует большого опыта и знаний, простой – так как не нуждается ни в каких сложных вычислениях.
Интуиция – это особое чутье, проницательность, присущая человеку. Интуицией обладает далеко не каждый. Предсказания по интуиции делаются, как правило, без каких‑либо расчетов, просто так, по догадке или, как говорят, по наитию.
Великолепной интуицией обладал Жюль Берн. Не будучи ученым, он предсказал в своих книгах самолет и вертолет, подводную лодку и космический корабль. Из 108 предсказаний Верна сбылось 98.
Итак, существует ряд методов предсказания, каждый из которых имеет свою область применения:
дедукция и индукцияприменяются в тех случаях, когда предсказание будущего связано с переходом от общих закономерностей к частным, отдельным (дедукция) или наоборот (индукция);
экстраполяцияприменяется тогда, когда ожидается плавный закономерный переход от сегодняшних событий к завтрашним;
анализ и синтезприменяются тогда, когда предсказание будущего происходит с помощью расчленения интересующих нас событий на части (анализ) и затем воссоздания из этих частей общего представления о событиях будущего (синтез);
аналогиядает возможность учесть при предсказании опыт прошлого в предположении, что события и дальше будут развиваться подобным образом;
теория вероятностейприменима тогда, когда будущее существенно зависит от случайных обстоятельств, которые имеют свои особые закономерности;
интуицияприменима в тех случаях, когда нет возможности опереться на точные расчеты и предсказание приходится делать, лишь полагаясь на опыт, чутье и глазомер.
Лучший способ предвидеть будущее – изобрести его.
АЛАН КЕЙ, американский ученый
Все знают по собственному опыту, что в жизненных ситуациях, требующих прозорливости, весьма полезным может оказаться чей‑то совет. Как говорится, ум хорошо, а два лучше. Особенно полезно обратиться за таким советом к человеку знающему, бывалому. Если же опытного друга уваснет – не беда. Дело в том, что правильность совета может зависеть не только от качества советчика, но и от количества советчиков. О чем идет речь?
Особенно ценные результаты научные методы предсказания дают при их применении группой специалистов.
Вы достаете из кармана обычный карандаш или авторучку и предлагаете группе людей быстро написать на бумаге ее предполагаемый размер в миллиметрах. Суммировав ответы и подсчитав среднюю длину, вы немало удивите самих «экспертов» – размер окажется весьма точен.
В последние годы ученые разных стран стали применять весьма результативный метод коллективного предвидения, названный мозговой атакой или мозговым штурмом.
Мозговая атака – это острая дискуссия, спор между учеными, придерживающимися разных взглядов, по поводу будущего той или иной отрасли науки и техники.
В данном случае выявляется направление, по которому пойдет развитие исследуемой области знания, экономики, намечаются пути технического прогресса, просматривается внешний облик грядущего.
Мозговая атака требует от ее руководителей и участников большого искусства. Оно заключается в умении так организовать дискуссию, чтобы исключалось подавление мнений молодых ученых маститыми авторитетами, чтобы не проявлялось столь частое в спорах стремление пооригинальничать, чтобы побороть упрямство одних и смену позиции других. Лучше всего этого избежать, если давать экспертные оценки заочно‑анонимно: и подумать можно спокойно, и меньше возникает личностных, «престижных» наслоений.
Один из методов такого заочного опроса экспертов, получивший широкое международное признание, назван методом Делфи – в память о дельфийском оракуле. Этот любопытный способ заглянуть в будущее глазами наших современников заслуживает более подробного изложения, тем более что он может пригодиться многим нашим читателям. Суть метода заключается в следующем.
Прежде всего четко определяются вопросы, на которые нужно дать ответ. Например: «Изменение характера потребительского спроса к концу года» и т. п.
В качестве оракулов‑экспертов привлекаются крупные специалисты (ученые и практики) по этим вопросам. В отличие от дельфийского оракула‑одиночки эксперты выступают здесь большой шеренгой. Рассмотрим в качестве примера прогнозирование будущих технических открытий.
Вначале каждому эксперту предлагают две анкеты. В первой просят назвать события, которые ожидаются в ближайшее время. Во второй – оценить вероятность того, что эти события войдут в жизнь в различные конкретные промежутки времени будущего. Результаты опроса обрабатываются, цифры осредняются и доводятся до всех «оракулов». После этого раздаются еще две анкеты, в которых они получают возможность скорректировать свои прогнозы с учетом коллективного мнения своих коллег.
Важным и весьма интересным методом прогнозирования является разработка и использование так называемых базовых сценариев будущего.
Разработка сценария будущего представляет собой сочетание рассмотренных нами методов прогнозирования – мозговой атаки, дедукции, экстраполяции, аналогии, анализа и синтеза. При разработке сценария будущего дается связное беллетристическое, порой похожее на увлекательный роман описание грядущих событий. Логика такого описания, его правдоподобие дают возможность предпринимателю, менеджеру получить наглядное образное представление о том, как пойдут его дела завтра.
Основная идея сценария – предположение, что события будут развиваться и дальше так, как раньше, что те тенденции, которые наметились в прошлом, в основном сохранятся. При этом обычно делается допущение, что никаких неожиданных вмешательств в развитие событий за рассматриваемый период не произойдет. Поскольку это, как мы понимаем, маловероятно, то не следует ждать от такого сценария чудесных пророчеств. Его цель в другом – в том, чтобы изучить условия и найти момент, когда исследуемое предприятие или другая экономическая система начнут испытывать трудности и разрушаться под воздействием внутренних причин, даже если никаких внешних воздействий не последует. Подобный анализ дает возможность своевременно принять предупредительные меры, не ожидая, пока наступит кризис. Определение этих мер, так же как и разработка самого сценария будущего, являются творческим процессом и не могут быть сведены к каким‑то формальным правилам.
Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития.
М. Е. САЛТЫКОВ‑ЩЕДРИН, «Устав о свойственном градоправителю добросердечии»
Существует два принципиально разных вида сценариев будущего. Первый представляет собой ряд предполагаемых эпизодов, связанных между собой, из завтрашнего дня предприятия. Второй – взгляд на будущие события из еще более отдаленного будущего как на историю, события вчерашнего дня.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ БИЗНЕС‑ПЛАНОВ
Особое место в автоматизации управления бизнесом занимают программы, предназначенные для разработки и сопровождения выполнения бизнес‑планов.
Примером такого программного обеспечения может служить программа «Бизнес‑план Р1». Целью этой программы является написание бизнес‑планов и технико‑экономических обоснований различных проектов.
Программа обладает универсальностью и доступна для пользователя, даже не имеющего специальной подготовки, владеющего компьютером и обладающего элементарными познаниями в экономике.
Принцип построения программы основан на формировании бюджета, при котором может быть дана объективная оценка финансов, материальных и трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия. Подробно расшифровываются, поясняются и анализируются затраты и прибыль. Автоматически строятся необходимые таблицы и диаграммы.
Методически программа делится на две части: пояснительную (текстовую) и расчетную (финансовую). Текстовая часть, в свою очередь, разделена на две дополняющие друг друга независимые части: «Макет‑руководство» и «План‑образец». «Макет‑руководство» содержит методику разработки бизнес‑плана и пояснения к ней, а также описание основных частей реальных бизнес‑планов. «План‑образец» представляет отдельные главы разрабатываемых бизнес‑планов и является образцом формы и содержания готовящегося документа.
Работая с текстовой частью, пользователь последовательно формирует свой бизнес‑план в необходимой для него подробности. Для этого программа дает необходимые пояснения и примеры. Важным элементом текстовой части программы является «Финансовый план», который представляет в наглядном виде все основные показатели разрабатываемого бизнес‑плана.
Вторая, расчетная часть программы состоит из ряда панелей с комплексами вкладок, последовательное заполнение которых формирует все необходимые подробные расчеты по создаваемому бизнес‑плану.
Процесс ввода данных максимально упрощен и автоматизирован. Работа ведется с разными видами валют.
Предусмотрена возможность перехода из числового формата в процентный. В любой момент пользователь может осуществить переход от пояснительной части к расчетной и обратно и снять, таким образом, возникающие в ходе работы, вопросы.
Программа может применяться как на крупных, так и на средних и малых предприятиях.
- Владимир Абчук
- Шаг 1‑й Для чего мне это нужно с чего это вдруг?
- Способен ли я?
- Необходимые качества
- Смотрим в будущее
- Выбираем бизнес
- Шаг 2‑й Родовые муки Обзаводимся имуществом
- Что дает вам право собственности
- Как юридически оформить предприятие
- Что такое физическое и юридическое лицо
- Ваша организация
- Закрытое акционерное общество
- Общество с ограниченной ответственностью
- Производственный кооператив
- Ваш статус – «малый предприниматель»
- Устав предприятия
- Учреждаем и регистрируем малое предприятие как юридическое лицо
- Особенности малых предприятий – юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица
- Получаем лицензии и разрешения
- Шаг 3‑й От потребностей людей к моей прибыли Кому я нужен со своим Предприятием?
- Что предпринимает предприниматель?
- Великое изобретение человечества
- Ваш компас – маркетинг
- Наука предпринимательства
- Потребитель – прибыль
- Ваша главная проблема
- Шаг 4‑й Ваша надежда и опора Осматриваетесь, ищете поддержку
- Категории малых предприятий, нуждающиеся в поддержке
- Специальные программы государственной поддержки малого предпринимательства
- Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства
- Приобретение оборудования в лизинг
- Сертификация продукции, работ, услуг
- Приоритетные направления деятельности малого бизнеса
- Государство вам поможет
- Чем новее, тем лучше
- Не всякое новшество – инновация
- Немного об инновационном проектировании
- Капитализм – это учет
- Ваши помощники‑соседи
- Бизнес‑центры и бизнес‑инкубаторы
- Шаг 5‑й Ваши кормильцы Его величество Потребитель
- Изучаете рынок
- Психология покупателя
- Решение о покупке
- Создаете ходовой товар
- Даешь качество
- Качество со всех сторон
- Экспертиза качества
- Управление качеством
- Путь к прилавку
- Перевозите товар
- Жизнь и смерть товара
- Явление конкурента
- Что станет делать конкурент?
- Измерение возможных успехов и неудач
- Шаг 6‑й Заключаем необходимые договоры Договорные обязательства
- Лизинг (финансовая аренда)
- Франчайзинг (коммерческая концессия)
- Комиссия
- Факторинг
- Шаг 7‑й Берем и выплачиваем кредиты Урок кредитования
- Обеспечение кредита. Ипотека. Поручительство
- Банковские премудрости
- Формы кредита. Кредитный договор
- Риск кредитования
- Шаг 8‑й Покупаем‑продаем Пробиваемся на рынок
- Сегментируем рынок
- Выбираем целевые сегменты
- Позиционируем товар на рынке
- Назначаем цены
- Цена и условия поставки
- Мы за ценой не постоим
- Стратегия цен
- Оцениваем свои услуги
- Проблема «свободных мест»
- Торгуем оптом
- Торгуем в розницу
- Торговля на дому. Многоуровневый сетевой маркетинг
- Закупка. Поставка. Продажа. Договоры. Контракты
- Товарный ассортимент и товарная номенклатура
- Двигатель торговли
- Вас должны знать
- Презентация
- Стимулирование продаж
- Шаг 9‑й Не дай себе засохнуть Придется рисковать
- Три причины риска
- Как рискуют американцы
- Право на риск
- В дружбе с юристом
- Плата за страх
- Не дай бог…
- 1. Складской учет:
- 2. Гибкий механизм ценообразования:
- 3. Автоматизация оптовой торговли:
- 4. Автоматизация розничной торговли:
- Шаг 10‑й Ваш коллектив Вы – руководитель
- Смотрим в будущее
- Организуем работу
- За какие коврижки?
- И слабым манием руки…
- На посту
- Методы «пряника»
- Методы «кнута»
- Вы – лидер
- Работаем с людьми
- Не бойтесь конфликтов
- Над схваткой
- 3. В. Маяковский, русский поэт
- Набираемся опыта
- Шаг 11‑й Простая бухгалтерия Где взять деньги
- Деньги и риск
- Деньги должны работать
- Сроки финансирования
- Читаем баланс
- Считаем прибыль
- Следим за показателями
- Оценка коэффициентов, характеризующих показатели хозяйственно‑финансовой деятельности предприятия
- Платим налоги
- Шаг 12‑й Ваше будущее: бизнес‑планы Предвидим будущее
- Предвидение. Предсказание. Прогнозирование
- Ваш прорицатель – прогностика
- Первый бизнес‑план
- Приложение Малое предприятие № 1
- Малое предприятие № 2
- Малое предприятие № 3
- Чтобы получить инвестиции под бизнес‑план…