Торгуем оптом
Оптовая торговля является первым звеном реализации произведенного или приобретенного вами товара. Это деятельность по продаже товаров, предназначенных для розничных торговцев, то есть для тех, кто будет продавать их конечному потребителю. Необходимость этого звена, промежуточного между производителем товара и розничным торговцем, вызвана тем, что, с одной стороны, производителю товаров, как уже упоминалось, обычно выгоднее вкладывать средства не в торговлю, а в развитие своего производства, а с другой – розничному торговцу обычно не хватает средств на то, чтобы взять на себя торговлю полностью. Концентрация в руках оптового торговца значительных материальных ресурсов дает ему возможность гибко и эффективно ими распоряжаться, а для розничных продавцов создает преимущества работы по привычному, надежному, проверенному каналу.
На оптовую торговлю обычно возлагают следующие задачи:
• формирование выгодного ассортимента товаров путем их организованной закупки большими партиями у фирм‑производителей;
• складирование товаров, позволяющее снизить издержки на хранение, уменьшить потери от порчи и утраты товаров;
• размещение товаров поближе к потребителям – с учетом этого требования располагаются оптовые склады‑базы;
• формирование мелких партий товаров для розничных торговцев;
• финансирование (кредитование) розничных торговцев;
• установление контактов с покупателем, привлечение его к покупке товаров данной фирмы;
• информационное обеспечение торговли (как предприятий‑поставщиков, так и покупателей);
• консультации и помощь в работе розничным торговцам, в первую очередь по управлению, бухгалтерскому учету и т. д.;
• принятие на себя части риска за повреждение и утрату товара при его движении по каналу распределения.
В X веке жило множество россиян в Цареграде, которые продавали там невольников и покупали всякие ткани. Звериная ловля и пчеловодство доставляли им множество воску, меда и драгоценных мехов, бывших вместе с невольниками главным предметом их торговли. Черное море, покрытое их кораблями, или, справедливо сказать, лодками, было названо Русским.
Н. М. КАРАМЗИН «История государства Российского»
Оптовой продажей товара занимаются следующие предприятия оптовой торговли: специализированные оптовые торговые предприятия, торговцы‑оптовики, брокеры и агенты, а также сбытовые и закупочные конторы и отделения предприятий‑производителей.
Специализированные оптовые торговые предприятия– это всевозможные оптовые скупщики товаров, аукционисты, нефтебазы и т. п. Так, обычно оптом скупается сельскохозяйственная продукция – как для последующей розничной продажи, так и для поставок предприятиям перерабатывающей промышленности. Аукционная продажа применяется обычно там, где практикуется предварительное ознакомление с товаром (продажа антиквариата, скота и т. п.). Нефтебазы служат посредниками между производителем горюче‑смазочных материалов и автозаправочными станциями.
Торговцы‑оптовикимогут быть как с полным, так и с ограниченным циклом обслуживания. При полном цикле обслуживания осуществляется хранение товара, обеспечение его доставки, финансирование (кредитование) и услуги по организации торговли.
Независимые оптовые посредники,закупающие товар преимущественно промышленного назначения с целью его продажи предприятиям и оказания им торговых услуг (доставка, хранение, кредитование), называютсядистрибьюторами.
Различают торговцев‑оптовиков смешанным ассортиментом (любые товары), нешироким насыщенным ассортиментом (одежда, лекарства), а также узкоспециализированными товарами (автомобили, электробытовые приборы).
При ограниченном цикле обслуживания торговец‑оптовик предоставляет покупателю услуги в значительно меньшем объеме. Так, он может вести торговлю только за наличный расчет, торговлю без доставки товара, торговлю узко ограниченным ассортиментом и т. д.
К этой же категории относятся также оптовики‑коммивояжеры,которые сами доставляют товар клиентам. Например, обеспечивают определенным ассортиментом продуктов (за наличный расчет) большие продовольственные магазины, рестораны и т. п. В эту же группу оптовиков входят и так называемыеоптовики‑консигнанты,специализирующиеся на поставках товаров определенного ассортимента в крупные магазины. Консигнант принимает участие в подготовке товара к продаже, назначает на него цену и сохраняет право собственности. Деньги за товар консигнанты получают от розничного торговца лишь после продажи товара (комиссионная торговля). Подобный вид обслуживания характерен также для продажи товаров, принадлежащих фермерским производственным кооперативам, на городских рынках, в посылочной торговле, при которой торговец‑оптовик рассылает товары, заказанные по каталогу.
Ограниченный цикл обслуживания применяет и значительная группа так называемых оптовиков‑организаторов,которые сами не располагают товаром и с ним непосредственно дела не имеют. Их задача – найти производителя по заказу клиента и обеспечить поступление товара к покупателю в определенное время. На период между получением заказа и отгрузкой товара такой оптовик становится собственником товара и принимает на себя связанный с этим риск. Такая деятельность характерна для торговли строительными материалами, лесом, тяжелым оборудованием, топливом.
Значительную роль в оптовой торговле играют брокерыиагенты,которые отличаются от торговце в‑оптовиков тем, что не принимают на себя собственности на товар. Их основная задача – быть посредниками при продаже партий товара. За свои услуги они получают комиссионное вознаграждение в виде определенного, сравнительно небольшого (несколько единиц) процента от продажной цены товара. Среди брокеров и агентов обычно существует специализация по типу продаваемых товаров, ассортименту и клиентуре. Главная задача брокера – свести продавца товара с покупателем и помочь им в заключении торговой сделки. Эту работу брокера оплачивает тот из них, кто его к ней привлек. Брокер не становится собственником товара, не финансирует сделку, не принимает на себя риск. Брокерские задачи выполняются и агентами, которые отличаются от брокеров лишь тем, что работают с продавцами и покупателями товара не в ходе разовой сделки, а на долговременной основе.
Особое место занимают агенты производителей товара,которые представляют интересы этих производителей и работают с ними на основе агентского договора (соглашения). В агентском соглашении оговариваются границы деятельности (в том числе территориальные), политика цен, процедура работы, выполняемые услуги (сервис), гарантии и комиссионные. С такими агентами обычно работают мелкие производители товара, которые не в состоянии содержать собственных коммивояжеров. Агент может обслуживать нескольких продавцов или покупателей одновременно, с каждым из которых заключает отдельное соглашение.
В оптовой торговле существуют также полномочные агенты предприятия‑производителя по сбыту и агенты по закупкам. Раньше их функции выполняли работники отделов сбыта и материально‑технического снабжения предприятия, работающие на договорах.
Еще одна разновидность агентов – оптовики‑комиссионеры,которые на время хранения и доставки взятого у производителя товара становятся его собственниками и получают комиссионное вознаграждение лишь после продажи партии товара.
Наконец, оптовую торговлю ведут сами предприятия – производители товаров через свои сбытовые и закупочные конторы и отделения.Сбытовые и закупочные конторы отличаются от соответствующих отделений тем, что не хранят запасы, а лишь передают продаваемый или приобретаемый товар с баланса на баланс предприятий‑продавцов и покупателей. Те и другие не вступают в права собственности на товар и работают в качестве подразделений предприятия – его отделов сбыта и материально‑технического снабжения на коммерческой основе.
Во всех случаях основными задачами торговца‑оптовика являются подбор наиболее выгодных клиентов, выбор места размещения предприятия торговли, определение комплекса предлагаемых товаров и услуг, установление цен, меры по стимулированию продаж.
В настоящее время роль оптовой продажи возрастает в связи с повышением требований к товарам и услугам (сохранность, внешний вид, упаковка и т. д.) со стороны как конечных, так и промежуточных клиентов; с расширением производства товаров в запас, сверх потребности на данный момент; со значительным территориальным отрывом производителей от покупателей; с увеличением числа переделов на пути от первичного сырья к конечному продукту.
И все же конечная цель маркетинга – получение прибыли – достигается в значительной мере на следующем, последнем уровне канала распределения товаров – в розничной торговле. Именно на этом уровне товар попадает в руки к тем, чьи нужды и потребности он удовлетворяет, – к потребителям. Именно на этом уровне покупатель «открывает кошелек».
Одним из наиболее распространенных видов коммерческой деятельности малых предприятий является розничная торговля.
- Владимир Абчук
- Шаг 1‑й Для чего мне это нужно с чего это вдруг?
- Способен ли я?
- Необходимые качества
- Смотрим в будущее
- Выбираем бизнес
- Шаг 2‑й Родовые муки Обзаводимся имуществом
- Что дает вам право собственности
- Как юридически оформить предприятие
- Что такое физическое и юридическое лицо
- Ваша организация
- Закрытое акционерное общество
- Общество с ограниченной ответственностью
- Производственный кооператив
- Ваш статус – «малый предприниматель»
- Устав предприятия
- Учреждаем и регистрируем малое предприятие как юридическое лицо
- Особенности малых предприятий – юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица
- Получаем лицензии и разрешения
- Шаг 3‑й От потребностей людей к моей прибыли Кому я нужен со своим Предприятием?
- Что предпринимает предприниматель?
- Великое изобретение человечества
- Ваш компас – маркетинг
- Наука предпринимательства
- Потребитель – прибыль
- Ваша главная проблема
- Шаг 4‑й Ваша надежда и опора Осматриваетесь, ищете поддержку
- Категории малых предприятий, нуждающиеся в поддержке
- Специальные программы государственной поддержки малого предпринимательства
- Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства
- Приобретение оборудования в лизинг
- Сертификация продукции, работ, услуг
- Приоритетные направления деятельности малого бизнеса
- Государство вам поможет
- Чем новее, тем лучше
- Не всякое новшество – инновация
- Немного об инновационном проектировании
- Капитализм – это учет
- Ваши помощники‑соседи
- Бизнес‑центры и бизнес‑инкубаторы
- Шаг 5‑й Ваши кормильцы Его величество Потребитель
- Изучаете рынок
- Психология покупателя
- Решение о покупке
- Создаете ходовой товар
- Даешь качество
- Качество со всех сторон
- Экспертиза качества
- Управление качеством
- Путь к прилавку
- Перевозите товар
- Жизнь и смерть товара
- Явление конкурента
- Что станет делать конкурент?
- Измерение возможных успехов и неудач
- Шаг 6‑й Заключаем необходимые договоры Договорные обязательства
- Лизинг (финансовая аренда)
- Франчайзинг (коммерческая концессия)
- Комиссия
- Факторинг
- Шаг 7‑й Берем и выплачиваем кредиты Урок кредитования
- Обеспечение кредита. Ипотека. Поручительство
- Банковские премудрости
- Формы кредита. Кредитный договор
- Риск кредитования
- Шаг 8‑й Покупаем‑продаем Пробиваемся на рынок
- Сегментируем рынок
- Выбираем целевые сегменты
- Позиционируем товар на рынке
- Назначаем цены
- Цена и условия поставки
- Мы за ценой не постоим
- Стратегия цен
- Оцениваем свои услуги
- Проблема «свободных мест»
- Торгуем оптом
- Торгуем в розницу
- Торговля на дому. Многоуровневый сетевой маркетинг
- Закупка. Поставка. Продажа. Договоры. Контракты
- Товарный ассортимент и товарная номенклатура
- Двигатель торговли
- Вас должны знать
- Презентация
- Стимулирование продаж
- Шаг 9‑й Не дай себе засохнуть Придется рисковать
- Три причины риска
- Как рискуют американцы
- Право на риск
- В дружбе с юристом
- Плата за страх
- Не дай бог…
- 1. Складской учет:
- 2. Гибкий механизм ценообразования:
- 3. Автоматизация оптовой торговли:
- 4. Автоматизация розничной торговли:
- Шаг 10‑й Ваш коллектив Вы – руководитель
- Смотрим в будущее
- Организуем работу
- За какие коврижки?
- И слабым манием руки…
- На посту
- Методы «пряника»
- Методы «кнута»
- Вы – лидер
- Работаем с людьми
- Не бойтесь конфликтов
- Над схваткой
- 3. В. Маяковский, русский поэт
- Набираемся опыта
- Шаг 11‑й Простая бухгалтерия Где взять деньги
- Деньги и риск
- Деньги должны работать
- Сроки финансирования
- Читаем баланс
- Считаем прибыль
- Следим за показателями
- Оценка коэффициентов, характеризующих показатели хозяйственно‑финансовой деятельности предприятия
- Платим налоги
- Шаг 12‑й Ваше будущее: бизнес‑планы Предвидим будущее
- Предвидение. Предсказание. Прогнозирование
- Ваш прорицатель – прогностика
- Первый бизнес‑план
- Приложение Малое предприятие № 1
- Малое предприятие № 2
- Малое предприятие № 3
- Чтобы получить инвестиции под бизнес‑план…