Риск кредитования
С кредитованием предпринимательства связаны риски – как для того, кто берет кредит (риск дебитора), так и для того, кто дает деньги (риск кредитора, или кредитный риск). Риск дебитора заключается в том, что, взяв деньги, дебитор будет не в состоянии вовремя вернуть их с процентами, что может привести к самым тяжелым последствиям для предпринимателя, вплоть до банкротства фирмы.
Риск дебитора во многом зависит от сроков, на которые берется кредит: краткосрочный и долгосрочный кредиты обладают особенностями, влияющими на степень риска кредитной операции. Краткосрочный кредит легче получить, он предоставляется быстрее (изучение дебитора требует меньше времени), оформляется проще, расходы на обслуживание долга сравнительно небольшие. Кроме того, действия дебитора меньше ограничиваются, санкции за нарушение условий кредитного договора мягче. Что немаловажно, кредитные ставки по краткосрочному кредитованию меньше.
И все же, несмотря на эти очевидные преимущества, риск краткосрочного кредитования выше, чем долгосрочного. Причины такого положения следующие:
• долгосрочный кредит позволяет предприятию лучше спланировать деятельность на значительную перспективу;
• длительность кредита дает дебитору время, чтобы заработать деньги и рационально распорядиться ими, в том числе и принять решения по оплате кредита;
• возможность длительного маневра средствами позволяет эффективно проводить антикризисные мероприятия, принимать меры против вероятного банкротства и т. п.
ФИНАНСОВО‑КРЕДИТНАЯ, ИМУЩЕСТВЕННАЯ, РЕСУРСНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА
Материальная поддержка малого предпринимательства включает финансово‑кредитную, имущественную и ресурсную помощь предприятиям. Ядром такой помощи, по зарубежному опыту, является финансовая поддержка. Именно финансовые операции в пользу малых предприятий позволяют скоординировать усилия банков, крупных предприятий и государственных органов по помощи малому бизнесу.
В странах с развитой экономикой государственные органы редко выходят на прямой контакт с малым бизнесом. Их дело – поддерживать и стимулировать те рыночные структуры, которые непосредственно связаны с малыми предприятиями. Так, в Великобритании для этого применяется около 100 различных способов, в том числе стимулирование капиталовложений, налоговые льготы, помощь в поиске кредита и т. д. В ФРГ существуют программы, стимулирующие развитие малого бизнеса путем предоставления ему возможности накопления необходимых для этого средств, а также предоставления долгосрочных кредитов на щадящих условиях на 20 лет, причем два первых года‑без процентов, а возврат денег только через 10 лет.
Во Франции и Италии для финансирования малого бизнеса созданы специальные банки, которые кредитуют закупки оборудования, предоставляют на выгодных условиях займы и т. д. В Испании при Министерстве промышленности и энергетики создана специальная организация, курирующая государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.
В США государственную политику поддержки малого предпринимательства проводит федеральная администрация по делам малого бизнеса, а также ряд комитетов Конгресса и другие правительственные организации. Годовой бюджет этой организации составляет около $1 млрд. В Канаде за 30 лет субсидии на развитие малого бизнеса в размере до $100 тыс. получили более 280 предприятий на общую сумму около $8 млрд. В этой стране действует 200 местных центров развития, выступающих в качестве гарантов малых предприятий по займам.
В Японии существуют правительственное Управление по среднему и малому бизнесу, ряд специализированных служб и организаций, ведущих эту работу, например Корпорация по финансированию малых предприятий, Центральный кооперативный банк и др. Предусмотрены льготы по финансированию и налогообложению для развивающихся малых предприятий, работающих в приоритетных для экономики страны направлениях. Существует система государственных гарантий по ссудам, которые выдаются малым предприятиям частными банками.
В нашей стране в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» финансовое обеспечение программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку малого бизнеса, осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов, а также за счет средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов юридических и физических лиц (в том числе иностранных) и других законных источников. Объем обязательных ежегодно выделяемых средств по представлению правительства России указан в расходной части федерального бюджета отдельной строкой. Аналогично указываются средства бюджетов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Для аккумулирования финансовых средств, направляемых на поддержку малого бизнеса, создаются федеральные, государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства. Все эти фонды – некоммерческие организации (юридические лица), уставными целями которых является финансирование программ, проектов и мероприятий по становлению и развитию малого бизнеса.
Основными направлениями деятельности фондов поддержки являются:
• привлечение и использование финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в интересах малого бизнеса;
• участие в разработке, экспертизе, конкурсном отборе и реализации федеральных, региональных и муниципальных (местных) программ развития и поддержки малого предпринимательства;
• работа над проектами в области малого бизнеса, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест;
• участие в формировании рыночной инфраструктуры, обеспечивающей равные условия и возможности для малых предприятий;
• поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирующих разработки и производство принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений;
• содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности в области малого бизнеса;
• организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства к малым предприятиям. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусматривает кредитование малых предприятий на льготных условиях. Кредитование осуществляется коммерческими кредитными организациями. Разница в стоимости кредита компенсируется этим организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. Размер, порядок и условия компенсации определяются договором между кредитной организацией и фондом поддержки малого предпринимательства.
Малые предприятия также могут кредитовать друг друга. Для взаимного кредитования они создают специальные общества, пользующиеся определенными льготами.
Имущественная поддержка малого бизнеса должна предусматривать:
• организацию учета федерального имущества, которое может быть передано малым предприятиям;
• создание целевых фондов регионального и муниципального имущества (в первую очередь нежилых помещений), которое может быть продано или сдано в аренду малым предприятиям на льготных условиях;
• установление правил передачи малым предприятиям принадлежащих государству производственных площадей и технологического оборудования с определенными льготами на условиях выкупа, долгосрочной аренды или лизинга;
• разработку механизма предоставления рассрочки платежей при передаче малым предприятиям государственного имущества;
• определение единого органа, унифицированного перечня документов и предельных сроков для оформления сделок с имуществом: купли‑продажи, аренды и т. д. (принцип «одного окна»);
• установление порядка, при котором средства, израсходованные малыми предприятиями на ремонт и реконструкцию арендуемых нежилых помещений, могут засчитываться в счет арендной платы.
Одним из ключевых направлений поддержки малого бизнеса является обеспечение предприятий на льготных условиях современным, специфическим для них оборудованием и технологиями. Для этого государство должно позаботиться о создании сети технопарков, производственно‑технических центров, лизинговых компаний и т. д. Эта работа предполагает также размещение государственных заказов на производство и поставки оборудования для малых предприятий, организацию специализированных выставок, оптовых рынков и ярмарок. В этом же ряду находится и законодательно закрепленное право малых предприятий на ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для остальных предприятий.
Тот, кто ищет миллионы, весьма редко их находит, но зато тот, кто их не ищет, тот не находит никогда1
ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК, французский писатель
До сих пор речь шла о риске дебитора. Что касается риска кредитора (кредитного риска), то под ним понимается опасность того, что будет не возвращен долг и не уплачены проценты по кредиту. Для уменьшения кредитного риска кредитор принимает ряд мер, в частности:
• детальное изучение дебитора, в том числе его кредитной истории (поведения при расчетах по предшествующим кредитам);
• анализ финансово‑хозяйственного положения дебитора;
• изучение предлагаемого залога;
• изучение предлагаемого поручительства;
• исследование предполагаемых внутренних и внешних источни – ков погашения кредита;
• анализ возможных рисков и путей их преодоления;
• качественное профессиональное юридическое обеспечение (тщательная разработка кредитного договора, других необходимых документов, проведение арбитражных и судебных процессов, других необходимых мероприятий по обеспечению возврата долгов).
Для снижения уровня кредитных рисков большинство банков придерживается определенной линии поведения, которая формулируется в специальном документе: меморандуме банка о кредитной политике.
В типовом меморандуме обычно отражаются следующие вопросы:
• общие требования к системе кредитования;
• допустимая степень риска;
• меры банка по управлению кредитными рисками;
• дебиторы, нежелательные для банка;
• нежелательные для банка виды кредитования;
• дебиторы, желательные для банка;
• желательные для банка виды кредитования;
• ограничения размеров кредитов.
Для снижения степени риска профессионально подготовленный работник банка (желательно с психологическим образованием) проводит длительную, хорошо продуманную беседу с потенциальным дебитором, в результате которой проясняются данные, представленные дебитором в его кредитной заявке. В первую очередь речь идет о получении сведений о дебиторе и его предприятии, о сумме и условиях кредита, о реальных возможностях его погашения в срок, о залоге и поручительстве, о кредитной истории предприятия и т. д.
В результате такой беседы проводящий ее работник должен получить четкое представление о собеседнике, составить его психологический портрет, выяснить способность предприятия‑дебитора выполнять условия кредитного договора и его намерения на этот счет, понять реальность достижения целей кредита, а также степень подготовленности к этому персонала предприятия.
По результатам беседы принимается решение либо о продолжении работы по кредитованию заявителя, либо о ее прекращении.
7‑й шаг был посвящен получению необходимого кредита. Теперь вы можете сосредоточиться на выгодных сделках купли‑продажи товаров.
- Владимир Абчук
- Шаг 1‑й Для чего мне это нужно с чего это вдруг?
- Способен ли я?
- Необходимые качества
- Смотрим в будущее
- Выбираем бизнес
- Шаг 2‑й Родовые муки Обзаводимся имуществом
- Что дает вам право собственности
- Как юридически оформить предприятие
- Что такое физическое и юридическое лицо
- Ваша организация
- Закрытое акционерное общество
- Общество с ограниченной ответственностью
- Производственный кооператив
- Ваш статус – «малый предприниматель»
- Устав предприятия
- Учреждаем и регистрируем малое предприятие как юридическое лицо
- Особенности малых предприятий – юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица
- Получаем лицензии и разрешения
- Шаг 3‑й От потребностей людей к моей прибыли Кому я нужен со своим Предприятием?
- Что предпринимает предприниматель?
- Великое изобретение человечества
- Ваш компас – маркетинг
- Наука предпринимательства
- Потребитель – прибыль
- Ваша главная проблема
- Шаг 4‑й Ваша надежда и опора Осматриваетесь, ищете поддержку
- Категории малых предприятий, нуждающиеся в поддержке
- Специальные программы государственной поддержки малого предпринимательства
- Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства
- Приобретение оборудования в лизинг
- Сертификация продукции, работ, услуг
- Приоритетные направления деятельности малого бизнеса
- Государство вам поможет
- Чем новее, тем лучше
- Не всякое новшество – инновация
- Немного об инновационном проектировании
- Капитализм – это учет
- Ваши помощники‑соседи
- Бизнес‑центры и бизнес‑инкубаторы
- Шаг 5‑й Ваши кормильцы Его величество Потребитель
- Изучаете рынок
- Психология покупателя
- Решение о покупке
- Создаете ходовой товар
- Даешь качество
- Качество со всех сторон
- Экспертиза качества
- Управление качеством
- Путь к прилавку
- Перевозите товар
- Жизнь и смерть товара
- Явление конкурента
- Что станет делать конкурент?
- Измерение возможных успехов и неудач
- Шаг 6‑й Заключаем необходимые договоры Договорные обязательства
- Лизинг (финансовая аренда)
- Франчайзинг (коммерческая концессия)
- Комиссия
- Факторинг
- Шаг 7‑й Берем и выплачиваем кредиты Урок кредитования
- Обеспечение кредита. Ипотека. Поручительство
- Банковские премудрости
- Формы кредита. Кредитный договор
- Риск кредитования
- Шаг 8‑й Покупаем‑продаем Пробиваемся на рынок
- Сегментируем рынок
- Выбираем целевые сегменты
- Позиционируем товар на рынке
- Назначаем цены
- Цена и условия поставки
- Мы за ценой не постоим
- Стратегия цен
- Оцениваем свои услуги
- Проблема «свободных мест»
- Торгуем оптом
- Торгуем в розницу
- Торговля на дому. Многоуровневый сетевой маркетинг
- Закупка. Поставка. Продажа. Договоры. Контракты
- Товарный ассортимент и товарная номенклатура
- Двигатель торговли
- Вас должны знать
- Презентация
- Стимулирование продаж
- Шаг 9‑й Не дай себе засохнуть Придется рисковать
- Три причины риска
- Как рискуют американцы
- Право на риск
- В дружбе с юристом
- Плата за страх
- Не дай бог…
- 1. Складской учет:
- 2. Гибкий механизм ценообразования:
- 3. Автоматизация оптовой торговли:
- 4. Автоматизация розничной торговли:
- Шаг 10‑й Ваш коллектив Вы – руководитель
- Смотрим в будущее
- Организуем работу
- За какие коврижки?
- И слабым манием руки…
- На посту
- Методы «пряника»
- Методы «кнута»
- Вы – лидер
- Работаем с людьми
- Не бойтесь конфликтов
- Над схваткой
- 3. В. Маяковский, русский поэт
- Набираемся опыта
- Шаг 11‑й Простая бухгалтерия Где взять деньги
- Деньги и риск
- Деньги должны работать
- Сроки финансирования
- Читаем баланс
- Считаем прибыль
- Следим за показателями
- Оценка коэффициентов, характеризующих показатели хозяйственно‑финансовой деятельности предприятия
- Платим налоги
- Шаг 12‑й Ваше будущее: бизнес‑планы Предвидим будущее
- Предвидение. Предсказание. Прогнозирование
- Ваш прорицатель – прогностика
- Первый бизнес‑план
- Приложение Малое предприятие № 1
- Малое предприятие № 2
- Малое предприятие № 3
- Чтобы получить инвестиции под бизнес‑план…