Франчайзинг (коммерческая концессия)
Не исключено, что в начале предпринимательской деятельности вам придется прибегнуть к франчайзингу – договору коммерческой концессии. Суть франчайзинга состоит в том, что некий преуспевающий предприниматель (правообладатель) предоставляет вам (пользователю) за определенное вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности его фирменные средства: наименование и коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания, передает охраняемую коммерческую информацию (ноу‑хау), а также обязуется давать консультации и содействовать в организации бизнеса. Смысл коммерческой концессии – создание благоприятных условий для увеличения прибыли предприятия‑пользователя за счет использования им деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя.
Договор коммерческой концессии, как правило, предусматривает срок действия права использования, а также объем, территорию и основные направления использования (продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг).
Участниками договора коммерческой концессии могут быть коммерческие организации (юридические лица), а также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. Договор коммерческой концессии может быть следующих основных видов:
• производственный – для развития производства товаров и продвижения их на новые рынки;
• сбытовой – для создания находящейся под контролем производителя единой разветвленной сбытовой сети;
• торговый – для открытия юридически самостоятельных фирменных магазинов;
• в сфере обслуживания – для открытия сети юридически самостоятельных фирменных гостиниц, ресторанов, мастерских.
Договор коммерческой концессии заключается в письменной форме и регистрируется органом, производившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя. Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться в форме разовых или периодических платежей, наценки на оптовую цену товара, отчислений от выручки и других.
Обязанности по договору коммерческой концессии распределяются между сторонами следующим образом.
Пр аво обладатель:
• передает пользователю коммерческую и техническую документацию, снабжает необходимой информацией и консультирует по вопросам, предусмотренным договором концессии;
• выдает пользователю соответствующие лицензии;
• оказывает пользователю постоянное необходимое содействие, включая помощь в обучении персонала;
• не имеет права предоставлять другим лицам аналогичных концессий;
• контролирует качество производимых пользователем товаров и услуг.
Священник, юрист и финансист решили по обычаю предков положить в гроб усопшего друга то, что он больше всего любил.
А любил он деньги. Договорились опустить в могилу по$10тью. Каждый положил в гроб конверт. Священник и юрист, однако, схитрили: в их конвертах было, соответственно, только$5тью. и$1тью. Потом они долго испытывали угрызения совести. И только совесть финансиста была спокойна: он отдал покойному то, что обещал, полностью. При этом ему не пришлось расставаться со своими деньгами. Как это удалось сделать? Ответ: он выписал усопшему другу чек на предъявителя.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР
Если есть способ отложить принятие важного решения, настоящий чиновник всегда им воспользуется. Следствие: «Отложим»‑это самая ужасная форма отказа.
Из «ПРИНЦИПОВ ПИТЕРА» – американского управленческого юмора
Пользователь:
• использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания правообладателя и информирует об этом покупателей;
• соблюдает инструкции и указания правообладателя по вопросам, предусмотренным договором концессии;
• обеспечивает договорные качества производимых товаров и услуг;
• согласовывает с правообладателем внешнее и внутреннее оформление торговых помещений и их расположение;
• обязуется не конкурировать с правообладателем и не получать прав, аналогичных договору концессии, от конкурентов право обладателя;
• обязуется не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от правообладателя.
Пользователь вправе самостоятельно устанавливать цену продажи товаров и услуг; он не имеет права каким‑либо образом ограничивать круг покупателей.
Коммерческая концессия открывает перед правообладателем и пользователем ряд весьма перспективных возможностей. Предприятие‑правообладательполучает средства для расширения коммерческой деятельности без необходимости самому открывать многочисленные отделения по всему миру, регистрировать их, приобретать помещения и оборудование, нанимать персонал. В то же время правообладатель получает необходимый контроль над предприятиями‑пользователями, которые входят в его систему фирменных хозяйственных объектов. Рынок в короткое время получает качественные товары и услуги.Предприятие‑пользователь.,оставаясь юридически самостоятельным, получает готовый имидж популярной фирмы, ее покупателей и клиентов, мощное оружие в конкурентной борьбе. Все это способствует ускорению оборота, окупаемости инвестиций, снижению предпринимательского риска – всему тому, что столь ценно для предприятия, особенно в начальный период его существования. Этим объясняется особая популярность франчайзинга в малом бизнесе.
Коммерческая концессия имеет и негативные последствия. Главное из них – массовое появление на рынке товаров, произведенных пользователями концессии, которые, как правило, по качеству существенно хуже их популярных прототипов, но при этом их невозможно различить по фирменной марке. Это подрывает доверие к предприятию‑правообладателю, разрушает его рынок, дает дополнительные преимущества конкурентам.
Весьма распространенной формой договорных обязательств является также комиссия.
- Владимир Абчук
- Шаг 1‑й Для чего мне это нужно с чего это вдруг?
- Способен ли я?
- Необходимые качества
- Смотрим в будущее
- Выбираем бизнес
- Шаг 2‑й Родовые муки Обзаводимся имуществом
- Что дает вам право собственности
- Как юридически оформить предприятие
- Что такое физическое и юридическое лицо
- Ваша организация
- Закрытое акционерное общество
- Общество с ограниченной ответственностью
- Производственный кооператив
- Ваш статус – «малый предприниматель»
- Устав предприятия
- Учреждаем и регистрируем малое предприятие как юридическое лицо
- Особенности малых предприятий – юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица
- Получаем лицензии и разрешения
- Шаг 3‑й От потребностей людей к моей прибыли Кому я нужен со своим Предприятием?
- Что предпринимает предприниматель?
- Великое изобретение человечества
- Ваш компас – маркетинг
- Наука предпринимательства
- Потребитель – прибыль
- Ваша главная проблема
- Шаг 4‑й Ваша надежда и опора Осматриваетесь, ищете поддержку
- Категории малых предприятий, нуждающиеся в поддержке
- Специальные программы государственной поддержки малого предпринимательства
- Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства
- Приобретение оборудования в лизинг
- Сертификация продукции, работ, услуг
- Приоритетные направления деятельности малого бизнеса
- Государство вам поможет
- Чем новее, тем лучше
- Не всякое новшество – инновация
- Немного об инновационном проектировании
- Капитализм – это учет
- Ваши помощники‑соседи
- Бизнес‑центры и бизнес‑инкубаторы
- Шаг 5‑й Ваши кормильцы Его величество Потребитель
- Изучаете рынок
- Психология покупателя
- Решение о покупке
- Создаете ходовой товар
- Даешь качество
- Качество со всех сторон
- Экспертиза качества
- Управление качеством
- Путь к прилавку
- Перевозите товар
- Жизнь и смерть товара
- Явление конкурента
- Что станет делать конкурент?
- Измерение возможных успехов и неудач
- Шаг 6‑й Заключаем необходимые договоры Договорные обязательства
- Лизинг (финансовая аренда)
- Франчайзинг (коммерческая концессия)
- Комиссия
- Факторинг
- Шаг 7‑й Берем и выплачиваем кредиты Урок кредитования
- Обеспечение кредита. Ипотека. Поручительство
- Банковские премудрости
- Формы кредита. Кредитный договор
- Риск кредитования
- Шаг 8‑й Покупаем‑продаем Пробиваемся на рынок
- Сегментируем рынок
- Выбираем целевые сегменты
- Позиционируем товар на рынке
- Назначаем цены
- Цена и условия поставки
- Мы за ценой не постоим
- Стратегия цен
- Оцениваем свои услуги
- Проблема «свободных мест»
- Торгуем оптом
- Торгуем в розницу
- Торговля на дому. Многоуровневый сетевой маркетинг
- Закупка. Поставка. Продажа. Договоры. Контракты
- Товарный ассортимент и товарная номенклатура
- Двигатель торговли
- Вас должны знать
- Презентация
- Стимулирование продаж
- Шаг 9‑й Не дай себе засохнуть Придется рисковать
- Три причины риска
- Как рискуют американцы
- Право на риск
- В дружбе с юристом
- Плата за страх
- Не дай бог…
- 1. Складской учет:
- 2. Гибкий механизм ценообразования:
- 3. Автоматизация оптовой торговли:
- 4. Автоматизация розничной торговли:
- Шаг 10‑й Ваш коллектив Вы – руководитель
- Смотрим в будущее
- Организуем работу
- За какие коврижки?
- И слабым манием руки…
- На посту
- Методы «пряника»
- Методы «кнута»
- Вы – лидер
- Работаем с людьми
- Не бойтесь конфликтов
- Над схваткой
- 3. В. Маяковский, русский поэт
- Набираемся опыта
- Шаг 11‑й Простая бухгалтерия Где взять деньги
- Деньги и риск
- Деньги должны работать
- Сроки финансирования
- Читаем баланс
- Считаем прибыль
- Следим за показателями
- Оценка коэффициентов, характеризующих показатели хозяйственно‑финансовой деятельности предприятия
- Платим налоги
- Шаг 12‑й Ваше будущее: бизнес‑планы Предвидим будущее
- Предвидение. Предсказание. Прогнозирование
- Ваш прорицатель – прогностика
- Первый бизнес‑план
- Приложение Малое предприятие № 1
- Малое предприятие № 2
- Малое предприятие № 3
- Чтобы получить инвестиции под бизнес‑план…