logo
Abchuk_12_shagov_k_sobstvennomu_biznesu

Наука предпринимательства

Движущим мотивом предпринимательства, его целью является получение прибыли.

Предпринимательство можно рассматривать как объединение ряда предметов, каждый из которых является его неотъемлемой частью и позволяет осветить его с разных сторон. При таком подходе в круге главных источников, питающих предпринимательство, оказываются экономика, менеджмент, маркетинг, которые в совокупности позволяют решать его практические задачи. Экономика как наука о ведении общественного хозяйства образует теоретический фундамент предпринимательства. Она рассматривает производство, распределение, обмен и потребление всевозможных благ, удовлетворяющих потребностилюдей, в условиях ограниченности ресурсов и связанной с этим необходимости выбора.

Различают экономическую теорию, рассматривающую закономерности экономических процессов, и прикладную экономику, нацеленную на выработку практических рекомендаций для деятельности. В зависимости от масштаба изучаемых экономических явлений выделяют макроэкономику, охватывающую экономические явления в стране или регионе в целом, и микроэкономику, занимающуюся поведением отдельных экономических субъектов (производителей и потребителей) в конкретных рыночных ситуациях. В зарубежной практике изучения предпринимательства в качестве самостоятельного предмета, входящего в эту дисциплину, существует так называемая экономикс – исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных и нематериальных благ при ограниченности ресурсов.

Маркетинг, как мы уже упоминали, рассматривает методы получения прибыли, основанные на исследовании рынка, занимается изучением потребительского спроса и управлением им. Главная задача маркетинга – превращение потребностей населения в прибыль предприятия. Сфера интересов маркетинга – потребитель, товар и рынок. Применительно к ним вырабатывается стратегия предпринимательства, организуются сбыт, сервис и реклама.

Менеджмент – наука и практика управления людьми, материальными средствами и другими ресурсами применительно к определенной цели. В предпринимательстве такой главной целью является получение прибыли. Менеджмент изучает закономерности преобразования информации в системах управления, управление финансами (финансовый менеджмент), организацию труда управляющих, социально‑психологические стороны деятельности персонала предприятия (персонал‑менеджмент), методы планирования и распределения ограниченных ресурсов (экономико‑математические методы), формирование организационных структур управления. В сфере менеджмента находятся также вопросы выработки управленческих решений, методы прогнозирования экономической ситуации и обоснованного риска (риск‑менеджмент).

Экономические механизмы ведения хозяйства, закономерности процессов производства, распределения, обмена и потребления всевозможных благ в условиях ограниченных производственных ресурсов и необходимости рационального выбора – все это рассматривает экономика. Маркетинг позволяет предпринимателю узнать и выбрать методы изучения рынка, потребительского спроса и предложения товаров и услуг, дает рекомендации, как сделать выгодный товар, вывести его на рынок и организовать прибыльный сбыт. Менеджмент вооружает предпринимателя знаниями по управлению предприятием и его финансами, учит методам руководства и работе с персоналом, оптимальному использованию ресурсов.

Итак, главная задача предпринимательства – выяснить спрос потребителя, а значит, побудить его раскошелиться. Поразмышляем, как лучше это сделать.