Как рискуют американцы
Американские менеджеры понимают риск так же, как и мы. В одной из книг по бизнесу, выпущенной в США, риском называются «шансы на нанесение ущерба или убытков вследствие занятия каким‑либо делом». Но в отличие от нас американские менеджеры уже давно ввели экономический риск в практику и уделяют ему огромное внимание. Помимо объективных причин для «любви к риску», связанных с рыночной системой свободного предпринимательства, сыграла роль и субъективно присущая американцам предпринимательская, порой авантюрная жилка, унаследованная от предков‑эмигрантов, заброшенных в Новый Свет бурным потоком жизни. В условиях суровой борьбы за существование и острой конкуренции уклонение от риска неминуемо оборачивалось поражением.
Американские менеджеры различают два вида риска.
Первый – неизбежный риск, который можно заранее учесть и переложить на плечи страховых компаний, заключив с ними договоры страхования имущества. Сюда включаются риски утрат от землетрясений, пожаров, наводнений и других стихийных бедствий, от аварий, ведения в районе бизнеса боевых действий, краж, народных волнений, транспортировки грузов. Сюда же причисляются риски потерь от нечестности и небрежности работников фирмы, а также от нарушения обязательств партнерами, субподрядчиками и другими участниками бизнеса. Отдельно страхуется риск приостановки деловой активности, риски потерь от смерти или болезни менеджеров и сотрудников предприятия. Все эти риски страхуются разветвленной сетью страховых компаний (в основном частных). Предусматривается страхование убытков из‑за войн и народных волнений, пожаров, землетрясений и других стихийных бедствий. Страхуются перевозки грузов на всех видах транспорта. Выдаются страховые полисы для возмещения убытков от небрежности персонала, приостановки деловой активности фирмы, а также компенсации потерь от смерти, несчастного случая или болезни руководителей и персонала предприятий.
При страховании от нечестности служащих можно приобрести в страховой компании так называемые «боны честности», а от невыполнения обязательств партнерами или субподрядчиками – «боны гарантии». В печати не раз сообщалось о страховании боксерами своих рук, бегунами – ног, певцами – голоса, а кинозвездами – обворожительной улыбки. Условия страхования определяются расчетами.
Второй вид риска в предпринимательстве, пожалуй, более важный. Он связан с неопределенностью самого процесса бизнеса. К нему относится риск потерь из‑за непредсказуемого изменения рыночного спроса и предложения на товары и услуги, изменения мировой конъюнктуры акций и других ценных бумаг, биржевой игры цен, изменения моды, появления неожиданных достижений научно‑технического прогресса, изменения в объеме добычи полезных ископаемых и т. д. Все эти причины неустранимы и не могут быть полностью компенсированы никаким страхованием. Единственный способ обезопасить себя от последствий неопределенности бизнеса – отказаться от его ведения в случае явной нелепости или неполноты информации. Поэтому американские менеджеры, так же как и их коллеги из других стран, принимают ряд серьезных мер, связанных с риском предпринимательства. Вот некоторые из них.
1. Организуется квалифицированная и хорошо технически оснащенная служба информации. Тщательно изучается положение на рынке, состояние конкурентов, потребительский спрос, возможности научно‑технического прогресса.
2. Создается служба прогнозирования, которая позволяет бизнесмену заглянуть в завтрашний день, проследить тенденции развития рынка (спроса, предложения, цен и т. д.), появление новых средств производства, новых материалов и технологий.
3. Организуется разумно‑достаточное резервирование товаров, производственных мощностей, позволяющее избежать потерь от резких изменений рыночной конъюнктуры.
Помимо этих мер общего характера, принимается ряд усилий по снижению риска в различных направлениях деятельности.
Чтобы снизить риск неправильного определения главных направлений бизнеса, проводится тщательная экспертиза проектов, просчитываются варианты с помощью построения математических моделей на компьютере, привлекается высококлассная экспертиза.
Для сведения к минимуму финансовых просчетов, исключения гибельного замораживания средств часть инвестиций передается в руки других фирм, что позволяет сократить сроки реализации проектов, сосредоточить усилия на нужных направлениях.
Чтобы уменьшить неизбежный коммерческий риск, проводится тщательная балансировка технико‑экономических показателей, принимаются меры по повышению рентабельности капитальных вложений.
В целях ограждения бизнеса от последствий непредсказуемости, неопределенности рыночной конъюнктуры (спроса, предложения, цен), экономической нестабильности и колебаний моды проводятся маркетинговые мероприятия, включающие тщательное изучение рынка, эффективную рекламу, а также постоянное прогнозирование и планирование деятельности.
Для снижения риска потерь от противодействия конкурентов ведется постоянная работа по их выявлению и изучению, скрупулезный учет возможных последствий конкуренции по всей деятельности предприятия и принимаются меры для ее нейтрализации.
Чтобы свести к минимуму последствия не оптимального распределения ресурсов (денег, персонала, сырья, материалов, транспортных возможностей и т. д.), принимаются соответствующие меры: расчеты и реализация планов на оптимальность.
С целью снижения риска из‑за ошибок менеджеров и прочего персонала, их плохой исполнительности и малой инициативности устанавливается постоянно действующая система контроля и материального стимулирования, основанная на изучении мотивов трудовой деятельности каждого работника, проводятся меры по их активизации, созданию благоприятного психологического климата и т. п.
Риск‑действие «на авось» в расчете на «небось».
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР
В ситуации, для которой известен только один вариант решения, никогда не принимай его и не отклоняй. Даже если этот вариант кажется хорошим, отложи решение и попробуй найти другие варианты Лишь сравнение нескольких вариантов позволит выбрать наилучший.
Для сокращения риска потерь из‑за непредвиденных экономических и политических потрясений, стихийных бедствий, экологических катастроф следует заранее предусмотреть ситуационное управление по этим обстоятельствам. Каждый менеджер и другие работники предприятия должны знать, что им следует делать в данных ситуациях.
Чтобы снизить риск последствий неожиданного и непредвиденного изменения хозяйственного, трудового и иного законодательства (что весьма сегодня для нас актуально), ведется постоянная работа по изучению не только текстов действующих документов, но и их теоретической основы, по прогнозированию путей их трансформации с привлечением к этой работе ученых, законодателей, работников налоговой инспекции, представителей правоохранительных органов. Не зря в США юристы в большом почете: многие менеджеры имеют юридическое образование.
Все американские менеджеры владеют методами рационального риска, умеют выполнять его расчеты, уменьшать нежелательные последствия. Одним из широко распространенных в США и практически неизвестных у нас методов страхования риска является так называемое хеджирование (что означает ограждение от потерь). Смысл хеджирования состоит в том, что при заключении контракта на куплю‑продажу товара на бирже участники сделки заранее договариваются на определенное количество товара по строго оговоренной цене. При этом гарантируется выплата и получение данной суммы, какие бы колебания цен в будущем, в пределах указанного срока, ни происходили.
Распространенным способом снижения потерь при риске является в США метод самострахования, когда фирма на случай потерь создает специальный резервный фонд, предназначенный для их возмещения. При этом страхование распространяется лишь на часть имущества предприятия. Подобное страхование выгоднее фирме, чем привлечение для этой цели страховой компании. Кроме того, самострахование оказывается выгоднее и при малых вероятностях убытков, например когда у фирмы множество однотипных единиц имущества. Так, транснациональные нефтяные компании обладают несколькими сотнями танкеров. Вероятность потери одного танкера в год весьма мала. Поэтому компания предпочитает не страховать их у страховых фирм, а возмещать потери из своих средств. Это существенно дешевле, чем оплачивать страховку всех танкеров. Конечно, при этом требуется расчет, аналогичный тому, о котором мы уже упоминали.
Действия в рискованной ситуации требуют от менеджера знаний и целенаправленной работы. В крупных американских фирмах существует специальная, новая для нас должность – менеджер по риску.
Вернемся, однако, на родную почву. Как в нашей стране относятся к риску, каковы его правовые основы? Оправдывает ли законодательство предпринимателя и менеджера, если в результате рискованных действий предприятию нанесен ущерб?
- Владимир Абчук
- Шаг 1‑й Для чего мне это нужно с чего это вдруг?
- Способен ли я?
- Необходимые качества
- Смотрим в будущее
- Выбираем бизнес
- Шаг 2‑й Родовые муки Обзаводимся имуществом
- Что дает вам право собственности
- Как юридически оформить предприятие
- Что такое физическое и юридическое лицо
- Ваша организация
- Закрытое акционерное общество
- Общество с ограниченной ответственностью
- Производственный кооператив
- Ваш статус – «малый предприниматель»
- Устав предприятия
- Учреждаем и регистрируем малое предприятие как юридическое лицо
- Особенности малых предприятий – юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица
- Получаем лицензии и разрешения
- Шаг 3‑й От потребностей людей к моей прибыли Кому я нужен со своим Предприятием?
- Что предпринимает предприниматель?
- Великое изобретение человечества
- Ваш компас – маркетинг
- Наука предпринимательства
- Потребитель – прибыль
- Ваша главная проблема
- Шаг 4‑й Ваша надежда и опора Осматриваетесь, ищете поддержку
- Категории малых предприятий, нуждающиеся в поддержке
- Специальные программы государственной поддержки малого предпринимательства
- Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства
- Приобретение оборудования в лизинг
- Сертификация продукции, работ, услуг
- Приоритетные направления деятельности малого бизнеса
- Государство вам поможет
- Чем новее, тем лучше
- Не всякое новшество – инновация
- Немного об инновационном проектировании
- Капитализм – это учет
- Ваши помощники‑соседи
- Бизнес‑центры и бизнес‑инкубаторы
- Шаг 5‑й Ваши кормильцы Его величество Потребитель
- Изучаете рынок
- Психология покупателя
- Решение о покупке
- Создаете ходовой товар
- Даешь качество
- Качество со всех сторон
- Экспертиза качества
- Управление качеством
- Путь к прилавку
- Перевозите товар
- Жизнь и смерть товара
- Явление конкурента
- Что станет делать конкурент?
- Измерение возможных успехов и неудач
- Шаг 6‑й Заключаем необходимые договоры Договорные обязательства
- Лизинг (финансовая аренда)
- Франчайзинг (коммерческая концессия)
- Комиссия
- Факторинг
- Шаг 7‑й Берем и выплачиваем кредиты Урок кредитования
- Обеспечение кредита. Ипотека. Поручительство
- Банковские премудрости
- Формы кредита. Кредитный договор
- Риск кредитования
- Шаг 8‑й Покупаем‑продаем Пробиваемся на рынок
- Сегментируем рынок
- Выбираем целевые сегменты
- Позиционируем товар на рынке
- Назначаем цены
- Цена и условия поставки
- Мы за ценой не постоим
- Стратегия цен
- Оцениваем свои услуги
- Проблема «свободных мест»
- Торгуем оптом
- Торгуем в розницу
- Торговля на дому. Многоуровневый сетевой маркетинг
- Закупка. Поставка. Продажа. Договоры. Контракты
- Товарный ассортимент и товарная номенклатура
- Двигатель торговли
- Вас должны знать
- Презентация
- Стимулирование продаж
- Шаг 9‑й Не дай себе засохнуть Придется рисковать
- Три причины риска
- Как рискуют американцы
- Право на риск
- В дружбе с юристом
- Плата за страх
- Не дай бог…
- 1. Складской учет:
- 2. Гибкий механизм ценообразования:
- 3. Автоматизация оптовой торговли:
- 4. Автоматизация розничной торговли:
- Шаг 10‑й Ваш коллектив Вы – руководитель
- Смотрим в будущее
- Организуем работу
- За какие коврижки?
- И слабым манием руки…
- На посту
- Методы «пряника»
- Методы «кнута»
- Вы – лидер
- Работаем с людьми
- Не бойтесь конфликтов
- Над схваткой
- 3. В. Маяковский, русский поэт
- Набираемся опыта
- Шаг 11‑й Простая бухгалтерия Где взять деньги
- Деньги и риск
- Деньги должны работать
- Сроки финансирования
- Читаем баланс
- Считаем прибыль
- Следим за показателями
- Оценка коэффициентов, характеризующих показатели хозяйственно‑финансовой деятельности предприятия
- Платим налоги
- Шаг 12‑й Ваше будущее: бизнес‑планы Предвидим будущее
- Предвидение. Предсказание. Прогнозирование
- Ваш прорицатель – прогностика
- Первый бизнес‑план
- Приложение Малое предприятие № 1
- Малое предприятие № 2
- Малое предприятие № 3
- Чтобы получить инвестиции под бизнес‑план…