logo
Abchuk_12_shagov_k_sobstvennomu_biznesu

Как рискуют американцы

Американские менеджеры понимают риск так же, как и мы. В одной из книг по бизнесу, выпущенной в США, риском называются «шансы на нанесение ущерба или убытков вследствие занятия каким‑либо делом». Но в отличие от нас американские менеджеры уже давно ввели экономический риск в практику и уделяют ему огромное внимание. Помимо объективных причин для «любви к риску», связанных с рыночной системой свободного предпринимательства, сыграла роль и субъективно присущая американцам предпринимательская, порой авантюрная жилка, унаследованная от предков‑эмигрантов, заброшенных в Новый Свет бурным потоком жизни. В условиях суровой борьбы за существование и острой конкуренции уклонение от риска неминуемо оборачивалось поражением.

Американские менеджеры различают два вида риска.

Первый – неизбежный риск, который можно заранее учесть и переложить на плечи страховых компаний, заключив с ними договоры страхования имущества. Сюда включаются риски утрат от землетрясений, пожаров, наводнений и других стихийных бедствий, от аварий, ведения в районе бизнеса боевых действий, краж, народных волнений, транспортировки грузов. Сюда же причисляются риски потерь от нечестности и небрежности работников фирмы, а также от нарушения обязательств партнерами, субподрядчиками и другими участниками бизнеса. Отдельно страхуется риск приостановки деловой активности, риски потерь от смерти или болезни менеджеров и сотрудников предприятия. Все эти риски страхуются разветвленной сетью страховых компаний (в основном частных). Предусматривается страхование убытков из‑за войн и народных волнений, пожаров, землетрясений и других стихийных бедствий. Страхуются перевозки грузов на всех видах транспорта. Выдаются страховые полисы для возмещения убытков от небрежности персонала, приостановки деловой активности фирмы, а также компенсации потерь от смерти, несчастного случая или болезни руководителей и персонала предприятий.

При страховании от нечестности служащих можно приобрести в страховой компании так называемые «боны честности», а от невыполнения обязательств партнерами или субподрядчиками – «боны гарантии». В печати не раз сообщалось о страховании боксерами своих рук, бегунами – ног, певцами – голоса, а кинозвездами – обворожительной улыбки. Условия страхования определяются расчетами.

Второй вид риска в предпринимательстве, пожалуй, более важный. Он связан с неопределенностью самого процесса бизнеса. К нему относится риск потерь из‑за непредсказуемого изменения рыночного спроса и предложения на товары и услуги, изменения мировой конъюнктуры акций и других ценных бумаг, биржевой игры цен, изменения моды, появления неожиданных достижений научно‑технического прогресса, изменения в объеме добычи полезных ископаемых и т. д. Все эти причины неустранимы и не могут быть полностью компенсированы никаким страхованием. Единственный способ обезопасить себя от последствий неопределенности бизнеса – отказаться от его ведения в случае явной нелепости или неполноты информации. Поэтому американские менеджеры, так же как и их коллеги из других стран, принимают ряд серьезных мер, связанных с риском предпринимательства. Вот некоторые из них.

1. Организуется квалифицированная и хорошо технически оснащенная служба информации. Тщательно изучается положение на рынке, состояние конкурентов, потребительский спрос, возможности научно‑технического прогресса.

2. Создается служба прогнозирования, которая позволяет бизнесмену заглянуть в завтрашний день, проследить тенденции развития рынка (спроса, предложения, цен и т. д.), появление новых средств производства, новых материалов и технологий.

3. Организуется разумно‑достаточное резервирование товаров, производственных мощностей, позволяющее избежать потерь от резких изменений рыночной конъюнктуры.

Помимо этих мер общего характера, принимается ряд усилий по снижению риска в различных направлениях деятельности.

Чтобы снизить риск неправильного определения главных направлений бизнеса, проводится тщательная экспертиза проектов, просчитываются варианты с помощью построения математических моделей на компьютере, привлекается высококлассная экспертиза.

Для сведения к минимуму финансовых просчетов, исключения гибельного замораживания средств часть инвестиций передается в руки других фирм, что позволяет сократить сроки реализации проектов, сосредоточить усилия на нужных направлениях.

Чтобы уменьшить неизбежный коммерческий риск, проводится тщательная балансировка технико‑экономических показателей, принимаются меры по повышению рентабельности капитальных вложений.

В целях ограждения бизнеса от последствий непредсказуемости, неопределенности рыночной конъюнктуры (спроса, предложения, цен), экономической нестабильности и колебаний моды проводятся маркетинговые мероприятия, включающие тщательное изучение рынка, эффективную рекламу, а также постоянное прогнозирование и планирование деятельности.

Для снижения риска потерь от противодействия конкурентов ведется постоянная работа по их выявлению и изучению, скрупулезный учет возможных последствий конкуренции по всей деятельности предприятия и принимаются меры для ее нейтрализации.

Чтобы свести к минимуму последствия не оптимального распределения ресурсов (денег, персонала, сырья, материалов, транспортных возможностей и т. д.), принимаются соответствующие меры: расчеты и реализация планов на оптимальность.

С целью снижения риска из‑за ошибок менеджеров и прочего персонала, их плохой исполнительности и малой инициативности устанавливается постоянно действующая система контроля и материального стимулирования, основанная на изучении мотивов трудовой деятельности каждого работника, проводятся меры по их активизации, созданию благоприятного психологического климата и т. п.

Риск‑действие «на авось» в расчете на «небось».

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР

В ситуации, для которой известен только один вариант решения, никогда не принимай его и не отклоняй. Даже если этот вариант кажется хорошим, отложи решение и попробуй найти другие варианты Лишь сравнение нескольких вариантов позволит выбрать наилучший.

Для сокращения риска потерь из‑за непредвиденных экономических и политических потрясений, стихийных бедствий, экологических катастроф следует заранее предусмотреть ситуационное управление по этим обстоятельствам. Каждый менеджер и другие работники предприятия должны знать, что им следует делать в данных ситуациях.

Чтобы снизить риск последствий неожиданного и непредвиденного изменения хозяйственного, трудового и иного законодательства (что весьма сегодня для нас актуально), ведется постоянная работа по изучению не только текстов действующих документов, но и их теоретической основы, по прогнозированию путей их трансформации с привлечением к этой работе ученых, законодателей, работников налоговой инспекции, представителей правоохранительных органов. Не зря в США юристы в большом почете: многие менеджеры имеют юридическое образование.

Все американские менеджеры владеют методами рационального риска, умеют выполнять его расчеты, уменьшать нежелательные последствия. Одним из широко распространенных в США и практически неизвестных у нас методов страхования риска является так называемое хеджирование (что означает ограждение от потерь). Смысл хеджирования состоит в том, что при заключении контракта на куплю‑продажу товара на бирже участники сделки заранее договариваются на определенное количество товара по строго оговоренной цене. При этом гарантируется выплата и получение данной суммы, какие бы колебания цен в будущем, в пределах указанного срока, ни происходили.

Распространенным способом снижения потерь при риске является в США метод самострахования, когда фирма на случай потерь создает специальный резервный фонд, предназначенный для их возмещения. При этом страхование распространяется лишь на часть имущества предприятия. Подобное страхование выгоднее фирме, чем привлечение для этой цели страховой компании. Кроме того, самострахование оказывается выгоднее и при малых вероятностях убытков, например когда у фирмы множество однотипных единиц имущества. Так, транснациональные нефтяные компании обладают несколькими сотнями танкеров. Вероятность потери одного танкера в год весьма мала. Поэтому компания предпочитает не страховать их у страховых фирм, а возмещать потери из своих средств. Это существенно дешевле, чем оплачивать страховку всех танкеров. Конечно, при этом требуется расчет, аналогичный тому, о котором мы уже упоминали.

Действия в рискованной ситуации требуют от менеджера знаний и целенаправленной работы. В крупных американских фирмах существует специальная, новая для нас должность – менеджер по риску.

Вернемся, однако, на родную почву. Как в нашей стране относятся к риску, каковы его правовые основы? Оправдывает ли законодательство предпринимателя и менеджера, если в результате рискованных действий предприятию нанесен ущерб?