Методы «кнута»
Административные (организационно‑распорядительные) методысегодня утратили роль главного рычага управления производством и заняли подчиненное, обеспечивающее положение по отношению к вышедшим на передний план методам экономическим. И дело тут не в количественном перераспределении, а в коренном изменении глубоких основ управления: теперь управление должно базироваться не на силовом давлении, а на естественном и поэтому добровольном стремлении работающих наиболее полно удовлетворить свои жизненные потребности и интересы.
Что же, однако, заставляет сохранять административные методы в новых условиях? Дело в том, что целый ряд управленческих задач и при переходе к экономическим методам требует организационно‑распорядительных действий управляющего, т. е. может быть решен лишь административным путем.
Вот краткий перечень этих действий и их примерное содержание:
1. Регламентирование деятельности предприятия.Это наиболее жесткая форма административного воздействия. Она выражается в разработке и реализации организационных документов, определяющих порядок управления предприятием:
• положений общеорганизационного порядка (например, Положения о данном предприятии);
• структуры (организации) управления предприятием;
• штатного расписания и должностных инструкций (функциональных обязанностей);
• положений, определяющих внутренний порядок работы, а также статус, задачи и полномочия различных звеньев управления (например, Положения об органах линейного, функционального и целевого управления).
2. Нормирование деятельности предприятия.Оно заключается в разработке и реализации норм (т. е. правил) и нормативов (количественного выражения этих норм), устанавливающих границы деятельности предприятия.
Этот рычаг административного управления более гибок, чем регламентирование. Он неразрывно связан с экономическим управлением, обеспечивает его ориентирами для движения в нужном направлении. Сегодня широко используются нормы выработки, времени, численности, нормативы, устанавливающие соотношения между различными технико‑экономическими показателями, и т. д.
3. Инструктирование.Оно сводится к ознакомлению персонала с правилами работы, порядком ее выполнения, ожидаемыми трудностями, рекомендациями по их преодолению. Это в основном методическая разработка информационного характера, наиболее мягкая форма административного воздействия.
4. Распорядительное воздействие.Это форма повседневной организации административной работы. Она включает подготовку, издание и реализацию всевозможных постановлений, директив, приказов, указаний, резолюций, распоряжений. Распорядительное воздействие может носить как письменный, так и устный характер. Каждый руководитель (линейный, функциональный) применительно к занимаемой им должности имеет свой «набор» таких воздействий и свою процедуру их реализации.
Японское ноу – хау
Социально‑психологическим, воспитательным методам управления во многом обязана своими успехами в 1970‑1980‑х годах японская промышленность. Эти методы составляют по сути основу так называемого «японского опыта». Исходным моментом системы управления на современных японских предприятиях является тщательное изучение мотивов трудовой деятельности всех работающих, создание таких условий, при которых каждый из них был бы кровно заинтересован в конечном результате работы предприятия, то есть в первую очередь – в качестве продукции. Отсюда – практика пожизненного найма рабочих на ряде заводов, участие персонала в прибылях предприятия, личная ответственность за качество продукции, продуманная система материального и морального стимулирования, включающая не только зарплату, но и социальные блага – жилье, пенсии и т. д.
Быстрое совершенствование методов управления характерно не только для Японии. На Западе сейчас говорят об «управленческой революции». Менеджеризму, под которым понимают искусство, методы и технологии управленческого труда, обучают миллионы людей.
Среди социально‑психологических, воспитательных методов управления исходным является выявление и учет психологических особенностей каждого члена трудового коллектива, а также закономерности поведения всего коллектива. Эту работу каждый руководитель должен проводить систематически – как самостоятельно, так и с привлечением специалистов – социологов и психологов. При этом необходимо широко использовать такие способы анализа, как анкетирование, тестирование, наблюдения, опросы, интервью.
Важнейшим социально‑психологическим методом управления является изучение и направленное формирование мотивов трудовой деятельности работников и учет их в управлении.
Целый ряд социально‑психологических методов прямо или косвенно направлен на повышение творческой активности и инициативы всех работающих на предприятии. Это развертывание и всемерное поощрение изобретательской и рационализаторской деятельности, воспитание группового самосознания коллектива, сохранение и развитие традиций и обычаев предприятия.
Интересные примеры широкого и результативного использования таких методов дает японская промышленность. Иностранные наблюдатели отмечают, что для любого работника там характерны чрезвычайная привязанность к своему предприятию, заинтересованность в его делах, гордость за результаты деятельности. Японский рабочий или инженер, представляясь (даже в неслужебной обстановке), прежде чем произнести свое имя и фамилию, называет предприятие, на котором работает. Тут есть над чем подумать и нам.
К этой же группе социально‑психологических, воспитательных методов относится установление в коллективе благоприятной психологической атмосферы и рациональное использование различных форм коллективного и индивидуального морального стимулирования. При этом не следует пренебрегать интересным зарубежным опытом. Например, одна крупная американская фирма, производящая компьютеры, в своем главном здании на огромном стенде поместила… фотографии всего многотысячного персонала предприятия.
Смысл этой своеобразной «доски почета» ясен: самим фактом работы на нашем передовом предприятии можно гордиться.
В последние годы в нашей стране все большее значение приобретает такая интересная и весьма результативная форма социально‑психологического управления, как планирование социального развития трудового коллектива. Возникнув на отдельных предприятиях, социальное планирование ведется сегодня уже в региональном и федеральном масштабах.
Переход к экономическому управлению, выдвижение на первый план методов, учитывающих глубокие внутренние интересы работающего, приоритет материального стимулирования не означают отказа от чисто воспитательных методов, основанных на воздействии на духовную сферу человека. С этим неразрывно связана работа по развитию у всего персонала предприятия демократических навыков управления, гласности, культуры ведения конструктивных дискуссий, смелости критики, терпимости к инакомыслию, поощрения плюрализма мнений.
Переход к экономическому управлению вызвал к жизни ряд новых проблем в работе руководителя. Здесь стоит остановиться на одной из важнейших – проблеме соотношения и пересечения в новых условиях методов экономических и административных. Как должен поступать директор, если полученное им административное распоряжение входит в противоречие с потребностями экономики предприятия? В данном случае имеется в виду не распоряжение прямого начальника – его, конечно, нужно беспрекословно выполнять, – но распоряжения тех многочисленных, исчисляемых десятками органов управления, которые традиционно позволяют себе командовать: пожарная охрана, котлонадзор, санэпидстанция, милиция, банк и т. д.
Нормальное функционирование экономического управления настоятельно требует, чтобы все виды административного воздействия были строго регламентированы и введены в правовые рамки.
…Улучшить бюджет нельзя, не испачкав манжет.
ИГОРЬ ГУБЕРМАН, писатель, поэт, мыслитель
Руководитель и весь персонал предприятия должны заранее и точно знать, кто, по какому поводу и в каких пределах может отдать административное распоряжение; что может последовать в случае невыполнения или плохого выполнения такого распоряжения; какие взыскания, за что и кем могут быть наложены на различных должностных лиц предприятия.
Экономическое управление требует ясности и полноты информации не только в чисто экономической, но и во всех других областях деятельности предприятия. Экономические и административные методы управления по сути неразрывны и образуют единую систему рычагов, направляющих предприятие к конечной его цели, позволяющих прийти к ней кратчайшим и наиболее экономным путем. К сожалению, этих двух методов оказывается недостаточно. На пути их реализации появляется весьма серьезное препятствие.
Вот созданы экономические стимулы, введен хозрасчет, проведены соответствующие административные мероприятия. Означает ли это, что предприятие станет успешно решать свои задачи? Нет, не означает. Стимулы могут не сработать, хозрасчет может оказаться формальным, никому не нужным, административные распоряжения повиснут в воздухе. Все это произойдет, если не удастся поднять на хорошую работу главный элемент производства – работающих людей. Тут нужны методы особого рода.
Для того чтобы заработали экономические методы, нужно, во‑первых, знать, при каких условиях человек станет работать хорошо, и, во‑вторых, создать эти условия. Изучением мотивов поведения людей, в том числе в процессе труда, занимается социальная психология. Реализация же этих закономерностей, привитие необходимых для хорошего труда навыков, поощрение трудовой активности достигаются путем воспитания. Поэтому и методы управления, нацеленные на формирование необходимого нового типа работника, инициативного члена трудового коллектива, заинтересованного в конечном результате труда, активного и целеустремленного, называют социально‑психологическими и воспитательными.
- Владимир Абчук
- Шаг 1‑й Для чего мне это нужно с чего это вдруг?
- Способен ли я?
- Необходимые качества
- Смотрим в будущее
- Выбираем бизнес
- Шаг 2‑й Родовые муки Обзаводимся имуществом
- Что дает вам право собственности
- Как юридически оформить предприятие
- Что такое физическое и юридическое лицо
- Ваша организация
- Закрытое акционерное общество
- Общество с ограниченной ответственностью
- Производственный кооператив
- Ваш статус – «малый предприниматель»
- Устав предприятия
- Учреждаем и регистрируем малое предприятие как юридическое лицо
- Особенности малых предприятий – юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица
- Получаем лицензии и разрешения
- Шаг 3‑й От потребностей людей к моей прибыли Кому я нужен со своим Предприятием?
- Что предпринимает предприниматель?
- Великое изобретение человечества
- Ваш компас – маркетинг
- Наука предпринимательства
- Потребитель – прибыль
- Ваша главная проблема
- Шаг 4‑й Ваша надежда и опора Осматриваетесь, ищете поддержку
- Категории малых предприятий, нуждающиеся в поддержке
- Специальные программы государственной поддержки малого предпринимательства
- Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства
- Приобретение оборудования в лизинг
- Сертификация продукции, работ, услуг
- Приоритетные направления деятельности малого бизнеса
- Государство вам поможет
- Чем новее, тем лучше
- Не всякое новшество – инновация
- Немного об инновационном проектировании
- Капитализм – это учет
- Ваши помощники‑соседи
- Бизнес‑центры и бизнес‑инкубаторы
- Шаг 5‑й Ваши кормильцы Его величество Потребитель
- Изучаете рынок
- Психология покупателя
- Решение о покупке
- Создаете ходовой товар
- Даешь качество
- Качество со всех сторон
- Экспертиза качества
- Управление качеством
- Путь к прилавку
- Перевозите товар
- Жизнь и смерть товара
- Явление конкурента
- Что станет делать конкурент?
- Измерение возможных успехов и неудач
- Шаг 6‑й Заключаем необходимые договоры Договорные обязательства
- Лизинг (финансовая аренда)
- Франчайзинг (коммерческая концессия)
- Комиссия
- Факторинг
- Шаг 7‑й Берем и выплачиваем кредиты Урок кредитования
- Обеспечение кредита. Ипотека. Поручительство
- Банковские премудрости
- Формы кредита. Кредитный договор
- Риск кредитования
- Шаг 8‑й Покупаем‑продаем Пробиваемся на рынок
- Сегментируем рынок
- Выбираем целевые сегменты
- Позиционируем товар на рынке
- Назначаем цены
- Цена и условия поставки
- Мы за ценой не постоим
- Стратегия цен
- Оцениваем свои услуги
- Проблема «свободных мест»
- Торгуем оптом
- Торгуем в розницу
- Торговля на дому. Многоуровневый сетевой маркетинг
- Закупка. Поставка. Продажа. Договоры. Контракты
- Товарный ассортимент и товарная номенклатура
- Двигатель торговли
- Вас должны знать
- Презентация
- Стимулирование продаж
- Шаг 9‑й Не дай себе засохнуть Придется рисковать
- Три причины риска
- Как рискуют американцы
- Право на риск
- В дружбе с юристом
- Плата за страх
- Не дай бог…
- 1. Складской учет:
- 2. Гибкий механизм ценообразования:
- 3. Автоматизация оптовой торговли:
- 4. Автоматизация розничной торговли:
- Шаг 10‑й Ваш коллектив Вы – руководитель
- Смотрим в будущее
- Организуем работу
- За какие коврижки?
- И слабым манием руки…
- На посту
- Методы «пряника»
- Методы «кнута»
- Вы – лидер
- Работаем с людьми
- Не бойтесь конфликтов
- Над схваткой
- 3. В. Маяковский, русский поэт
- Набираемся опыта
- Шаг 11‑й Простая бухгалтерия Где взять деньги
- Деньги и риск
- Деньги должны работать
- Сроки финансирования
- Читаем баланс
- Считаем прибыль
- Следим за показателями
- Оценка коэффициентов, характеризующих показатели хозяйственно‑финансовой деятельности предприятия
- Платим налоги
- Шаг 12‑й Ваше будущее: бизнес‑планы Предвидим будущее
- Предвидение. Предсказание. Прогнозирование
- Ваш прорицатель – прогностика
- Первый бизнес‑план
- Приложение Малое предприятие № 1
- Малое предприятие № 2
- Малое предприятие № 3
- Чтобы получить инвестиции под бизнес‑план…