logo
Abchuk_12_shagov_k_sobstvennomu_biznesu

Малое предприятие № 2

Материалы для разработки бизнес‑плана малого предприятия по разведению кроликов

БИЗНЕС‑ПЛАН2

1. РЕЗЮМЕ

В настоящее время в нашем регионе существует потребность в высококачественных мясопродуктах. Основными их поставщиками на наш рынок являются страны ближнего (Украинаи Белоруссия, не совсем экологически благоприятные регионы) и дальнего зарубежья. После известных инцидентов с мясопродуктами импортного производства население проявляет осторожность при их приобретении, а отечественный рынок не располагает достаточно широким ассортиментом.

На основании этого возникла идея создания малого предприятия ООО «Кролик», занимающегося разведением, выращиванием, селекцией кроликов акселерационным методом, выделкой шкурок, пошивом и реализацией изделий из меха. Эта идея отражена в разработанном нами бизнес‑плане.

Предприятие будет удовлетворять потребности:

1) в диетическом мясе кролика, не содержащем холестерина, пестицидов, гербицидов, иных химических препаратов. Животное до трехмесячного возраста вскармливается материнским молоком высочайшей питательности (25 % жира, 15 % белка). Мясо кролика способствует снижению в организме человека дозы принятой радиации, излечению язвенной болезни и других заболеваний желудочно‑кишечного тракта, практически полностью усваивается (96 %);

2) в производстве высококачественньк шкурок площадью до 15 кв. дм. Изделия из меха кролика (детские шапки) всегда были популярны в нашем регионе. Семьи со средним достатком будут иметь возможность приобретать для детей изделия из натурального меха по ценам ниже, чем на аналогичную продукцию импортного производства.

Используя метод акселерационного выращивания кроликов, мы значительно сокращаем затраты на содержание штата сотрудников и расход кормов, исключаем падеж молодняка и обеспечиваем максимально быстрый (122–130 дней) рост кроликов до достижения убойного веса.

Маркетинговые исследования показали, что потенциальными покупателями продукции (мяса) нашего предприятия являются два сегмента:

• юридические лица (предприятия общественного питания);

• физические лица (покупатели на рынке). В результате анкетирования выявлено, что

физические объемы продаж по названным сегментам составляют соответственно 85 и 15 %.

Исходя из этих данных мы предполагаем на первом этапе работать с юридическими лицами, что позволит исключить затраты на реализацию через торговую сеть. С некоторыми оптовыми покупателями уже имеются договоренности о намерениях по поставке высококачественного диетического мяса кролика.

Потенциальными покупателями детской одежды из меха кролика являются семьи среднего достатка с детьми в возрасте от 2 до 8–9 лет. Анкетирование показало, что 15 % опрошенных покупают изделия из меха кролика, так как считают удовлетворительным сочетание невысокой цены изделия со сроком его носки, достаточным для растущего ребенка. Изделия для взрослых пользуются очень низким спросом (1,5 % опрошенных), это является основанием для производства детских меховых шапок различного кроя и цветовой гаммы.

Предприятие предполагает начать свою деятельность в ноябре 2006 года.

Место расположения предприятия – пос. Горская, Курортный район, на территории строительной фирмы.

Учредителями ООО «Кролик» являются: Гу‑бина Елена – 50 %, Хайдина Ольга – 50 %.

Елена Губина – коммерческий директор – отвечает за изготовление и приобретение мини‑ферм и кормов, размещение на территории, заключение договоров на поставку мяса, финансово‑бухгалтерские расчеты, прогнозирование деятельности фирмы, составление зоотехплана и контроль его выполнения.

Хайдина Ольга – исполнительный директор с опытом работы в кожевенно‑меховой промышленности и образованием инженера‑технолога кожевенного производства – отвечает за оснащение и комплектацию цеха по выделке шкурок, организацию производственного процесса, заключение договоров со скорняками‑надомниками, разработку и выбор моделей пошива детских изделий из меха, организацию их реализации.

Решение о выборе стратегии и изменениях в финансово‑хозяйственной деятельности предприятия принимают оба директора, которые в равной степени несут ответственность за деятельность предприятия.

Производственный персонал на первом этапе состоит из трех человек: коммерческий директор, исполнительный директор, кроликовод‑забойщик.

Для оперативной транспортировки продуктов, кормов, материалов для выделки к работе будет привлечен водитель с личным автомобилем, имеющий санитарный паспорт, работающий по договору в соответствии с графиком поставки.

После накопления производственного запаса шкурок предполагается принять на работу высококвалифицированных скорняков для пошива изделий из меха (2 чел.).

Для реализации готовых изделий из меха предполагается нанять одного продавца, работающего на рынке.

Возможности предприятия

1) Предприятие будет удовлетворять потребности в диетическом мясе; высокая плодовитость и быстрый рост кролика позволяют в кратчайший срок увеличить его поголовье;

2) ООО «Кролик» предполагает производить выделку шкурок с дальнейшим пошивом современной и удобной одежды для детей. Не имея собственных мощностей по пошиву одежды и не обладая достаточным капиталом для их приобретения, фирма предполагает использовать труд квалифицированных надомных скорняков и их оборудование;

3) ООО «Кролик» в рамках данного плана предполагает организовать торговую точку на рынке;

4) на первом этапе развития предполагается начать деятельность по производству мяса кролика и подписанию договоров на его реализацию. В это время будут накапливаться сырьевые запасы, производиться обработка шкурок для пошива коллекции детской зимней одежды, чтобы начать ее реализацию в октябре‑ноябре будущего года;

5) в Санкт‑Петербурге на момент образования предприятия будет немного конкурентов в области акселерационного кролиководства.

Обоснование избранного направления Идея зарождения фирмы возникла в связи с тем, что в последнее время население стало осторожно относиться к продуктам питания импортного производства, а отечественный рынок предлагает недостаточно широкий ассортимент мясопродуктов. Акселерационный метод разведения кроликов позволяет получить продукцию высокого качества с относительно низкой себестоимостью.

В настоящее время уровень цен на импортную меховую продукцию достаточновысок. Семьи со средним достатком будут иметь возможность приобретать для детей изделия из натурального меха по сравнительно невысоким ценам.

2. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ

2.1. Продукция

Мясо кролика является лучшим диетическим мясом, не содержит холестерина, пестицидов, гербицидов, следов лекарственных и иных химических препаратов, радиоактивных веществ. Оно способствует снижению в организме человека дозы принятой радиации, излечению язвенной болезни и других заболеваний желудочно‑кишечного тракта, рекомендуется послеоперационным больным, людям экстремальных профессий (летчикам, морякам‑подводникам, десантникам, спасателям) ввиду практически полной усвояемости (96 %).

Женщины, в период беременности питающиеся мясом кролика, легче рожают и выкармливают грудных детей.

Гастрономический вкус мяса кролика ни с чем не сравним, кроме разве дичи да «царской телятины».

Кроме мяса предприятие будет производить высококачественные шкурки площадью до 15 кв. дм. Строение шкурок характеризуется плотной кожевой тканью, вторичным волосяным покровом с хорошо развитой высокой и упругой остью высотой 30–40 мм. Это позволяет исключить подсортировку шкурок при пошиве изделий, обеспечивая их высокое качество.

2.2. Жизненный цикл продукции

Жизненный цикл планируемой к выпуску продукции начинается с приобретения молодых штатных (рожавшихранее) крольчихи самца‑производителя. На 31‑32‑й день после случки получаем первый окрол, который и будет началом разведения и выращивания кроликов на мини‑ферме. Этот этап очень важен, поскольку он должен заложить основы для дальнейшего развития производства. Мы собираемся покупать исключительно племенных кроликов, создать им максимально комфортные условия для жизни и воспроизводства. С этой целью мы используем мини‑ферму‑автомат, созданную известным кролиководом И. Н. Михайловым, которая учитывает все особенности кролика и позволяет получать наиболее высокие показатели роста.

Животных выращиваем до четырехмесячного возраста, затем проводим селекционный отбор на племя и дальнейшее воспроизводство. Кроликов, не прошедших селекционный отбор, направляем на реализацию.

Мясо кролика после прохождения санитарного контроля доставляем в место реализации по предварительному договору об объемах и времени поставки.

Шкурки кролика обрабатываются, выделы‑ваются и передаются скорнякам‑надомникам вместе с выкройкой и описанием модели для пошива детских меховых изделий. Готовые изделия реализуются через торговую точку на рынке.

Закупка и доставка комбикормов производится один раз в два месяца. Комбикорма хранятся в специально отведенном помещении. Заготовка сена производится силами работников предприятия с привлечением наемной рабочей силы на территориях неудобий совхоза.

3. СБЫТ И МАРКЕТИНГ

3.1. Стратегия маркетинга будущего предприятия в первые два года направлена на завоевание стабильной рыночной позиции и сохранение конкурентоспособности товара как по качеству, так и по цене.

Потенциальные покупатели товара (мяса) делятся на две основные группы:

• юридические лица (предприятия общественного питания);

• физические лица (покупатели на рынке).

3.2. Ценообразование

Политика ценообразования предполагает использование метода, сочетающего анализ себестоимости гфодукции с учетом спроса в данный момент.

4. ПРОИЗВОДСТВО

4.1. Организация производства и производственные мощности

Определено, что на начальном этапе для производства необходима площадь в 160 кв. м, включая помещения. Предприятие будет располагаться на арендуемой у строительной фирмы территории в по с. Горская Курортного района (территория охраняется). На этом месте до 1998 года располагалась свиноводческая ферма. Помещения, пустующие в настоящее время, пригодны для организации складов кормов, разделочной и цеха для выделки и обработки шкурок. Необходимые коммуникации имеются.

Мини‑фермы будут изготовлены силами фирмы, имеющей необходимые материалы и квалифицированный персонал. Для этого предполагается взять кредит сроком на 2 года по договору. Согласно сметному расчету стоимость одной мини‑фермы составит… рублей. К началу работы предприятия будет изготовлено 12 мини‑ферм по чертежам, приобретенным у И. Н. Михайлова. Следующие 12 мини‑ферм будут изготовлены в течение трех месяцев, когда поголовье кроликов увеличится в 3 раза.

К моменту первого забоя будет оборудовано помещение для выделки шкурок. Для этого необходимо 12 кв. м площади, четыре емкости общим объемом 120 л под растворы для обработки шкурок, стенд для сушки и складирования шкурок. Разделочная будет оборудована в соответствии с санитарными нормами подвесом для разделки, разделочным столом и столом для упаковки продукции.

4.2. Производственный персонал

Производственный персонал предприятия на первом этапе составит пять человек:

1. Коммерческий директор.

2. Исполнительный директор.

3. Кроликов од‑забойщик.

4. Водитель.

5. Продавец (на рынке).

4.3. Производств енный процесс

Производственный процесс состоит из следующих стадий:

1. Приобретение, вязка и размещение крольчих.

2. Окрол, выращивание крольчат.

3. Вязка следующих самок.

4. Отсадка крольчат‑самцов.

5. Рассадка крольчат.

6. Селекционньш отбор для последующего воспроизводства.

7. Забой кроликов по достижении ими 112–120 дней и веса 4,0–4,3 кг.

8. Реализация мяса кролика.

9. Выделка шкурок.

10. Пошив детских меховых изделий.

11. Реализация детских меховых изделий.

Производственный процесс будет развиваться с нарастанием поголовья до выхода на планируемые показатели. Предполагается начать цикл с 18 приобретенных крольчих, затем для дальнейшего воспроизводства использовать собственный племенной материал. Производственные мощности и жизненный цикл кролика позволяют через 6 месяцев довести поголовье до 480 кроликов.

4.4. Транспортировка

Для оперативной транспортировки продуктов, кормов и материалов для выделки шкурок к работе будет привлечен водитель с личным автомобилем, имеющий санитарный паспорт, работающий по договору в соответствии с графиком поставки.

Доставку кормов предполагается осуществлять один раз в два месяца, производя оптовые закупки.

Доставка мясопродуктов будет производиться на предприятия общественного питания в сроки, оговоренные в договорах поставки.

5. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ

5.1. Структура управления предприятием на начало существования: предприятие возглавляется двумя директорами‑учредителями, при этом обязанности между ними будут распределяться следующим образом:

Губина Елена – коммерческий директор – отвечает за изготовление и приобретение мини‑ферм и кормов, размещение на территории, заключение договоров на поставку мяса, финансово‑бухгалтерские расчеты, прогнозирование деятельности фирмы, составление зоотехплана и контроль за его выполнением.

Хайдина Ольга – исполнительный директор, с опытом работы в кожевенно‑мехов ой промышленности и образованием инженера‑технолога кожевенного производства – отвечает за оснащение и комплектацию цеха по выделке шкурок, организацию производственного процесса, заключение договоров со скорняками‑надомниками, разработку и выбор моделей пошива детских изделий из меха, организацию их реализации.

Решение о выборе стратегии и изменениях в финансово‑хозяйственной деятельности предприятия принимают оба директора, которые в равной степени несут ответственность за деятельность предприятия.

5.2. В первый год работы фирмы ожидается получение незначительной прибыли, которая будет направлена на развитие производства – приобретение элитного племенного материала.

Часть прибыли предполагается направить на премирование персонала по итогам работы за год.

5.3. Организация управления предполагает использовать социально‑психологические методы работы с коллективом предприятия.

Подбор персонала будет проводиться по результатам собеседования с учетом не только профессиональных навыков, но и мотивов трудовой деятельности работника. Так как штат предприятия на начальном этапе развития немногочислен, будет уделяться внимание формированию благоприятного психологического климата в коллективе. Это особенно важно в связи со спецификой производства: выращивание животных требует не только профессиональных знаний, но и любви к ним.

6. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

6.1. Расчет затрат за первый год работы предприятия

6.2. Налогообложение

1. Льготы по подоходному налогу с физических лиц.

В целях налогообложения в совокупный доход, полученный в налогооблагаемый период, не включаются: доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от сельскохозяйственной деятельности, – в течение пяти лет начиная с года образования хозяйства (Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от 7 декабря 1996 г. № 1998‑1).

2. Льготы по налогу на прибыль.

В первые два года не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, при условии если выручка от указанного вида деятельности превышает 70 % общей суммы выручки от реализации продукции. В третий и четвертый годы указанные малые предприятия уплачивают налог в размере 25 и 50 % от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 % общей суммы выручки от реализации продукции (табл. 1).

3. Налогом на имущество не облагаются: предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 % общей суммы выручки от реализации продукции.

6.3. Смета и расчет себестоимости продукции

Затраты предприятия

1. Первоначальные расходы:

2. Расходы, связанные с деятельностью предприятия:

В первый год работы предприятия планируется выпустить 2840 кг мяса (среднемесячный выпуск составляет 240 кг). Из полученного сырья будет сшито 570 меховых изделий детского ассортимента.

Согласно расчету соотношения затрат и полученной продукции себестоимость одного килограмма мяса равна 39 руб. Себестоимость единицы мехового изделия составит 55 руб.

На сегодняшний день в нашем регионе существует потребность в диетическом продукте, а также из‑за холодного климата, в меховых изделиях. Однако если запрашиваемая цена на продукцию будет слишком высока, эта потребность не трансформируется в спрос на рынке.

Таким образом, к реализации решено установить цену на мясо в размере 60 руб. за килограмм – это на уровне и даже несколько ниже цен конкурентов. Цена мехового изделия составит 70–80 руб. Продукция ООО «Кролик» будет иметь вполне доступную цену, и ее смогут приобретать семьи со средним достатком.

В перспективе мы планируем сотрудничество с меховыми ателье по обновлению моделей своих изделий, а также расширение ассортимента (пошив детских шуб). В планах организации – продажа мяса на городских, колхозных рынках, а также участие в выставке «Агрорусь».

Участие в таких мероприятиях дает возможность появления заинтересованных партнеров по бизнесу, рекламе продуктов (изделий).

Таблица 1

Расчет прибылей и убытков ООО «Кролик» за первые три года работы

7. ПО ИТОГАМ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС‑ПЛАНА СДЕЛАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ВЫВОДЫ:

Установлена потребность в капиталовложениях, она составляет 70 ООО руб.

Первую прибыль предприятие получит через 7 месяцев после начала работы.

Прибыль за первый год составит 32 ООО руб., за второй – 43 ООО руб.

В течение третьего года работы мы планируем погасить кредит в размере 33 700 руб. и получить прибыль в размере 52 ООО руб. Опрос потребителей на предмет приобретения меховых изделий проводился по следующей анкете.

1. Являетесь ли вы покупателем меховых головных уборов?

• да

• нет

2. Укажите причину, по которой вы не покупаете изделия из меха:

• предпочитаю другой вид

• высокая цена

• не считаю нужным

3. Купили бы вы шапку из меха кролика?

• да

• нет

4. Укажите причину, по которой вы не покупаете изделия из меха кролика:

• предпочитаю другой вид меха

• небольшой срок носки

• иная причина

5. Укажите, какие факторы влияют на ваш выбор при покупке изделия из меха кролика:

• качество меха

• цвет

• модель изделия

• производитель

6. Сколько раз в течение жизни вы покупали шапку из меха кролика?

• ____________________ раз в____________________ лет

• не помню

7. Где вы обычно покупаете изделия из

меха кролика?

• в специализированных магазинах по продажам меха

• универмагах

• меховых ателье

• на рынке

8. Вы обычно предпочитаете покупать шапки из меха кролика:

• от известных производителей

• у частных пр едпринимателей

9. Укажите, для кого вы покупаете шапки из меха кролика:

• для мужчин

• женщин

• детей

10. Какая модель шапки из кролика для вас предпочтительна?

• стандартная

• оригинальная

11. Какой цвет меха вы предпочитаете?

• черный

• коричневый

• белый

• натурально‑серый

12. Укажите, к какой возрастной группе вы относитесь?

• до 20 лет

• 35 лет

• 45 лет

• 55 лет

• 65 лет

• старше 66 лет

13. К какой группе по доходам на одного человека вы относитесь:

• до 3500 руб. в месяц;

• 3510–5000;

• 5010– 10 000;

• 10 010‑20 000;

• свыше 20 000.