Измерение возможных успехов и неудач
Произведем ранжирование трех взятых в качестве примера конкурирующих предприятий по факторам успеха и неудач (табл. 5.1).
Таблица 5.1
Ранжирование конкурирующих предприятий по факторам успеха и неудач
Моделирование поведенческой реакции конкурентов на принимаемые предприятием меры конкурентной борьбы основывается на знании их целей, сильных и слабых сторон, соответствующей психологии бизнеса.
По типу реакции всех конкурентов можно разделить на категории:
• острореактивные;
• медлительные;
• «выборочные»;
• непредсказуемые конкуренты.
Острореактивный конкурент немедленно и резко отвечает на появление на рынке любых соперников. Он не жалеет средств, предпринимая все возможные действия для вытеснения конкурента со «своего» рынка. Медлительный конкурент не торопится с принятием мер. Причиной такой «лояльности» может быть как отсутствие необходимых средств, так и уверенность в своей позиции на рынке. «Выборочный» конкурент реагирует на появление соперников дифференцировано. Например, он может не обращать внимания на рекламу и PR конкурента, но немедленно ответить на снижение им цены товара. Непредсказуемый конкурент действует импульсивно, по наитию. Прогнозировать его реакцию невозможно. Такой тип характерен для малых предприятий, имеющих ограниченные возможности и слабый маркетинг‑менеджмент.
Для прогнозирования конкурентной борьбы чрезвычайно большое значение имеет мониторинг (постоянное наблюдение) за возможными конкурентами.
Для организации такого мониторинга необходимо:
• определить состав требуемой информации;
• создать систему мониторинга;
• наладить работу по получению необходимых данных;
• проанализировать полученную информацию.
Вот примерный состав требуемой информации для мониторинга конкурирующих предприятий:
• основные экономические показатели конкурента;
• привлекательность конкурента с точки зрения уровня его прибыльности;
• его конкурентные преимущества и недостатки;
• показатели, определяющие его конкурентные возможности;
• шаги, предпринимаемые конкурирующим предприятием для усиления своих позиций (ценовая политика, сервис, стимулирование продаж и т. п.).
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ
Формирование стратегии конкурентной борьбы должно предусматривать:
• выработку общих принципов будущей стратегии;
• использование наступательных стратегий;
• использование оборонительных стратегий;
• формирование перспективных стратегий маркетинга.
Рассмотрим их по порядку.
Принципы конкурентной стратегиимогут быть следующими:
• дифференциация продукции: усилия сосредоточиваются на совершенствовании определенной продукции за счет придания ей лучших по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов потребительских качеств;
• дифференциация покупателей: усилия направляются на более полное по сравнению с конкурентами удовлетворение определенной категории покупателей;
• широкая дифференциация: создаются товары, принципиально отличающиеся от товаров конкурентов, и на этой основе ваш рынок расширяется;
• минимизация издержек по сравнению с конкурентами – стратегия строится на создании предприятий и видов деятельности, не требующих больших затрат;
• минимизация цен: стремление к как можно более низким ценам по сравнению с конкурентами при данном уровне издержек.
Использование наступательных стратегийпредполагает решение следующих задач:
• выбор объекта «атаки»;
• определение направления «главногоудара»;
• одновременное наступление по нескольким направлениям;
• упреждающие удары;
• одновременное наступление по нескольким направлениям;
• «партизанские» действия» (внезапные «нападения» в неожиданных местах в произвольное время малыми силами).
Использование оборонительных стратегийпредполагает меры по защите конкурентных преимуществ предприятия. Эти меры могут включать:
• предложение товаров, аналогичных товарам конкурента, по более низким ценам;
• заключение с дистрибьюторами и дилерами эксклюзивных договоров и предоставление им скидок для отвлечения их от конкурентов;
• увеличение номенклатуры выпускаемых товаров для расширения своего рынка;
• усиление мер по стимулированию продаж (поощрение покупателей и продавцов, реклама и PR и др.);
• увеличение объемов продажи в кредит;
• увеличение гарантийного периода и улучшение послепродажного обслуживания;
• отказ от поставщиков, работающих с конкурентами, и поощрение тех, кто отказываются от такого партнерства;
• бесплатное или льготное обучение пользователей;
• усиление мониторинга конкурентов.
Формирование перспективных стратегий маркетинга должно предусматривать следующие варианты конкурентной ситуации:
1. Конкуренция в новых и быстрорастущих отраслях.
2. Конкуренция в зрелых отраслях.
3. Конкуренция в отраслях, находящихся в состоянии спада.
Рассмотрим эти варианты.
1. Конкуренция в новых и быстрорастущих отраслях предполагает:
• выход на рынок сильных конкурентов, использующих агрессивные стратегии;
• необходимость быстрой реакции на изменения в технике и технологиях;
• поиск новых потребителей, в том числе и в новых районах;
• необходимость быстро реагировать на изменения потребительского спроса;
• неизбежный риск и важность победы на начальном этапе конкурентной борьбы:
• необходимость постоянного поиска новых товаров и быстрого выведения их на рынок;
• высокая эластичность товаров по цене;
• необходимость более глубоких по содержанию и форме рекламы и PR.
2. Конкуренция в зрелых отраслях предполагает:
• падение прибыльности предприятия за счет повышения требовательности покупателей, роста конкуренции, избыточных производственных мощностей;
• падение спроса на товары из‑за роста агрессивности конкурентов;
• уменьшение количества повторных покупок вследствие появления возможностей, предоставляемых конкурентами;
• замедление развития производства и соответствующих объемов выпуска;
• повышение роли сервиса; •затруднение инновационных процессов;
• объединение конкурентов;
• ужесточение международной конкуренции.
3. Конкуренция в отраслях, находящихся в состоянии спада, предполагает:
• повышение роли улучшения качества товаров;
• развитие инновационных процессов;
• повышение производительности труда за счет бесперебойной работы и других факторов интенсификации;
• ориентирование на растущие сегменты рынка;
• всемерное сокращение издержек за счет исключения затратных видов деятельности, включения в работу неиспользуемых мощностей, дополнительных каналов распределения и т. п.
Создание системы мониторинга предполагает определение и формирование средств и методов добывания, передачи и анализа необходимой информации. Организация работы по получению необходимых данных предусматривает подбор, подготовку и расстановку соответствующего персонала, а также управление его деятельностью.
Анализ полученной в результате мониторинга информации должен дать ответы на следующие вопросы:
• насколько эффективна деятельность конкурирующего предприятия;
• конкурентоспособны ли его основные показатели деятельности;
• каковы его сильные и слабые стороны;
• какие качества конкурента являются угрожающими для вашего предприятия;
• насколько прочна его конкурентная позиция;
• с какими проблемами сталкивается конкурент в своем бизнесе.
Результаты мониторинга используются в ходе выработки прогноза собственной стратегии конкурентной борьбы.
5‑й шаг целиком посвящен Потребителю и созданию для него товара. Назрела необходимость наладить договорные отношения с рыночными партнерами.
- Владимир Абчук
- Шаг 1‑й Для чего мне это нужно с чего это вдруг?
- Способен ли я?
- Необходимые качества
- Смотрим в будущее
- Выбираем бизнес
- Шаг 2‑й Родовые муки Обзаводимся имуществом
- Что дает вам право собственности
- Как юридически оформить предприятие
- Что такое физическое и юридическое лицо
- Ваша организация
- Закрытое акционерное общество
- Общество с ограниченной ответственностью
- Производственный кооператив
- Ваш статус – «малый предприниматель»
- Устав предприятия
- Учреждаем и регистрируем малое предприятие как юридическое лицо
- Особенности малых предприятий – юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица
- Получаем лицензии и разрешения
- Шаг 3‑й От потребностей людей к моей прибыли Кому я нужен со своим Предприятием?
- Что предпринимает предприниматель?
- Великое изобретение человечества
- Ваш компас – маркетинг
- Наука предпринимательства
- Потребитель – прибыль
- Ваша главная проблема
- Шаг 4‑й Ваша надежда и опора Осматриваетесь, ищете поддержку
- Категории малых предприятий, нуждающиеся в поддержке
- Специальные программы государственной поддержки малого предпринимательства
- Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства
- Приобретение оборудования в лизинг
- Сертификация продукции, работ, услуг
- Приоритетные направления деятельности малого бизнеса
- Государство вам поможет
- Чем новее, тем лучше
- Не всякое новшество – инновация
- Немного об инновационном проектировании
- Капитализм – это учет
- Ваши помощники‑соседи
- Бизнес‑центры и бизнес‑инкубаторы
- Шаг 5‑й Ваши кормильцы Его величество Потребитель
- Изучаете рынок
- Психология покупателя
- Решение о покупке
- Создаете ходовой товар
- Даешь качество
- Качество со всех сторон
- Экспертиза качества
- Управление качеством
- Путь к прилавку
- Перевозите товар
- Жизнь и смерть товара
- Явление конкурента
- Что станет делать конкурент?
- Измерение возможных успехов и неудач
- Шаг 6‑й Заключаем необходимые договоры Договорные обязательства
- Лизинг (финансовая аренда)
- Франчайзинг (коммерческая концессия)
- Комиссия
- Факторинг
- Шаг 7‑й Берем и выплачиваем кредиты Урок кредитования
- Обеспечение кредита. Ипотека. Поручительство
- Банковские премудрости
- Формы кредита. Кредитный договор
- Риск кредитования
- Шаг 8‑й Покупаем‑продаем Пробиваемся на рынок
- Сегментируем рынок
- Выбираем целевые сегменты
- Позиционируем товар на рынке
- Назначаем цены
- Цена и условия поставки
- Мы за ценой не постоим
- Стратегия цен
- Оцениваем свои услуги
- Проблема «свободных мест»
- Торгуем оптом
- Торгуем в розницу
- Торговля на дому. Многоуровневый сетевой маркетинг
- Закупка. Поставка. Продажа. Договоры. Контракты
- Товарный ассортимент и товарная номенклатура
- Двигатель торговли
- Вас должны знать
- Презентация
- Стимулирование продаж
- Шаг 9‑й Не дай себе засохнуть Придется рисковать
- Три причины риска
- Как рискуют американцы
- Право на риск
- В дружбе с юристом
- Плата за страх
- Не дай бог…
- 1. Складской учет:
- 2. Гибкий механизм ценообразования:
- 3. Автоматизация оптовой торговли:
- 4. Автоматизация розничной торговли:
- Шаг 10‑й Ваш коллектив Вы – руководитель
- Смотрим в будущее
- Организуем работу
- За какие коврижки?
- И слабым манием руки…
- На посту
- Методы «пряника»
- Методы «кнута»
- Вы – лидер
- Работаем с людьми
- Не бойтесь конфликтов
- Над схваткой
- 3. В. Маяковский, русский поэт
- Набираемся опыта
- Шаг 11‑й Простая бухгалтерия Где взять деньги
- Деньги и риск
- Деньги должны работать
- Сроки финансирования
- Читаем баланс
- Считаем прибыль
- Следим за показателями
- Оценка коэффициентов, характеризующих показатели хозяйственно‑финансовой деятельности предприятия
- Платим налоги
- Шаг 12‑й Ваше будущее: бизнес‑планы Предвидим будущее
- Предвидение. Предсказание. Прогнозирование
- Ваш прорицатель – прогностика
- Первый бизнес‑план
- Приложение Малое предприятие № 1
- Малое предприятие № 2
- Малое предприятие № 3
- Чтобы получить инвестиции под бизнес‑план…