logo search
политэкономия ответы на зачет

11. Теория предельной полезности (австрийская школа)

Теоретики маржинализма, и в первую очередь австрийская школа, отходят от терминологии классической политической экономии. Категории «стоимость» и «товар» они заменили понятиями «ценность» и «экономическое благо». Если теория трудовой стоимости сосредоточивает свое внимание на стоимости, то австрийская школа  на потребительной стоимости, полезности. Далее, если у классической школы единственным источником стоимости является труд, то у маржиналистов в создании ценности блага принимают участие три равноправных фактора производства труд, капитал и земля.

Центральным пунктом маржинализма является теория ценности благ или, что то же самое, теория предельной полезности. В основе этой теории лежит полезность того или иного блага. Полезность  понятие сугубо индивидуальное.

Она находится в функциональной зависимости от количества (запаса) благ. С ростом запаса благ полезность их падает. Блага обладают ценностью лишь тогда, когда количество их меньше, чем потребность индивида. Такое благо маржиналисты назвали экономическим. Вода  благо, но не везде она является экономическим благом.

Ценность вещи определяется величиной полезности последующей единицы из запаса. Последующая (добавочная) полезность была названа представителем австрийской школы Ф. Визером предельной полезностью.

Возникновение и развитие австрийской школы связано с трудами К. Менгера (18401921), Ф. Визера (18511926) и Е. Бем-Баверка (18511919). Основателем школы, как уже отмечалось, является К. Менгер.

В 1871 г. Менгер опубликовал книгу «Основания политической экономии». Целью его исследования выступают человеческие потребности. Они рассматриваются Менгером как неудовлетворенные желания или неприятные ощущения, вызванные нарушениями физиологического равновесия человека. Такая постановка проблемы выдвигает на первый план задачу рационального распределения ограниченных ресурсов.

Основная работа Е. Бем-Баверка «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886). Он использует понятия субъективной и объективной ценности. Первая определяется личной оценкой товара потребителем, вторая формируется на рынке в ходе конкуренции и представляет собой меновые пропорции обмена. Цена зависит от субъективных оценок ценности благ. Субъективная ценность производна от предельной полезности, т. е. полезности последнего блага в их запасе. Предельная полезность находится, в свою очередь, в зависимости от количества имеющихся благ и интенсивности их потребления индивидом.

Ф. Визер в 1914 г. опубликовал свою основную работу «Теория общественного хозяйства». В ней он ставит цель соединить теорию предельной полезности с теорией трех факторов производства. В результате он выдвигает и обосновывает «теорию вменения». Согласно этой теории определенная часть ценности предметов потребления должна быть вменена (отнесена) на счет того или иного производительного блага (труда, капитала, земли), которые участвуют в процессе производства.

В отличие от Менгера и Бем-Баверка Визер отстаивал вмешательство государства в экономику.

Австрийская школа при подходе к проблемам издержек производства, прибыли и процента исходит также из теории предельной полезности, т. е. из определения ценности благ их полезностью.

Австрийская школа считается самой старой в неоклассическом направлении, но она сегодня не является центральной. Австрийцы слишком догматизировали свою теорию, оторвав ее от жизни. Австрийцы, следуя примеру К. Маркса, применили принцип монизма, т. е. искали единое основание цены. Таким источником ценности у них является полезность.

Уязвимое место в учении этой школы  неувязка теории с хозяйственной практикой. Акцент на субъективные характеристики в исследовании экономики отодвинул на задний план объективные процессы, поэтому эту школу нередко называют субъективно-психологической. Однако у этой школы есть и положительные моменты  это акцент на взаимосвязь потребительского спроса с ценой товара, развитие рыночных отношений в целом. Без изучения этих проблем невозможно решить проблемы ценообразования.