21. Формы несовершенной конкуренции
Современное состояние рынка на Западе авторы учебников экономике называют "несовершенная конкуренция". Все они в один голос заявляют, что сейчас почти не осталось и следа от "совершенной конкуренции". На смену ей на рынке основными формами своеобразного сочетания монополии и конкуренции выступают: а) монополистическая конкуренция и б) олигополия.
В монополистической конкуренции органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в том, что фирма создает легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация товаров — придание им таких индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок сбыта монополистическим. Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны) имеется много разных конкурентов, проводящих дифференциацию своих продуктов.
По-своему монополия и конкуренция сочетаются в олигополии. Олигополия (гр. олиго — немногий, ро1ео — продаю) — господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции.
Олигополии нередко различными путями (посредством "лидерства в ценах", тайного "джентльменского соглашения") обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или поддерживают, по крайней мере, выгодные им цены. В силу этого в ход пускается новый способ борьбы за покупательский спрос — неценовая конкуренция. Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий, а также возросли общественная роль и значимость торговой рекламы.
Современное состояние рынка в странах Запада отличается, таким образом, тремя чертами.
Во-первых, на поприще конкуренции между собой сталкиваются фирмы - монополисты, которые: а) дифференцируют свой продукт и б) образуют олигополию. Профессор П.Самуэльсон пришел к выводу: "Смешение элементов конкуренции и монополии характерно для экономической жизни в целом. Поэтому не совершенная, а несовершенная и монополистическая по характеру конкуренция и является преобладающей формой".
Во-вторых, новая форма конкуренции является регулируемой государством определенных пределах. Так, государство устанавливает контроль за ценами, чтобы сдерживать инфляцию и регулировать уровень цен в высококонцентрированных отраслях, где сильнее всего развита монополизация. Специальные государственные органы наблюдают за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из отраслей.
В-третьих, в западных странах нет крайних состояний рынка:
ни свободной (совершенной) конкуренции, ни чистой монополии, охватывающей все национальное хозяйство.
- Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
- 1.Общественное производство и его основные факторы.
- 2. Взаимосвязь производства, распределения, обмена и потребления
- 3. Предмет экономической теории.
- 4. Основные черты метода исследования экономических явлений
- 5. Основные этапы эволюции экономической теории
- 6. Социально-экономические типы производства
- 7. Натуральная и товарная формы организации общественного производства
- 8. Собственность и ее формы. Многоукладная и смешанная экономики
- 9. Основные этапы развития трудовой теории стоимости (а. Смит, д. Рикардо, к. Маркс)
- 10. Основные концепции ценообразования
- 11. Теория предельной полезности (австрийская школа)
- 12. Возникновение, сущность и функции денег
- 13. Металлистическая иноминалистическая теории денег
- 14. Количественная теория денег и современный монетаризм
- 15. Теория денег к. Маркса. Роль золота в современных условиях
- 16. Рынок, его виды и структура. Классическая экономическая теория о роли рынка
- 17. Предпринимательская деятельность. Конкуренция и ее значение
- 18. Неоклассическая теория рынка
- 1. Возникновение неоклассической теории и ее место в истории
- 2. Основные направления и представители неоклассической теории
- 3. Периоды неоклассики
- 4. Современная неоклассика и ее популярность в России
- 19. Взаимосвязь спроса, предложения и цен
- 20. Совершенная конкуренция и механизм рыночного саморегулирования
- 21. Формы несовершенной конкуренции
- 22. Теория монополистической конкуренции
- 23. Социально-экономические последствия монополизма. Антимонопольная политика, ее цели, принципы и формы
- 24. Монетарные и «вещные» трактовки капитала
- 25. Теория «человеческого капитала»
- 26. Теория капитала и прибавочной стоимости к. Маркса
- 27. Накопление капитала. Концентрация и централизация капитала
- 28. Основные формы и системы заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата
- 29. Теории «воздержания», «ожидания», «риска» и трудового дохода как теоре-тические концепции прибыли
- 30. Ссудный капитал и ссудный процент
- 31. Теории процента
- 32. Издержки производства и себестоимость. Предельные издержки. Альтернативные издержки
- 33. Образование средней прибыли и цены производства (модель к. Маркса)
- 34. Неоклассические концепции прибыли
- 35. Предпринимательский доход и процент
- 36. Заработная плата как цена труда
- 37. Аграрные отношения и земельная рента
- 38. Формы собственности на землю и землепользования
- 39. Теории земельной ренты
- 40. Арендная плата и цена земли. Рынок земли
- 41. Типы воспроизводства. Экономическая эффективность
- 42. Теория реализации совокупного общественного продукта к. Маркса
- 43. Теория воспроизводства физиократов. «Экономическая таблица» ф. Кенэ
- 44. Условия равновесия простого и расширенного воспроизводства
- 45. Модель «затраты - выпуск» в. Леонтьева
- 46. Экономический рост – сущность, типы, факторы
- 47. Закономерности и противоречия экономического роста
- 48. Темпы и пропорции общественного воспроизводства
- 49. Теория воспроизводства Дж. Кейнса
- 50. Концепции экономического роста э. Хансена, р. Харрода, е. Домара
- 51. Экономический цикл и его фазы. Виды экономических циклов
- 52. Теории циклического развития
- 53. Особенности современного циклического развития
- 54. Инфляция, ее сущность и виды
- 55. Причины инфляции
- 56. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика
- 57. Безработица, ее сущность и виды
- 58. Теоретические концепции безработицы
- 59. Большие циклы н.Д. Кондратьева.
- 60. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая а. Филлипса
- 61. Государство как субъект экономических отношений
- 62. Государственная собственность. Национализация и приватизация
- 63. Государственный сектор, тенденции его развития
- 64. Формы и методы государственного регулирования экономики
- 65. Кейнсианская и неоклассическая модели регулирования экономики
- 66. Прогнозирование, программирование, планирование развития экономики
- 67. Политика экономического роста
- 68. Финансовая политика государства. Государственный бюджет – формирование и использование
- 69. Денежно-кредитная политика государства
- 70. Социальная политика государства
- 71. Мировое хозяйство – закономерности и этапы формирования
- 72. Интернационализация хозяйственной жизни
- 73. Теоретические концепции международных экономических отношений
- 74. Международная торговля: виды, структура, закономерности развития
- 75. Экономическая интеграция: формы, тенденции развития
- 76. Международные валютные отношения
- 77. Международная финансовая система
- 78. Сущность и виды глобальных проблем