4. Основные черты метода исследования экономических явлений
Выделяют два подхода к изучению экономических явлений, которые утвердились в последнее время: позитивизм и нормативизм.
Позитивисты считают, что экономика - такая же, как и другие естественные науки, и должна давать описание экономических явлений такими как они есть в действительности. При исследовании экономисты обобщают факты, устанавливают причинно-следственный связи, выявляют закономерности, определяют, как будет развиваться явление.
Один из принципов позитивизма – принцип верифицируемости (проверяемости) теории или гипотезы. По этому принципу теория (гипотеза) должна получить подтверждение на практике. Если нет подтверждения на практике, то теорию (гипотезу) совершенствуют или разрабатывают новую.
Сторонники нормативного подхода отрицают необходимость анализа реальных фактов по аналогии с точными науками. Они утверждают, что нужно учитывать субъективное мнение ученого, имеющего опыт и знания, основывающегося на определенной теории при оценке экономического явления. Но эти суждения ученого нельзя связать с реальными фактами, т.к. позитивная экономика изучает то, что есть, тогда как нормативная выражает представление о том, что должно быть, какие аспекты желательны, какие нежелательны.
Таким образом, форм и способов научного познания много и большинство из них используются учеными-экономистами.
Каждая наука изучает свой предмет при помощи различных методов.
Общенаучные методы исследования – это способ познания, раскрытия сущности изучаемого объекта. Система правил и приемов к изучению экономических явлений, закономерностей рынка, общества и мышления.
В экономической теории широко используются следующие методы: диалектический материализм; наблюдения; сравнение; обобщение; эксперимент; измерение; описание; аналитические и систематические методы: анализа и синтеза; индукции; дедукции; математический: формализованный, аксиоматический метод, аналогия; абстракции (абстрагирование), моделирование; метод математического моделирования; метод компьютерного моделирования; предвидение; логический метод, исторический, диалектический метод.
Первым методом, который использовала экономическая наука, была формальная логика. Формальная логика – это изучение мысли со стороны ее структуры, формы. Основателем формальной логики считается Аристотель, открывший своеобразную форму умозаключения (силлогизм) и сформулировавший основные законы логики.
Аксиома силлогизма утверждает, что если свойство Р принадлежит каждому из предметов, образующих данный класс, то это свойство будет принадлежать и любому индивидуальному предмету, относимому к этому классу.
Формальная логика разработала обширный набор методов и приемов познания. Важнейшие из них – синтез, анализ, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательств, определенные законы мышления.
Становление практически всех наук, включая экономическую, начиналось с метода наблюдения.
Наблюдение - это метод исследования предметов и явлений объективной действительности в том виде, в каком они существуют и происходят в природе и обществе в естественных условиях и являются доступными непосредственному восприятию человека. Наблюдение - это система фиксации и регистрации свойств и связей изучаемого объекта в естественных условиях (или в искусственных при эксперименте). Это восприятие внешнего объективного мира, познавательные возможности метода наблюдения зависят от характера и интенсивности чувственного восприятия объекта наблюдения. При благоприятных условиях этот метод обеспечивает достаточно обширную и разностороннюю информацию, формирующую базу исследования. Функции этого метода следующие: фиксация и регистрация информации; предварительная классификация научных фактов (объем, новизна, свойства); сравнение с тем, что уже известно; сравнение с аналогическими фактами. На основе реализации этих функций могут быть сформулированы сначала догадки, потом ирабочие гипотезы. Наблюдение всегда активно, оно носит целевой характер, ибо наблюдают то, что представляет практический интерес. Наблюдать - значит замечать без влияния на ход событий. С появлением приборов наблюдение носит все более целеустремленный характер. Если необходимо провести наблюдение за всем объемом, и он невелик, это будет генеральная совокупность.
Что влияет на качество проведения наблюдения, в результате чего получается информация для проведения исследования - это: - накопленные предшествующие знания по объекту изучения; -имеющиеся приборы;- наличие методики проведения наблюдения; -умение правильно интерпретировать, те. объяснить результаты исследования.
Сравнение - это логический прием познания, который входит в ежедневную практическую жизнь людей. Сравнение - это установление сходства или различия явлений в целом или в каких-то признаках. Оно направленно на обнаружение общего и отличного. Это метод, позволяющий обнаружить тенденции общего хода процесса развития, оно успешно применяется в биологии, палеонтологии, истории, социологии, экономической теории. Объективной основой метода сравнения являются: однопорядковая сущность;общие законы; структуры функционирования и развития предметов и процессов. При использовании метода сравнения особенно велика роль количественных характеристик, при этом весьма существенным моментом является выбор количественных характеристик с тем, чтобы они более полно характеризовали сущность сравниваемых предметов и явлений. Сравнения позволяют выявить, по каким признакам сравниваемые понятия сходны и по каким различны, позволяют выявить необоснованность отождествления явлений и процессов, предметов. Сравнение - основа метода сравнительного анализа. Есть выражение "все познается в сравнении" - значит это необходимый научный прием. Обилие фактов это еще не основание для выводов, факты надо сопоставить, сравнить, увидеть общее и отличное.
Существуют два основных условия для того, чтобы сравнивать:
сравнивать можно только однородные понятия, которые отображают однородные предметы и явления - есть поговорка "кони и рябчики", "пуды и аршины";
сравнивать предметы надо по таким признакам, которые имеют важное значение.
Каждая наука вырабатывает свои критерии для сравнения, свои приемы, ибо везде разный объект исследования.
Хотя это самый распространенный логический прием, он не дает научных ответов, Понять явление это не только найти сходство и различие его с другими явлениями, надо понять еще и сущность явления. Немецкая пословица гласит "Любое сравнение хромает". Если детей надо построить по росту и это не очень принципиально, ошибка в I см не играет роли -сравниваем и расставляем. Но если сравниваются два стиля управления, даже если оба критерия выполнены, то ответ будет всегда приблизительный.
Обобщение - это мысленное выделение каких-либо свойств, принадлежащих некоторому классу объектов, предметов и формулирование такого вывода, который распространяется на каждый отдельный предмет данного класса.Есть выражение "даже самое простое обобщение означает познание человеком все более и более глубокой объективной связи мира".Когда мы имеем дело с единичными предметами, бывает достаточно одного наиболее существенного признака, чтобы понять суть понятия.
Сложнее обстоит дело, когда надо получить понятие о классе предметов. В этом случае сначала отыскиваются общие признаки, объединяющие отдельных представителей данного класса, затем из этих общих признаков отбираются только такие, которые являются для них существенными - идет мысленное обобщение. Значит, обобщить - это определить общее понятие, в котором должно найти отражение главное. Примеры обобщений: какие науки вы сейчас изучаете? какая погода на Урале в июне? дорогие ли молочные продукты в городе? какие преподаватели вас учат?
Обобщить - для некоторой группы понятий найти более общее, широкое понятие, отражающее общность этих свойств. Всякое обобщение должно иметь основание, те.свойства, по которым идет обобщение.
Эксперимент- это система познавательных операций, которая осуществляется в отношении объектов, поставленных в такие условия (специально создаваемые), которые должны способствовать обнаружению, сравнению, измерению объективных свойств, связей, отношений. Эксперимент - это база развития для анализа. Существует лабораторный, производственный и социальный эксперимент.
Лабораторный эксперимент - основа формирования гипотез и критерии истинности ряда теоретических знаний.
В экономике есть экономический эксперимент (реформы) и социологический. Эффективность эксперимента в решающей степени определяется глубиной и всесторонностью обоснования условий его проведения. Итак, эксперимент - это изучение предметов или явлений посредством создания искусственных, но близких к реальности условий их проявления. Эксперимент может быть модельным, мыслительным и реальным.
Модельный эксперимент проводится по специально разработанной модели, отражающей объективные зависимости, существующие в объекте исследования. Этой модели задают различные параметры, и она показывает изменения объекта при их изменении. Разные варианты такого поведения позволяют объяснять явления, устанавливать новые зависимости, предсказывать тенденции, особо, если это есть компьютерный вариант. Однако модель скрывает многие реалии.
Мысленный эксперимент - это экспериментирование в мышлении, построение мышления по признаку "а что если". Его результативность зависит от знаний, творческих способностей человека, умения проводить такой эксперимент. Здесь одни знания дают другие знания, но до определенного предела. В этом и суть мысленного эксперимента.
Измерение как метод есть система фиксации и регистрации количественных характеристик. Для технических и биологических систем измерение связано с эталоном измерения, единицами измерения, приборами. Для социальных систем процедура измерения связана со статистическими отчетными и плановыми показателями и единицами их измерения. Использование метода измерений требует всестороннего учета единства количественно и качественно стороны изучаемой системы, при этом познание качественной стороны возможно через познание количественных характеристик. Для наиболее эффективного использования метода измерений имеет первостепенное значение понимание того, что измеряемые свойства и связи находятся в движении и возможность более точно описывать социально-экономические процессы.
Описание- специфический метод получения эмпирико-теоретического знания. Его сущность состоит в систематизации данных, полученных в результате наблюдения, эксперимента, измерения. Данные выражаются на языке определенной науки в виде таблиц, схем, графиков. Систематизация фактов позволяет описать предмет в целом, описав его зависимости: что идет последовательно, что одновременно, по какой причине, что взаимосвязано, что взаимо исключает одно другое и т.д. Такие обобщенные, систематизированные, классифицированные, описанные факты - это базис для дальнейших логических операций. На уровне описания устанавливаются различные зависимости, закономерности в виде формул, графиков и т.д., коэффициентов и диаграмм.
Метод исследования применяется, когда в качестве примера берется один человек.
Этот метод позволяет уяснить механизм рационального экономического поведения человека.
Аналитические и систематические методы
Аналитический метод исследования, или анализ - это мысленное расчленение предмета, явления, процесса на части, которые затем исследуется как части целого. В процессе развития человечество накапливало эти приемы и совершенствовало механизм анализа, применяя его всегда вместе со сравнением, абстрагированием, обобщением,синтезом. Посмотрите на дерево - что это? И вы сразу смотрите на ствол, ветки, кору, плоды и делается обобщение, что же такое дерево. С течением времени эти аналитические способности у человечества все больше развивались. В процессе анализа исследователь идет от конкретно-чувственного к абстрактному, от единого к многообразному. Это начало процесса познания,
Форма анализа зависит от анализируемого объекта и от целей, которые ставятся перед исследователем. Логическое учение об анализе имеет многовековую историю. М. Ломоносов и Павлов и огромное число других ученых внесли свой вклад в теорию анализа, суть которой состоит в том, что анализ это цепной процесс и мы идем от анализа внешних причин к анализу внутреннего содержания, внутреннего противоречия, если оно назрело.
Научный анализ не может начинаться с нуля, предварительно надо познать внутреннюю структуру объекта: не работает кинокамера - специалист для исправления предмета должен значить, что и как должно быть в идеале, а потом искать несогласованность, несоответствие, проблему. Так можно представит себе не только предмет, но и явление.
Различается много видов анализа:
автоматический анализ связан с анализом текста для извлечения из него необходимой информации;
грамматический анализ определяет роль слова в предложении;
статистический анализ основан на осмыслении величин и закономерностей измерения статистических показателей;
математический анализ начинается с определения того, что требуется доказать; -экономический анализ - это совокупность способов и приемов накопления и обработки сведений о деятельности предприятия, это анализ состава, свойств и структуры объекта; -много еще можно перечислить.
Синтез как метод познания состоит в том, что составные части изучаемого предмета,явления, свойства, расчлененные в ходе анализа, мысленно соединяются в единое целое. Синтезирование - это процесс, раскрывающий место и роль каждого элемента в системе. Мы уже говорили, что знание частей еще не есть знание предмета.
Противопоставлять и разделять синтез и анализ можно только логически, в целях обстоятельного раскрытия сущности явления. Реально анализ и синтез существуют в единстве, как причина и следствие переплетены между собой, анализ может идти и после синтеза. Например, изучая главные свойства денег (деньги как мера стоимости, как средство обращения, платежа, сбережения), мы можем на этой основе попробовать сложить их вместе. Обобщить (синтезировать) и сделать вывод, что деньги - особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Сочетая анализ и синтез, мы обеспечиваем системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.
Индуктивный и дедуктивный метод
Индукция - (наведение ) - это форма мышления, посредством которой мысль наводится на какое-либо общее правило, общее положение, присущее всем единичным предметам какого-либо класса.
Метод индукции представляет собой движение мысли от частного к общему, в ходе которого на основе выделения отдельных, внешне разрозненных фактов делается объединяющий эти факты общий вывод. Например, из множества разрозненных фактов купли-продажи делается вывод о том, что объекты всех этих действий являются товарами.
Индуктивное умозаключение сложилось в результате длительной многовековой практики человечества. Человек замечал, фиксировал в памяти, а затем приходил к общим выводам - как сохранить огонь? Познание большего всегда начинается с познания его частей - какой металл пригоден для ножа? Как Менделеев делал общие выводы? Первым начал исследовать индуктивный прием мышления древнегреческий философ Сократ, затем Аристотель.
Этот метод позволяет предсказывать и прогнозировать возможные изменения процессов, он позволяет осуществлять поиск. Индукция как метод исследования наиболее полно реализуется системой статистических методов.
В узком смысле слова термин "индукция" имеет три значения:
индуктивное умозаключение, когда на основании данных об отдельных предметах данного класса получается общий вывод, содержащий знания о всех предметах к пасса: круг пересекается прямой в двух точках эллипс пересекается прямой в двух точках парабола пересекается прямой в двух точках гипербола пересекается прямой в двух точках
индукция - это метод исследования, который заключается в следующем: для того чтобы получить общие знания о каком-либо классе предметов, необходимо исследовать дельные предметы этого класса, найти в них существенные признаки, которые и послужат основой для знания об общем. Главное - это идет переход от знаний менее общих положений к знанию более общих.
индуктивный прием как метод изложения материала в художественной книге, научном докладе.
Возможны две типичные ошибки в индуктивном умозаключении: поспешность, возникающая из-за того, что не учтены все обстоятельства, все причины явления; смещение понятий из-за чередования их во времени: после того это еще не значит, что по причине этого.
Дедукция (пер. с лат. выведение) в широком смысле слова это такая форма мышления, когда новая мысль выводится чисто логическим путем из некоторых данных мыслей-предпосылок. Метод дедукции предполагает движение мысли от общего к частному нередко через целую цепь умозаключений. Например, с помощью данного метода из общего понятия "товар " выделены факторные товары, а среди последних такие товары, как труд, земля и капитал. В узком смысле слова это:
а) как дедуктивное умозаключение, например, все ароматические вещества имеют особый вкус, ваниль - ароматическое вещество, значит. у нее должен быть особый вкус.
Такое умозаключение применяется человеком всякий раз, когда требуется рассмотреть какое - либо явление на основании уже известного нам общего положения, и вывести из этого заключение. Этим методом выводятся все законы, гипотезы, теории, он используется различными науками. Впервые дедукция как теория была обстоятельно разработана Аристотелем, именно онсоставил основные правила дедуктивного умозаключения.
б) сущность дедукции как метода исследования заключается в следующем: для того чтобы найти новое знание о предмете, надо найти ближайший род, куда входят эти предметы или явления, и затем применить к ним закон, присущий всему данному классу предметов - это есть переход от более общих к менее общим знаниям.
в) дедукция есть форма расположение материала в художественной литературе, научном докладе.
Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Аналогия – частный случай индукции. Она играет важную роль в продвижении предположений, получения новых знаний. Ф.Кэне предложил аналогию между кровообращением в человеческом организме и движением товарных и денежных потоков в организме социальном.
Проблема – это четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникших в процессе познания. Поставка проблемы возможна до начала исследования, в ходе исследования и в ходе его завершения.
Антиномия – это противоречие, в котором тезис и антитезис имеют равную силу и в одинаковой степени покоятся на одних и тех же основаниях. Формулировка проблемы в форме антиномии позволяет отразить противоречивое развитие, как реального объекта, так и знаний о нем. Однако с точки зрения формальной логики антиномия неразрешима, поскольку отрицает ее основные законы.
На ограниченность формальной логики указывает и апория – утверждение, противоречащее практическому опыту.
Гипотеза – метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает тогда, когда появляются новые факторы, противоречащие старой теории.
Под доказательством в формальной логике понимается обоснование истинности одной мысли с помощью других. Формальная логика предлагает универсальную структуру доказательств. Существуют различные доказательства: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.
Закон тождества означает, что каждая мысль должна иметь строго определенное устойчивое содержание. Он направлен против расплывчатости и неопределенности в экономическом мышлении. Этот закон запрещает, с одной стороны, тавтологию, а с другой – подмену одних понятий другими. Закон тождества ориентирует на связь и соподчиненность категорий, четкое разграничение родовых и видовых признаков.
Закон противоречия означает, что две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одном и том же времени, отношении, и т.п., не могут быть истинными.
Закон исключенного третьего утверждает, что из двух отрицающих друг друга мыслей об одном и том же предмере, взятом в одном и том же времени, отношении и т.п., одно непременно истиною
Закон достаточного основания требует, чтобы всякая истинная мысль обосновалась другими мыслями, истинность которых была доказана ранее.
Математические методы
Эти методы проникают во все области научного познания. Современное развитие связано со все возрастающей ролью математических методов, среди математических методов рассмотрим:
а) метод формализации. Формализация - это такой путь исследования каких-либо объектов, когда их содержание познается с помощью элементов формы. Уже Аристотель исходил из того, что разные по конкретному содержанию мысли могут быть выражены в одной и той же логической форме умозаключений.
Пример: все а - суть в
все с - суть а
следовательно, все с суть в
все пенсионеры - больные
а в
все жители дома №3 - пенсионеры
с а
Следовательно, все жители дома №3 - больны. Заменив символы любыми понятиями, получим новое по содержанию умозаключение.
Именно математика начала заменять разговорный язык символами. Формулировать образ высказывания - это знак, формула. Это требует, чтобы одни и те же мысли выражались при помощи одних и тех же рядов слов, расположенных одним и теми же способом.
б) аксиоматический метод - его суть состоит в том, что все положения выводятся дедуктивным путем из положений, которые называются аксиомами. Первый шаг для науки для его использования - найти первичные термины. Эвклид в "Началах" математики их назвал точка, прямая, плоскость. Затем на их основе описываются аксиомы, опираясь на которые за тем выводятся разные теоремы, формулы, законы. Этот метод имеет огромное значение для математики, он широко применяется в механике, термодинамике. Он облегчает организацию и систематизацию научного знания, он независим и непротиворечив.
в) аналогия как метод исследования использует объективное единство разнокачественных явлений, общность законов их функционирования и развития.
Умозаключение по аналогии - это когда достигается знание о признаках предмета на основании знания того, что этот предмет имеет сходство с другими предметами.
Основоположник кибернетики Норберт Винер, приступая к исследованию в области конструирования логических машин, вдохновился аналогией. Вот как он пишет в своей книге "Я - математик": "С самого начала я был поражен сходством между принципами действия нервной системы и цифровых вычислительных машин; т е. поведение нервной системы очень близко к тому, что мы наблюдаем в вычислительных устройствах".
Умозаключение по аналогии есть отображение в нашем сознании наиболее типичных отношений. Мозг в этом случае действует автоматически. Ряд примеров из истории науки: аналогия Ньютона между падением яблока и движением небесных тел; аналогия Франклинамежду электрической искрой и молнией; аналогия распространения волн на воде и звука в воздухе и т д. Английский логик Джевонс сказал, что даже животные понимают аналогию. Битая собака боится каждой палки. Аналогия входит в наш мыслительный процесс, в науке существует простая аналогия как таковая: от сходства двух предметов по одному признаку заключают о их сходстве по другому признаку; аналогия распространения, когда врач по сходству явления идет к сходству причин; нестрогая аналогия, строгая и т д.
"Никто не прибегает к аналогии, если можно верно и просто высказать свою мысль". Выводы по аналогии несут на себе определенную вероятность, при их использовании нужна осторожность.
Абстрагирование (от лат.отвлечение) - это есть процесс мысленного выделения, вычленения признаков, свойств. Умение отвлечься, абстрагироваться от тех или иных сторон предметов, явлений возникло исторически в результате многократно повторяющихся процессов. Полезные свойства предметов, явлений запоминались, передавались из поколения в поколение, и постепенно человек научился отделять существенно от несущественного.
В современной науке абстрагирование достигает невероятной степени отвлечения, этот метод научного познания есть во всех без исключения науках.
Абстрагирование, предполагающее абстрактное, или отвлеченное мышление, означает не уход от конкретной жизни, а предстает как способ ее лучшего понимания. У экономиста, менеджера нет химреактивов, микроскопа, у него должна быть развита сила абстракции как орудие, экономящее время. Когда менеджер говорит слово "организация" - он говорит вообще, но все понимают о чем речь, хотя организаций тысячи разных.
Итак, способность мысли отвлечься - важное свойство исследователя. Все это помогает освоить следующий метод - моделирование.
Моделирование - это метод исследования объективно существующих предметов, процессов, явлений с использованием моделей на основе аналогии.
Модель есть результат активной, преобразующей деятельности человека. Это система, выступающая между исследованием и предметом его исследования. Различают модели физические (макет здания, модель прибора) математические (система формул, неравенств), логические (система понятий, описывающих явлений), модели общественно-экономических формаций. Модель - система, с той или иной степенью воспроизводящая оригинал. Она может быть материальная и мысленная. Мысленные модели строятся на основе абстракции, упрощения, отвлечения. В виде мысленной модели результат исследования и вводится в науку: -трудовая теория стоимости описывает модель простого товарного производства; -теория капитализма - модель капиталистического общества. Моделирование может быть экономико-математическим, могут быть макро и микромодели. Моделирование - обязательное и непременное условие возможности разработки прогнозов, программ, планов. Моделирование - построение моделей, отражающих главные экономические показатели (данные, переменные ) исследуемых объектов и связи между ними (их взаимосвязи). Если в модели есть только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то это текстовая модель. Если этим показателям и связям задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую, компьютерную модели, отражающие изменение показателей.
Графический метод основан на построении моделей с помощью различных рисунков - графиков, схем, диаграмм. Взаимосвязи экономических показателей особенно хорошо демонстрируют графики - изображение зависимости между двумя показателями. В рамках графического подхода широко применяются диаграммы - рисунки, показывающие соотношения между показателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др.
Метод математического моделирования основывается на описании экономического явления формализованным языком с помощью математических инструментов: функций, уравнений, неравенств. При этом экономико-математические модели позволяют не просто формализовать экономическое явление, но и выявить его особенности.
Метод компьютерного моделирования основывается на экономико-математических моделях и используются прежде всего в тех случаях, когда моделируемое экономическое явление описывается сложной системой уравнений.
Предвидение - метод теоретического мышления, опирающийся на объяснение. Его сущность определяется как предсказание, опирающееся на законы того, что появится в будущем. Предвидение имеет две конкретные формы: предсказательная и предуказательная. Предсказательная форма есть описательная форма предвидения, она бывает в виде описания желаемого и достоверный, основанный на законах прогноз. Основными формами предсказаний в управлении является прогнозирование. Прогноз - это начальная ступень предвидения, начальный пункт исследования путей развития будущего. Что выделяет прогноз в особую форму предвидения - то, что прогноз всегда локально ограничен во времени. Вторая черта - это указание условий, при которых прогноз осуществим (если ... то-то, если сохранится ... то-то).
Предвидение - это не образ будущего, а воображение его. Научный прогноз невозможен без научных знаний. Не зная законов демографии - нельзя прогнозировать рождаемость.
В экономической науке важен логический метод, предполагающий соблюдение определенной последовательности при изучении экономических явлений и процессов. Нельзя, например, изучать рыночную экономику, не получив представления об экономике вообще.
При этом логический метод должен сочетаться с историческим. Это означает, что логические переходы от одного изучаемого явления к другому должны отражать ход исторического развития данных явлений.
Особое значение для экономической теории имеет диалектический метод, указывающий на то, что в природе и обществе существует всеобщая связь явлений и процессов, все находится в развитии и изменении. Развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему.
Диалектический метод лег в основу функционального метода, позволяющего выявлять зависимости одних явлений от других. Причем эти зависимости могут иметь количественную определенность, что позволяет экономической теории широко использовать математический метод и метод моделирования.
Таким образом, экономика – это, с одной стороны, наука цифр, расчетов, определяемых с той или иной степенью достоверности, а с другой – наука суждений, предположений, утверждений.
- Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
- 1.Общественное производство и его основные факторы.
- 2. Взаимосвязь производства, распределения, обмена и потребления
- 3. Предмет экономической теории.
- 4. Основные черты метода исследования экономических явлений
- 5. Основные этапы эволюции экономической теории
- 6. Социально-экономические типы производства
- 7. Натуральная и товарная формы организации общественного производства
- 8. Собственность и ее формы. Многоукладная и смешанная экономики
- 9. Основные этапы развития трудовой теории стоимости (а. Смит, д. Рикардо, к. Маркс)
- 10. Основные концепции ценообразования
- 11. Теория предельной полезности (австрийская школа)
- 12. Возникновение, сущность и функции денег
- 13. Металлистическая иноминалистическая теории денег
- 14. Количественная теория денег и современный монетаризм
- 15. Теория денег к. Маркса. Роль золота в современных условиях
- 16. Рынок, его виды и структура. Классическая экономическая теория о роли рынка
- 17. Предпринимательская деятельность. Конкуренция и ее значение
- 18. Неоклассическая теория рынка
- 1. Возникновение неоклассической теории и ее место в истории
- 2. Основные направления и представители неоклассической теории
- 3. Периоды неоклассики
- 4. Современная неоклассика и ее популярность в России
- 19. Взаимосвязь спроса, предложения и цен
- 20. Совершенная конкуренция и механизм рыночного саморегулирования
- 21. Формы несовершенной конкуренции
- 22. Теория монополистической конкуренции
- 23. Социально-экономические последствия монополизма. Антимонопольная политика, ее цели, принципы и формы
- 24. Монетарные и «вещные» трактовки капитала
- 25. Теория «человеческого капитала»
- 26. Теория капитала и прибавочной стоимости к. Маркса
- 27. Накопление капитала. Концентрация и централизация капитала
- 28. Основные формы и системы заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата
- 29. Теории «воздержания», «ожидания», «риска» и трудового дохода как теоре-тические концепции прибыли
- 30. Ссудный капитал и ссудный процент
- 31. Теории процента
- 32. Издержки производства и себестоимость. Предельные издержки. Альтернативные издержки
- 33. Образование средней прибыли и цены производства (модель к. Маркса)
- 34. Неоклассические концепции прибыли
- 35. Предпринимательский доход и процент
- 36. Заработная плата как цена труда
- 37. Аграрные отношения и земельная рента
- 38. Формы собственности на землю и землепользования
- 39. Теории земельной ренты
- 40. Арендная плата и цена земли. Рынок земли
- 41. Типы воспроизводства. Экономическая эффективность
- 42. Теория реализации совокупного общественного продукта к. Маркса
- 43. Теория воспроизводства физиократов. «Экономическая таблица» ф. Кенэ
- 44. Условия равновесия простого и расширенного воспроизводства
- 45. Модель «затраты - выпуск» в. Леонтьева
- 46. Экономический рост – сущность, типы, факторы
- 47. Закономерности и противоречия экономического роста
- 48. Темпы и пропорции общественного воспроизводства
- 49. Теория воспроизводства Дж. Кейнса
- 50. Концепции экономического роста э. Хансена, р. Харрода, е. Домара
- 51. Экономический цикл и его фазы. Виды экономических циклов
- 52. Теории циклического развития
- 53. Особенности современного циклического развития
- 54. Инфляция, ее сущность и виды
- 55. Причины инфляции
- 56. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика
- 57. Безработица, ее сущность и виды
- 58. Теоретические концепции безработицы
- 59. Большие циклы н.Д. Кондратьева.
- 60. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая а. Филлипса
- 61. Государство как субъект экономических отношений
- 62. Государственная собственность. Национализация и приватизация
- 63. Государственный сектор, тенденции его развития
- 64. Формы и методы государственного регулирования экономики
- 65. Кейнсианская и неоклассическая модели регулирования экономики
- 66. Прогнозирование, программирование, планирование развития экономики
- 67. Политика экономического роста
- 68. Финансовая политика государства. Государственный бюджет – формирование и использование
- 69. Денежно-кредитная политика государства
- 70. Социальная политика государства
- 71. Мировое хозяйство – закономерности и этапы формирования
- 72. Интернационализация хозяйственной жизни
- 73. Теоретические концепции международных экономических отношений
- 74. Международная торговля: виды, структура, закономерности развития
- 75. Экономическая интеграция: формы, тенденции развития
- 76. Международные валютные отношения
- 77. Международная финансовая система
- 78. Сущность и виды глобальных проблем