23. Социально-экономические последствия монополизма. Антимонопольная политика, ее цели, принципы и формы
В условиях рынка конкуренция способствует образованию монополий. Монополия означает исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащих одному лицу, определённой группе лиц или государству. Монополия усложняет конкуренцию.
Естественная монополия - ей обладают собственники и хозяйствующие субъекты, владеющие редкими не воспроизводимыми элементами производства (залежи полезных ископаемых, редких металлов и так далее). Искусственная монополия означает сосредоточение в чьих-то руках только рынка или производства и рынка сбыта того или иного продукта. Искусственная монополия может быть случайной, устойчивой и всеобщей.
Случайная возникает благодаря временному благоприятному соотношению спроса и предложения. Устойчивой монополией обладают, как правило, крупные объединения предпринимателей, занимающих главные позиции в реализации и производстве каких-либо видов продукции, особенно акционерные компании. Это картели, синдикаты, тресты, концерны.
Картель - обобществление хозяйственной деятельности в сфере обращения, объединение фирм, сохранение самостоятельности.
Синдикат - объединение фирм, где сохраняется производственная самостоятельность, но теряется коммерческая.
Трест - теряются обе самостоятельности.
Концерн - входят различные предприятия, контроль над которыми осуществляется из одного центра.
Всеобщая форма монополий возникает на основе всестороннего подчинения народного хозяйства объединением предпринимателей, которые на большинстве рынков являются основными и продавцами и покупателями. Монополизация - результат концентрации производства и НТР.
Монополизация рынка особенно широко развернулась в конце XIX в. в США. И тогда здесь началось массовое выступление потребителей, мелких и средних предпринимателей против гнета монополии. В правовом государстве данный конфликт был разрешен таким образом, что государство ввело антимонопольное законодательство. Антимонопольное регулирование проводится по четырем направлением.
ограничение монополизации рынка. Под этим понимается серьезное ограничение торговли. Монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной или превышающей 60%.
Запрещение слияния конкурирующих компаний. Такое слияние расценивается как усиливающее монополизацию и ослабевающее конкуренцию. На этом основании ряд монополистических объединений был распущен.
Запрещение установлений монопольных цен (в том числе «лидерство» фирм в повышении цен и другие виды сговора а отношении цен).
Сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.
Необходимость такого рода правовых мер связана с распространением недобросовестных методов соперничества. Против своих рыночных противников многие фирмы применяют «промышленный шпионаж» (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги «перебежчиков» с предприятий конкурентов итд)
Антимонопольное законодательство в странах Запада преследует двоякую цель. Во-первых, в какой-то мере ограничить процесс монополизации рынка. Во-вторых, защитить конкуренцию и ввести «правила» цивилизованного рыночного соперничества.
- Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
- 1.Общественное производство и его основные факторы.
- 2. Взаимосвязь производства, распределения, обмена и потребления
- 3. Предмет экономической теории.
- 4. Основные черты метода исследования экономических явлений
- 5. Основные этапы эволюции экономической теории
- 6. Социально-экономические типы производства
- 7. Натуральная и товарная формы организации общественного производства
- 8. Собственность и ее формы. Многоукладная и смешанная экономики
- 9. Основные этапы развития трудовой теории стоимости (а. Смит, д. Рикардо, к. Маркс)
- 10. Основные концепции ценообразования
- 11. Теория предельной полезности (австрийская школа)
- 12. Возникновение, сущность и функции денег
- 13. Металлистическая иноминалистическая теории денег
- 14. Количественная теория денег и современный монетаризм
- 15. Теория денег к. Маркса. Роль золота в современных условиях
- 16. Рынок, его виды и структура. Классическая экономическая теория о роли рынка
- 17. Предпринимательская деятельность. Конкуренция и ее значение
- 18. Неоклассическая теория рынка
- 1. Возникновение неоклассической теории и ее место в истории
- 2. Основные направления и представители неоклассической теории
- 3. Периоды неоклассики
- 4. Современная неоклассика и ее популярность в России
- 19. Взаимосвязь спроса, предложения и цен
- 20. Совершенная конкуренция и механизм рыночного саморегулирования
- 21. Формы несовершенной конкуренции
- 22. Теория монополистической конкуренции
- 23. Социально-экономические последствия монополизма. Антимонопольная политика, ее цели, принципы и формы
- 24. Монетарные и «вещные» трактовки капитала
- 25. Теория «человеческого капитала»
- 26. Теория капитала и прибавочной стоимости к. Маркса
- 27. Накопление капитала. Концентрация и централизация капитала
- 28. Основные формы и системы заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата
- 29. Теории «воздержания», «ожидания», «риска» и трудового дохода как теоре-тические концепции прибыли
- 30. Ссудный капитал и ссудный процент
- 31. Теории процента
- 32. Издержки производства и себестоимость. Предельные издержки. Альтернативные издержки
- 33. Образование средней прибыли и цены производства (модель к. Маркса)
- 34. Неоклассические концепции прибыли
- 35. Предпринимательский доход и процент
- 36. Заработная плата как цена труда
- 37. Аграрные отношения и земельная рента
- 38. Формы собственности на землю и землепользования
- 39. Теории земельной ренты
- 40. Арендная плата и цена земли. Рынок земли
- 41. Типы воспроизводства. Экономическая эффективность
- 42. Теория реализации совокупного общественного продукта к. Маркса
- 43. Теория воспроизводства физиократов. «Экономическая таблица» ф. Кенэ
- 44. Условия равновесия простого и расширенного воспроизводства
- 45. Модель «затраты - выпуск» в. Леонтьева
- 46. Экономический рост – сущность, типы, факторы
- 47. Закономерности и противоречия экономического роста
- 48. Темпы и пропорции общественного воспроизводства
- 49. Теория воспроизводства Дж. Кейнса
- 50. Концепции экономического роста э. Хансена, р. Харрода, е. Домара
- 51. Экономический цикл и его фазы. Виды экономических циклов
- 52. Теории циклического развития
- 53. Особенности современного циклического развития
- 54. Инфляция, ее сущность и виды
- 55. Причины инфляции
- 56. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика
- 57. Безработица, ее сущность и виды
- 58. Теоретические концепции безработицы
- 59. Большие циклы н.Д. Кондратьева.
- 60. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая а. Филлипса
- 61. Государство как субъект экономических отношений
- 62. Государственная собственность. Национализация и приватизация
- 63. Государственный сектор, тенденции его развития
- 64. Формы и методы государственного регулирования экономики
- 65. Кейнсианская и неоклассическая модели регулирования экономики
- 66. Прогнозирование, программирование, планирование развития экономики
- 67. Политика экономического роста
- 68. Финансовая политика государства. Государственный бюджет – формирование и использование
- 69. Денежно-кредитная политика государства
- 70. Социальная политика государства
- 71. Мировое хозяйство – закономерности и этапы формирования
- 72. Интернационализация хозяйственной жизни
- 73. Теоретические концепции международных экономических отношений
- 74. Международная торговля: виды, структура, закономерности развития
- 75. Экономическая интеграция: формы, тенденции развития
- 76. Международные валютные отношения
- 77. Международная финансовая система
- 78. Сущность и виды глобальных проблем