68. Финансовая политика государства. Государственный бюджет – формирование и использование
Финансовая политика представляет систему государственного регулирования, связанную с правительственными расходами и налогами. Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой выглядят приблизительно следующим образом (%).Финансовая система включает в себя: 1) различные сферы финансовых отношений в рамках данной страны, 2) совокупность финансовых учреждений страны. Финансовые отношения охватывают отношения, связанные с образованием и движением финансовых ресурсов между: 1) государством и предприятием (предприятиями), 2) между самими предприятиями, 3) между отдельными государствами. К финансовым учреждениям государства относятся: министерство финансов, его органы, местные финансовые отделы и управления, финансовые отделы предприятий и контрольно-ревизионные управления. Финансовая система включает следующие звенья: государственный и местные бюджеты, фонды социального страхования, пенсионные фонды, фонды личного и имущественного страхования, финансы предприятий, отраслей, различные специальные денежные фонды. Государственный бюджет - главное звено всей финансовой системы, с помощью которого государство распределяет и перераспределяет ВНП и национальный доход. Финансовая политика, направленная на стимулирование подъема в экономике, обычно приводит к дефициту государственного бюджета, что создает дополнительные осложнения в экономической ситуации. Наи более распространенные методы финансирования дефицита государственного бюджета - внешние и внутренние займы, эмиссия денег и использование бюджетного излишка предшествующих лет. Эмиссия приводит к неконтролируемой инфляции, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль «цены - заработная плата», воспроизводится бюджетный дефицит. Внутренние займы, ведущие к росту внутреннего долга, имеют также негативные последствия: усиливается неравномерность в получении доходов, возникает эффект «вытеснения» частных инвестиций, т.к. чрезмерный государственный долг ведет к росту процентной ставки, бремя внутреннего долга перекладывается на следующее поколение. Большие размеры внешнего долга представляют существенную проблему. Если платежи по нему составляют значительную часть от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы становится трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств. В некоторых странах, в том числе в России, обязательства выплаты по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности. Рост внешнего долга безусловно снижает международный авторитет страны, подрывает ее независимость.
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности той или иной страны, ее социально-экономического строя, а также государственного устройства. Эта система формируется на основе всей совокупности социально-экономических, правовых и других особенностей, характеризующих то или иное государство. Структура бюджета страны зависит прежде всего от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухъярусное построение — государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством (США, ФРГ) имеется промежуточное звено — бюджеты штатов, земель и соответствующих им административных образований. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций. В современных условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий. Бюджет современного государства представляет собой сложный, многоплановый документ, отражающий все многообразие его функций. Прежде всего, в бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства. Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяются: на расходы по государственному управлению; на военные расходы; расходы на социально-экономические цели; расходы на хозяйственную деятельность государства; расходы по осуществлению внешнеэкономической деятельности. Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, значительно превышающими темпы роста ВНП. Например, в США государственные расходы в XX столетии выросли более чем в 350 раз. Только за период с 1980 по 1989 фин. годы расходы федерального бюджета увеличились в два с лишним раза (с 433,5 млрд. долл. до 877,2 млрд. долл.). К числу важнейших статей государственных расходов относятся затраты, связанные с созданием наиболее благоприятных предпосылок для функционирования производственных секторов экономики. Все более значительное место занимают и расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, в первую очередь — на образование и здравоохранение. Значительный удельный вес продолжают занимать военные расходы. Рассматривая военные расходы, необходимо учитывать не только прямые, но и косвенные затраты, к числу которых относятся выплаты процентов по военным долгам, пенсии и пособия инвалидам войн, ветеранам и т.д. Важной составной частью финансовой системы государства являются местные бюджеты. За счет их расходов финансируются в первую очередь объекты коммунальной собственности, строительство дорог, школ, развитие средств связи, а также жилищное строительство. Бюджеты местных органов власти используются также на содержание местной администрации, полиции, органов суда и прокуратуры. Важное место в расходах местных бюджетов занимают также расходы на социально-культурные нужды, объекты здравоохранения, поддержание экологического равновесия. Доходы государственного бюджета состоят в первую очередь из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а также поступлений так называемых внебюджетных или целевых фондов. Создание такого рода фондов обусловлено необходимостью мобилизации крупных финансовых ресурсов для конкретных целей, прежде всего социально-экономического характера. К их числу относятся социальное страхование, строительство дорог, охрана окружающей среды, подготовка и переподготовка рабочей силы и многое другое. Число их постоянно растет, примером чего может быть федеральный бюджет США, в рамках которого насчитывается свыше 800 подобных фондов. Общей материальной основой всех доходов государства является перераспределение национального дохода, огосударствление значительной части вновь созданной в стране стоимости. Важнейшими составными частями механизма этого перераспределения являются налоги, государственные займы, а также поступления внебюджетных фондов.
- Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
- 1.Общественное производство и его основные факторы.
- 2. Взаимосвязь производства, распределения, обмена и потребления
- 3. Предмет экономической теории.
- 4. Основные черты метода исследования экономических явлений
- 5. Основные этапы эволюции экономической теории
- 6. Социально-экономические типы производства
- 7. Натуральная и товарная формы организации общественного производства
- 8. Собственность и ее формы. Многоукладная и смешанная экономики
- 9. Основные этапы развития трудовой теории стоимости (а. Смит, д. Рикардо, к. Маркс)
- 10. Основные концепции ценообразования
- 11. Теория предельной полезности (австрийская школа)
- 12. Возникновение, сущность и функции денег
- 13. Металлистическая иноминалистическая теории денег
- 14. Количественная теория денег и современный монетаризм
- 15. Теория денег к. Маркса. Роль золота в современных условиях
- 16. Рынок, его виды и структура. Классическая экономическая теория о роли рынка
- 17. Предпринимательская деятельность. Конкуренция и ее значение
- 18. Неоклассическая теория рынка
- 1. Возникновение неоклассической теории и ее место в истории
- 2. Основные направления и представители неоклассической теории
- 3. Периоды неоклассики
- 4. Современная неоклассика и ее популярность в России
- 19. Взаимосвязь спроса, предложения и цен
- 20. Совершенная конкуренция и механизм рыночного саморегулирования
- 21. Формы несовершенной конкуренции
- 22. Теория монополистической конкуренции
- 23. Социально-экономические последствия монополизма. Антимонопольная политика, ее цели, принципы и формы
- 24. Монетарные и «вещные» трактовки капитала
- 25. Теория «человеческого капитала»
- 26. Теория капитала и прибавочной стоимости к. Маркса
- 27. Накопление капитала. Концентрация и централизация капитала
- 28. Основные формы и системы заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата
- 29. Теории «воздержания», «ожидания», «риска» и трудового дохода как теоре-тические концепции прибыли
- 30. Ссудный капитал и ссудный процент
- 31. Теории процента
- 32. Издержки производства и себестоимость. Предельные издержки. Альтернативные издержки
- 33. Образование средней прибыли и цены производства (модель к. Маркса)
- 34. Неоклассические концепции прибыли
- 35. Предпринимательский доход и процент
- 36. Заработная плата как цена труда
- 37. Аграрные отношения и земельная рента
- 38. Формы собственности на землю и землепользования
- 39. Теории земельной ренты
- 40. Арендная плата и цена земли. Рынок земли
- 41. Типы воспроизводства. Экономическая эффективность
- 42. Теория реализации совокупного общественного продукта к. Маркса
- 43. Теория воспроизводства физиократов. «Экономическая таблица» ф. Кенэ
- 44. Условия равновесия простого и расширенного воспроизводства
- 45. Модель «затраты - выпуск» в. Леонтьева
- 46. Экономический рост – сущность, типы, факторы
- 47. Закономерности и противоречия экономического роста
- 48. Темпы и пропорции общественного воспроизводства
- 49. Теория воспроизводства Дж. Кейнса
- 50. Концепции экономического роста э. Хансена, р. Харрода, е. Домара
- 51. Экономический цикл и его фазы. Виды экономических циклов
- 52. Теории циклического развития
- 53. Особенности современного циклического развития
- 54. Инфляция, ее сущность и виды
- 55. Причины инфляции
- 56. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика
- 57. Безработица, ее сущность и виды
- 58. Теоретические концепции безработицы
- 59. Большие циклы н.Д. Кондратьева.
- 60. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая а. Филлипса
- 61. Государство как субъект экономических отношений
- 62. Государственная собственность. Национализация и приватизация
- 63. Государственный сектор, тенденции его развития
- 64. Формы и методы государственного регулирования экономики
- 65. Кейнсианская и неоклассическая модели регулирования экономики
- 66. Прогнозирование, программирование, планирование развития экономики
- 67. Политика экономического роста
- 68. Финансовая политика государства. Государственный бюджет – формирование и использование
- 69. Денежно-кредитная политика государства
- 70. Социальная политика государства
- 71. Мировое хозяйство – закономерности и этапы формирования
- 72. Интернационализация хозяйственной жизни
- 73. Теоретические концепции международных экономических отношений
- 74. Международная торговля: виды, структура, закономерности развития
- 75. Экономическая интеграция: формы, тенденции развития
- 76. Международные валютные отношения
- 77. Международная финансовая система
- 78. Сущность и виды глобальных проблем