10. Основные концепции ценообразования
Существует два основных подхода к ценообразованию: затратный и ценностный.
Затратный подход объединяет группу методов ценообразования, принимающих в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товара. В рамках затратного подхода выделяют определённые методы расчёта цен, а сами цены, определённые таким образом, получили название — «цены с ориентацией на издержки».
В этой группе методов расчёта цен выделяют:
Прайсинговые методы — в основе лежит принцип «издержки плюс прибыль». В качестве издержек могут использоваться полные, усреднённые, предельные, стандартные или нормативные затраты (полные, усреднённые, предельные затраты связаны с реальным производством; стандартные и нормативные оторваны от производства фирмы, они приняты при нормальных условиях производства — используются, когда нужно ограничить издержки). В качестве прибыли чаще всего берут среднеотраслевую, если иное не определено законодательством (идёт «накидка» на издержки) — есть товары, на которые «накидка» регулируется. Но существуют и другие методы определения прибыли — например, целевая прибыль. Если какое-то предприятие в силу определённой ситуации на рынке может воздействовать на цену (убедить или заставить рынок), то тогда оно может задавать прибыль (по модели «точки безубыточности»).
Методы поэлементного расчёта цен. Когда используются эти методы, делается расчёт основных категорий затрат (например, прямые расходы на материалы, на заработную плату), а все другие категории затрат рассчитываются в процентах от основных показателей (выбирается показатель самый надёжный или более жёстко связанный с объёмом производства).
Методы, основанные на установлении фиксированной цены. Эти методы используют, когда существуют стандартные цены (например, в случае стандартной продукции — массового, поточного производства). Работа с фиксированными ценами предусматривает возможность их изменения. Существуют различные методы, наиболее распространённый — корректировка по скользящей шкале. Основой для шкалы может быть, например, изменение стоимости валюты или наступление определённого события (например, инфляция). Особенность метода заключается в том, что порядок пересчёта должен быть отражён в договоре.
Ценностное ценообразование — установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счёт достижения выгодного для неё соотношения «ценность товара / затраты на товар».
В рамках ценностного ценообразования формируются цены с ориентацией на спрос. Наиболее известный метод — метод установления цены на основе ощущаемой ценности товара. Один из методов реализации этого метода ценообразования — это магазины без цен (например, антикварные магазины, скопление магазинов для туристов). На практике сложность этого метода упирается в уровень квалификации продавцов. Процесс торга — основной процесс при данном методе.
Кроме двух описанных подходов выделяют метод «пассивного ценообразования». Какой бы подход предприниматели не выбирали, все равно придётся учитывать конкуренцию. Но анализ цен конкурентов может стать самостоятельным подходом к ценообразованию на собственный товар (этот подход не относится ни к ценностному, ни к затратному подходу). В рамках пассивного ценообразования принято выделять цены с ориентацией на конкуренцию, например, метод установления цен на уровне существующих на аналогичные товары. В качестве ведущей может быть цена товара-лидера, цена среднеотраслевая.
- Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
- 1.Общественное производство и его основные факторы.
- 2. Взаимосвязь производства, распределения, обмена и потребления
- 3. Предмет экономической теории.
- 4. Основные черты метода исследования экономических явлений
- 5. Основные этапы эволюции экономической теории
- 6. Социально-экономические типы производства
- 7. Натуральная и товарная формы организации общественного производства
- 8. Собственность и ее формы. Многоукладная и смешанная экономики
- 9. Основные этапы развития трудовой теории стоимости (а. Смит, д. Рикардо, к. Маркс)
- 10. Основные концепции ценообразования
- 11. Теория предельной полезности (австрийская школа)
- 12. Возникновение, сущность и функции денег
- 13. Металлистическая иноминалистическая теории денег
- 14. Количественная теория денег и современный монетаризм
- 15. Теория денег к. Маркса. Роль золота в современных условиях
- 16. Рынок, его виды и структура. Классическая экономическая теория о роли рынка
- 17. Предпринимательская деятельность. Конкуренция и ее значение
- 18. Неоклассическая теория рынка
- 1. Возникновение неоклассической теории и ее место в истории
- 2. Основные направления и представители неоклассической теории
- 3. Периоды неоклассики
- 4. Современная неоклассика и ее популярность в России
- 19. Взаимосвязь спроса, предложения и цен
- 20. Совершенная конкуренция и механизм рыночного саморегулирования
- 21. Формы несовершенной конкуренции
- 22. Теория монополистической конкуренции
- 23. Социально-экономические последствия монополизма. Антимонопольная политика, ее цели, принципы и формы
- 24. Монетарные и «вещные» трактовки капитала
- 25. Теория «человеческого капитала»
- 26. Теория капитала и прибавочной стоимости к. Маркса
- 27. Накопление капитала. Концентрация и централизация капитала
- 28. Основные формы и системы заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата
- 29. Теории «воздержания», «ожидания», «риска» и трудового дохода как теоре-тические концепции прибыли
- 30. Ссудный капитал и ссудный процент
- 31. Теории процента
- 32. Издержки производства и себестоимость. Предельные издержки. Альтернативные издержки
- 33. Образование средней прибыли и цены производства (модель к. Маркса)
- 34. Неоклассические концепции прибыли
- 35. Предпринимательский доход и процент
- 36. Заработная плата как цена труда
- 37. Аграрные отношения и земельная рента
- 38. Формы собственности на землю и землепользования
- 39. Теории земельной ренты
- 40. Арендная плата и цена земли. Рынок земли
- 41. Типы воспроизводства. Экономическая эффективность
- 42. Теория реализации совокупного общественного продукта к. Маркса
- 43. Теория воспроизводства физиократов. «Экономическая таблица» ф. Кенэ
- 44. Условия равновесия простого и расширенного воспроизводства
- 45. Модель «затраты - выпуск» в. Леонтьева
- 46. Экономический рост – сущность, типы, факторы
- 47. Закономерности и противоречия экономического роста
- 48. Темпы и пропорции общественного воспроизводства
- 49. Теория воспроизводства Дж. Кейнса
- 50. Концепции экономического роста э. Хансена, р. Харрода, е. Домара
- 51. Экономический цикл и его фазы. Виды экономических циклов
- 52. Теории циклического развития
- 53. Особенности современного циклического развития
- 54. Инфляция, ее сущность и виды
- 55. Причины инфляции
- 56. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика
- 57. Безработица, ее сущность и виды
- 58. Теоретические концепции безработицы
- 59. Большие циклы н.Д. Кондратьева.
- 60. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая а. Филлипса
- 61. Государство как субъект экономических отношений
- 62. Государственная собственность. Национализация и приватизация
- 63. Государственный сектор, тенденции его развития
- 64. Формы и методы государственного регулирования экономики
- 65. Кейнсианская и неоклассическая модели регулирования экономики
- 66. Прогнозирование, программирование, планирование развития экономики
- 67. Политика экономического роста
- 68. Финансовая политика государства. Государственный бюджет – формирование и использование
- 69. Денежно-кредитная политика государства
- 70. Социальная политика государства
- 71. Мировое хозяйство – закономерности и этапы формирования
- 72. Интернационализация хозяйственной жизни
- 73. Теоретические концепции международных экономических отношений
- 74. Международная торговля: виды, структура, закономерности развития
- 75. Экономическая интеграция: формы, тенденции развития
- 76. Международные валютные отношения
- 77. Международная финансовая система
- 78. Сущность и виды глобальных проблем