logo
политэкономия ответы на зачет

16. Рынок, его виды и структура. Классическая экономическая теория о роли рынка

Рынок – это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, на­пример, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд на общественном транспорте, приобретает билет в кино или те­атр. Если иметь в виду территориальные границы и масштабы данного явления, то различают: местный (в пределах села, го­рода, региона), национальный (внутренний), мировой (внеш­ний) рынки.

Роль и функции рынка можно правильно понять, если рас­смотреть его в рамках более широкой системы. Такой системой является товарно-рыночное хозяйство. Оно состоит из двух от­носительно самостоятельных подсистем: а) товарного производ­ства и б) рынка. Эти подсистемы неразрывно воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.

Исходное звено общей системы — товарное производство — оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направ­лениям:

В свою очередь, рынок оказывает во многом определяющее обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные эконо­мические связи и составляют особые функции рынка.

Первая функция состоит в том, что рынок интегрирует (со­единяет) сферу производства (тем самым производителей) и сферу потребления (потребителей) в общий процесс активного обмена продуктами и услугами. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а сфера потребления окажется без благ, удовлетворяющих потребности людей.

Другая функция рынка заключается в том, что он выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. При этом в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствуют качество и количество созданных продуктов. Кроме того, в рыночной сфере непрерыв­но проводится, так сказать, экзамен по экономике: для продав­цов - доходно или убыточно реализовывать товары, для покупа­телей — разорительно или выгодно их приобретать? В итоге рынок решает судьбу буквально каждого товара: будет или не будет он продан? Если же будет реализован, то по какой цене?

Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов (производителей товаров) и покупателей (потребителей). Взаимосвязь этих интересов строится на прин­ципе, который четко сформулировал А. Смит: "Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно...". Разумеется, этот принцип личной материальной заинтересованности пред­полагает: а) обмен нужными друг другу полезностями и б) экви­валентность рыночной сделки.

Описанные здесь функции рынка свойственны ему, скорее всего, в начальный период его существования — в доиндустриальную эпоху. Тогда сам рынок был в неразвитом — в слитном, нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товарного производства, поставлявшему для продажи сравнительно небольшое количество продуктов, не отличавших­ся значительным разнообразием ассортимента.

Примечательно, что в Древней Греции и Древнем Риме, а затем в средневековых городах Европы рынком называли торго­вую площадь. Она обычно располагалась в центре города и была окружена со всех сторон зданиями (там помещались ремеслен­ные мастерские, торговые лавки, государственные учреждения и др.). Продавцы разных видов товаров размещались на рыночной площади в определенных, традиционно закрепленных за ними местах. Этим и ограничивалась дифференциация (расчленение) рынка.

При капитализме торговля на городских площадях была вы­теснена, совершенно иной системой рынков и множеством тор­говых зданий различного назначения.

Как мы знаем, в общественном разделении труда обособля­ется его частный вид, который означает членение сфер и круп­ных отраслей национального хозяйства на отдельные звенья, преж­де всего на предприятия и производственные объединения.

Их деятельность направлена в первую очередь на создание нового богатства и во вторую очередь — на его распределение и потребление