4. Стратегия деятельности и товарная политика предприятия
Товарная политика является одним из ведущих звеньев в продаже товаров предприятиями (организациями), так как она является составной частью маркетинговой стратегии и представляет собой комплекс мероприятий по развитию ассортимента, созданию новых товаров и исключению из производственной программы тех товаров, которые утратили свой потребительский спрос, разработке новой упаковки и брэнда товара. Разработка товарной политики для каждого предприятия в современных условиях и выработка своей рыночной стратегии является важным направлением в их деятельности.
1. Товарную политику необходимо рассматривать как составляющую часть маркетинга;
2. Формирование товарной стратегии направлено на ориентацию реальных требований и пожеланий покупателей.
К основным направлением относятся:
по организации товарной политики:
- определение цели производственной программы;
- исследование товарного рынка;
- оценка ресурсной базы;
- расчет темпов обновления продукции;
- формирование ассортимента номенклатуры товара;
- определение состава продукции по видам, маркам артикулам;
- освоение новой продукции;
- оценка ее жизнедеятельности;
товарной стратегии:
- инновации;
- модификации;
- дифференцирование;
- вариации;
- снятие с производства.
При формировании товарной политики необходимо учитывать, что товар можно рассматривать как:
· физический продукт – товар в узком смысле слова, обладает определенными физическими свойствами (вес, размеры и т.д.);
· расширенный продукт – физический продукт, наделенный конкретными специальными характеристиками, что отличает его от продуктов-конкурентов;
· совокупный продукт – расширенный продукт с учетом качеств, которые извлекает из него потребитель.
Товарная политика – определенный набор действий или заранее обдуманных методов и принципов деятельности, благодаря которым обеспечивается преемственность и целеустремленность мер по формированию и управлению ассортиментом товаров.
Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению, поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне, нахождению для товаров оптимальных товарных ниш, разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживанию товаров.
Товарная политика предприятия разрабатывается на основе учета целого ряда факторов: состояние спроса и ожидания покупателей, технологические возможности производства, наличие аналогов товаров на предлагаемом рынке сбыта и т.д.
При формировании товарной политики необходимо учитывать, что товары могут различаться по виду и периодам использования, функциональному назначению, надежности, удобству использования, долговечности, обслуживанию, гарантии, и т.д.
При разработке товарной политики основными проблемами являются:
¨ инновации (создание новых товаров или обновление существующих);
¨ обеспечение количества и конкурентоспособности товаров;
¨ создание и оптимизация товарного ассортимента;
¨ вопросы о товарных марках;
¨ создание эффективной упаковки;
¨ анализ жизненного цикла товара и управление им;
¨ позиционирование товаров на рынке.
М. Портер выделяет пять вариантов стратегий:
1) Стратегия лидерства по издержкам предусматривает снижение новых издержек производства товара или услуг.
2) Стратегия полной дифференциации направлена на придание товарам предприятия специфических черт, отличающих их от товаров фирм конкурентов.
3) Стратегия оптимальных издержек дает возможность предприятию предложить своим покупателям более ощутимую ценность за счет сочетания низких издержек и широкой дифференциации.
4) Сфокусированная стратегия или стратегия рыночной ниши, основанная на низких издержках, ориентирована на узкий сегмент покупателей, где предприятие опережает своих конкурентов за счет более низких издержек.
5) Сфокусированная стратегия или стратегия рыночной ниши, основанная на дифференциации продукции, ставит своей целью обеспечение своих представителей выбранного сегмента товарами и услугами, наиболее полно отвечающим их вкусам и требованиям.
- Содержание
- I Микроэкономика. Макроэкономика
- 1.1 Введение в экономическую теорию
- 1. Экономическая наука, её функции.
- 2. Предмет экономической науки.
- 3. Методология и методы экономических исследований
- 4. Экономические системы.
- 5. Экономические модели.
- 6. Хозяйственная деятельность и ее стадии
- 7. Объективные условия и противоречия экономического развития общества
- 8. Проблема безграничных потребностей общества и рационального использования ограниченных экономических ресурсов
- 9. Простое и расширенное воспроизводства
- 10. Деньги как категория товарного производства и их роль в экономике
- 11. Современная денежная система
- 12. Основы рыночного обмена.
- 13. Понятие рынка
- 14. Экономические законы рынка
- 15. Регулирование рыночных процессов
- 16. Преимущества и недостатки рыночной экономики
- 17. Виды, функции, механизм и инфраструктура рынка
- 18. Основные понятия собственности, её экономические и правовые аспекты.
- 19. Формы собственности и их влияние на эффективность хозяйственной деятельности
- 20. Разгосударствление и приватизация как основа развития рыночных отношений
- 21. Формирование и развитие рыночных отношений на современном этапе
- 1.2 Микроэкономика
- 1. Основы теории спроса и предложения
- 2. Законы спроса и предложения
- 3. Рыночное равновесие и его модели
- 4. Механизм формирования рыночной цены
- 5. Эластичность спроса и предложения по цене и доходу
- 6. Издержки производства, их сущность, структура и пути снижения
- 7. Факторы производства и теория предельной производительности
- 8. Факторные рынки и цены на ресурсы
- 9. Рынок труда и его характеристика
- 10. Цена и оплата труда.
- 11. Фирма и ее роль в рыночной экономике
- 12. Экономическое равновесие фирмы на конкурентном рынке
- 13. Формирование прибыли фирмы, ее источники и функции
- 14. Издержки фирмы
- 15. Планирование бизнеса
- 16. Показатели эффективности работы фирмы
- 17. Конкуренция и ее виды
- 18. Методы конкурентной борьбы
- 19. Рынок монополистической конкуренции
- 20. Монополия, рынок совершений конкуренции
- 21. Олигополия
- 22. Антимонопольная политика государства.
- 23.Экономика природных и сельскохозяйственных ресурсов
- 24. Рынок земли.
- 25. Цена земли
- 1.3 Макроэкономика
- 1. Макроэкономические цели.
- 2. Основные макроэкономические школы
- 3. Показатели функционирования национальной экономики, их взаимосвязь и методы исчисления
- 4. Структура национального рынка
- 5. Равновесие национального рынка и механизм его обеспечения
- 6. Система национального счетоводства и ее роль
- 7. Экономическое равновесие - частичное и общее
- 8. Экономический рост, его типы, темпы и модели
- 9. Инвестиции как фактор экономического роста, их источники, функциональная роль, направления использования
- 10. Совокупный спрос и совокупное предложение
- 11. Модели макроэкономического равновесия
- 12. Экономический цикл: содержание, фазы, типы
- 13. Государственное антициклическое регулирование
- 14. Инфляция: сущность, формы, причины, последствия
- 15. Антиинфляционная политика
- 16. Занятость и безработица: причины, виды, последствия, взаимосвязь с инфляцией
- 17. Доходы населения и их перераспределение
- 18. Социальная политика государства
- 19. Финансовая система и финансовая политика
- 20. Государственный бюджет и фискальная политика
- 21. Управление государственным долгом
- 22. Кредитно-денежная политика и ее инструменты
- 23. Финансовые активы: виды, характеристики, способы обращения
- 24. Рынок ценных бумаг
- 25. Фондовая биржа
- 26. Налоги: сущность, виды, формы, принципы налогообложения
- 27. Налоговая система рф
- 28. Современные реформы налогообложения
- 29. Функции государства в смешанной экономике
- 30. Бюджетно-налоговая политика и ее институты
- II Финансы. Деньги, кредит, банки
- 2.1 Финансы. Финансовая система
- 1. Экономическая сущность финансов
- 2. Функции финансов, их использование в кругообороте экономических ресурсов.
- 3. Финансовая система рф, её составляющие
- 5. Управление финансами, финансовое планирование и контроль
- 6. Бюджетное устройство и бюджетный процесс, структура доходов и расходов Государственного бюджета рф
- 7. Бюджетный федерализм
- 8. Финансы домохозяйств
- 9. Состав финансовых ресурсов предприятия и их источники
- 10. Финансовое обеспечение деятельности предприятия
- 11. Выручка от реализации
- 12. Балансовая прибыль, её формирование и распределение
- 13. Рентабельность
- 14. Оборотные средства предприятия, их формирование и использование
- 15. Инвестиционная деятельность предприятия
- 16. Финансовая устойчивость, ликвидность и платежеспособность предприятия
- 17. Основные средства предприятия и эффективность их использования
- 2.2 Денежно-кредитное обращение
- 1. Возникновение и сущность денег
- 2. Экономические теории денег
- 3. Денежное обращение: спрос на деньги, денежные агрегаты и предложение денег, баланс денежной массы, закон денежного обращения
- 4. Динамика национальной денежной массы
- 5. Денежные системы
- 6. Деньги в международных экономических отношениях
- 7. История и причины возникновения кредитных отношений
- 8. Сущность ссудного капитала и его источники
- 9. Кредитные ресурсы
- 10. Ссудный фонд
- 11. Финансовый рынок и его роль в формировании кредитных отношений
- 12. Ссудный капитал и ссудный процент
- 13. Формы и виды кредита
- 14. Функции кредита
- 15. Кредитные операции
- 16. Принципы, методы, объекты кредитования
- 17. Кредитный договор
- 18. Государственный кредит
- 19. Государственное регулирование кредитных отношений
- 2.3 Банковская система
- 1. Банковская система рф
- 2. Центральный банк России
- 3. Инструменты кредитной политики цб России
- 4. Коммерческие банки
- 5. Функции, операции и услуги коммерческих банков
- 6. Прибыль и рентабельность коммерческих банков
- 7. Виды специализированных небанковских учреждений
- 8. Участие банков в инвестиционной деятельности
- III Менеджмент
- 3.1 Теоретические основы менеджмента
- 1. Методологические основы менеджмента
- 2. Характерные черты, стадии менеджмента
- 3. Развитие менеджмента в прошлом
- 4. Перспективы развития теории и практики менеджмента
- 5. Принципы эффективного управления
- 6. Менеджмент как ресурсосберегающее управление
- 7. Цели, задачи и направления управленческой деятельности
- 8. Методология современного управления
- 9. Уровни и масштабы управления
- 10. Делегирование полномочий, обязанностей и распределение ответственности
- 11. Критерии оценки эффективности менеджмента
- 12. Особенности системного и ситуационного подходов
- 13. Управление по результатам
- 3.2 Менеджмент предприятия
- 1. Содержание и взаимосвязь функций планирования, организации, мотивации и контроля деятельности предприятия
- 2. Управление планированием деятельности предприятия
- 3. Стратегическое планирование в системе менеджмента
- 4. Регулирование и контроль в системе менеджмента
- 5. Выбор стратегии управления и прогноз его эффективности
- 6. Организационная структура управления предприятием
- 7. Объекты управления на предприятии и координация их деятельности
- 8. Организационные коммуникации
- 9. Научные методы подготовки и принятия решений
- 1.Коллективные методы обсуждения и принятия решений
- 2.Эвристические методы принятия решения.
- 3.Количественные методы принятия решений
- 10. Менеджер, его роль, функции и задачи
- 11. Имидж менеджера
- 12. Принципы, стили и методы управления
- 13. Архетипы управления
- 14. Модели поведения руководителй х, у, z
- 15. Персонал
- 16. Кадры предприятия
- 17. Состав и структура кадров
- 18. Система управления кадрами
- 19. Кадровая политика: содержание и эффективность
- 20. Системы и формы оплаты труда
- 21. Потребности, вознаграждения
- 22. Теории и практика мотивации
- 23. Коммуникации в организации, сущность, значение, эффект
- IV Мировая экономика
- 1. Понятие мирового хозяйства и мировой экономической системы
- 2. Международное разделение труда – основа формирования мирового хозяйства
- 3. Современные тенденции изменения конкурентоспособности
- 4. Теория сравнительных преимуществ
- 5. Основы международной торговли
- 6. Мировая торговля и её влияние на структуру внешней торговли
- 7. Оценка внешнеторгового оборота
- 8. Теория факторов Хекшера-Олина
- 9. Парадокс в. Леонтьева
- 10. Влияние факторов производства на структуру внешней торговли
- 11. Теорема Рыбчинского
- 12. Влияние технического прогресса на цикл жизни товара, структуру внешней торговли
- 13. Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности
- 14. Таможенные тарифы и нетарифные барьеры
- 15. Международная валютно-финансовая система
- 16. Международный кредитно-финансовый рынок
- 17. Миграция основных факторов производства: капитала, рабочей силы
- 18. «Добровольные» экспортные ограничения
- 19. «Новый» протекционизм, роль торговых союзов, зон свободной торговли
- V Экономика предприятий (организаций)
- 5.1 Предприятие как субъект хозяйствования и основы его деятельности
- 1. Предприятие как основное звено рыночного хозяйства
- 2. Цели функционирования предприятия, его организационно-правовые формы
- 3. Финансовая и материальная базы предприятий
- 4. Стратегия деятельности и товарная политика предприятия
- 5. Производственная и организационная структуры предприятия, организация управления производством
- 6. Планирование, прогнозирование и контроль деятельности предприятия
- 7. Издержки производства и оценка результатов деятельности
- 8. Стандартизация и сертификация продукции предприятия
- 9. Государственное, правовое и социально-экономическое регулирование деятельности и трудовых отношений на предприятии
- 5.2 Предпринимательство и предпринимательская деятельность
- 1. Сущность предпринимательства и основные черты предпринимательской деятельности
- 2. Цели, виды и формы организации предпринимательской деятельности
- 3. Субъекты предпринимательской деятельности
- 4. Мероприятия по повышению эффективности предпринимательской деятельности
- 5. Государственное, правовое и социально-экономическое регулирование предпринимательства
- 6. Современные формы и проблемы предпринимательской деятельности в России
- 7. Государственная поддержка деятельности малых предприятий
- VI Экономический анализ и финансовый учет
- 6.1 Основы экономического анализа
- 1. Сущность, цели экономического анализа
- 2. Методологические основы и методы экономического анализа
- 3. Текущий, оперативный и перспективный анализ, факторы роста эффективности производства
- 4. Финансовый анализ деятельности предприятия
- 5. Основы комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия
- 6. Сущность анализа, методы оценки финансового состояния
- 7. Основы маржинального анализа (анализа безубыточности)
- 8. Анализ рисков в хозяйственной и финансовой деятельности предприятия
- 6.2 Финансовый учет и бухгалтерская отчетность
- 1. Основы организации и содержание финансового учета на предприятии
- 2. Состав бухгалтерской отчетности
- 3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность как информационная база финансового анализа
- 4. Управленческий учет
- 5. Взаимосвязь финансового и управленческого учета