Тема 6. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации Вопросы
Структура генерального соглашения.
Перечень основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета, по которым проводятся консультации сторон.
Основные социально-экономические показатели мониторинга качества и уровня жизни населения.
Перечень конвенций МОТ.
Задание 1
Общеизвестно, что стратегия взаимодействия субъектов социального партнёрства определяется степенью совпадения их интересов. Главный интерес бизнеса : а) максимальное извлечение прибыли; б) достижение цели в условиях конкурентной борьбы. Интерес некоммерческих организаций : обеспечение прав граждан, эффективное решение социальных проблем. Интерес власти : а) институциональные реформы; б) повышение открытости экономики; в) антимонопольная политика; г) снижение ровня коррупции.
В какой мере генеральное трехстороннее соглашение уравновешивает эти интересы?
Задание 2
Используя распоряжение Правительства РФ от 1.09.2008 № 1273-р «О плане мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями проф-союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008 – 2010 годы», приведите примеры мероприятий (обязанностей) федеральных органов исполнительной власти по практической реализации Генерального соглашения
Содержание мероприятия
| Ответственный исполнитель | Срок исполнения | Пункт Генерального соглашения |
|
|
|
|
Мы, нижеподписавшиеся, полномочные представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации настоящее Генеральное соглашение (далее – Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне в 2008 – 2010 годах, и совместные действия Сторон по их реализации.
Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право граждан на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности на основе устойчивого развития экономики, повышения её конкурентоспособности и увеличения доходов организаций, роста производительности труда, стабильной занятости и гибкости рынка труда, безопасности рабочих мест, расширения возможностей профессионального и карьерного роста работников.
Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнёрства и служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне и региональных соглашений.
Стороны принимают на себя обязательства развивать взаимоотношения на основе принципов социального партнёрства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определённые Соглашением обязательства и договорённости.
ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ОБЩЕРОССИЙСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРОФСОЮЗОВ,
ОБЩЕРОССИЙСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА 2008 – 2010 ГОДЫ
I. Экономическая политика
Стороны считают, что в предстоящий период экономическая политика государства должна быть ориентирована на реализацию мер, обеспечивающих динамичное развитие и повышение конкурентоспособности национальной экономики на основе учёта долгосрочных стратегических интересов экономического развития, инвестиций в человеческий капитал, создания условий для самореализации граждан, повышения благосостояния населения, утверждения принципов открытой рыночной экономики, развития конкуренции на рынках товаров и услуг, обеспечения эффективной защиты прав собственности, повышения эффективности государственного управления. Стороны принимают на себя следующие обязательства:
1.1. Содействовать экономическому росту и повышению конкурентоспособности экономики, в том числе путём:
создания условий и стимулов для модернизации и диверсификации производства товаров и услуг;
внедрения эффективных механизмов стимулирования инвестиций и инноваций;
стимулирования энергосбережения, рационального использования природных ресурсов, способствующих технологической модернизации, повышению инвестиционного спроса, расширению ёмкости внутреннего рынка;
проведения структурных реформ и содействия модернизации отраслей экономики, в том числе оказывающих социальные услуги;
совершенствования нормативного правового регулирования, направленного на повышение эффективности функционирования особых экономических зон, развитие информационных технологий, формирование и функционирование государственных институтов развития (банков развития, Инвестиционного фонда, венчурных фондов с государственным участием);
реализации комплекса мер по поддержке приоритетных отраслей экономики, одновременно исключающих негативные последствия реализации этих мер для других отраслей;
учёта интересов Сторон Соглашения при выработке позиции Российской Федерации на многосторонних торговых переговорах в рамках Всемирной торговой организации;
повышения эффективности государственного управления с целью устранения административных барьеров, поддержки устойчивого долгосрочного развития.
1.2. Обеспечить в предстоящий период:
переход на долгосрочное (5 – 20 лет) прогнозирование социально-экономического развития, включая прогноз развития трудовых ресурсов, существенное повышение качества прогнозирования;
подготовку законопроекта по вопросам государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации;
проведение консультаций Сторон по основным параметрам концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу и программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
обсуждение в рамках Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – Комиссия) хода реализации приоритетных национальных проектов и осуществление контроля за эффективным использованием средств, выделяемых из федерального бюджета на их реализацию.
1.3. Определить и реализовать меры, направленные на повышение уровня защиты конкуренции и прав собственности, в том числе подготовить предложения по внесению изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции", учитывающие правоприменительную практику, необходимость обеспечения эффективного баланса между экономически целесообразной концентрацией бизнеса и созданием среды для равной и справедливой конкуренции.
1.4. Реализовать меры в сфере проведения налоговой политики, обеспечивающие снижение налогового бремени на экономику, повышение стимулирующей функции налоговой системы в целях расширения экономической деятельности, диверсификации экономики и её перехода на инновационный путь развития, в том числе меры, направленные:
на повышение качества администрирования налога на добавленную стоимость (НДС) и упорядочение ситуации с его возмещением из бюджета при применении нулевой налоговой ставки, оптимизацию перечня операций, подлежащих освобождению от налогообложения НДС;
введение института консолидированной налоговой отчётности при исчислении налога на прибыль организаций, применение нулевой ставки налога на прибыль организаций при получении дивидендов российскими лицами, применение повышающих коэффициентов в отношении основных фондов, используемых для осуществления научно-технической деятельности в целях стимулирования инновационной деятельности в экономике.
Провести в Комиссии консультации о внесении изменений в налоговое законодательство по вопросам снижения ставки НДС с возможностью её унификации, введения отсрочки по уплате НДС для вновь вводимых производств, решения проблемы налогообложения НДС авансов.
Рассмотреть в Комиссии предложения по внесению изменений в налоговое законодательство, направленных на создание благоприятного налогового климата для создаваемых производств, в том числе по предоставлению "налоговых каникул" по налогам на прибыль и на имущество организаций.
Стороны признают, что налогообложение фонда оплаты труда должно увязываться с реформой системы социального, медицинского и пенсионного страхования.
Стороны считают необходимым продолжить повышение размеров установленных законодательством Российской Федерации социальных налоговых вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц, а также разработать предложения по введению дополнительных социальных налоговых вычетов, направленных на улучшение демографической ситуации в стране.
Стороны обязуются предварительно и в приоритетном порядке рассматривать в Комиссии подготавливаемые Правительством Российской Федерации законопроекты и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения юридических и физических лиц.
1.5. Реализовать меры, содействующие преодолению технологического отставания и ускоренному обновлению основных фондов, в том числе меры, направленные:
на разработку концепции совершенствования амортизационной политики и законопроекта по вопросам формирования и проведения амортизационной политики в Российской Федерации, рассмотрев при этом возможность переоценки основных фондов для целей налогообложения;
пересмотр сроков полезного использования основных фондов и состава амортизационных групп, а также размера амортизационной премии для отдельных амортизационных групп с учётом приоритетов экономического развития.
1.6. Осуществить меры, направленные на укрепление финансовой системы, развитие финансовых институтов, в том числе меры, обеспечивающие:
создание условий для аккумулирования и трансформации имеющихся в экономике сбережений в инвестиции, прежде всего в долгосрочные, привлечения крупных средств из зарубежных источников, повышения уровня капитализации банковской системы;
внедрение новых инструментов рефинансирования, развитие систем поручительства и гарантий, безналичных платёжных систем;
совершенствование банковского надзора, защиты прав кредиторов; соблюдение равенства условий конкуренции между кредитными институтами различных форм собственности;
ускорение перехода на международные стандарты финансового учёта, расчёта капитала, оценки рисков.
1.7. При формировании и проведении государственной тарифной политики в сфере естественных монополий разработать и реализовать меры, направленные:
на поэтапное сокращение перекрёстного субсидирования в рамках формирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также на соответствующие услуги с учётом развития рыночных отношений в естественных монополиях и предупреждение возможных негативных последствий ликвидации перекрестного субсидирования;
содействие расширению сектора рыночной торговли в регулируемых государством видах экономической деятельности и зоны рыночного ценообразования, определение долгосрочной ценовой политики естественных монополий, в первую очередь в отношении цен на газ.
Стороны принимают на себя обязательства:
проводить в Комиссии консультации по вопросам установления предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) отраслей естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства; по вопросам, связанным с социальными последствиями проведения реформ в сфере естественных монополий и в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также с осуществлением мер по адресной социальной поддержке низкодоходных групп населения;
рассматривать в Комиссии вопросы о государственном контроле соблюдения установленных цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, предельных индексах изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, а также о реализации комплекса мер по повышению эффективности рыночных механизмов регулирования цен на нефтепродукты на внутреннем рынке.
1.8. Совершенствовать нормативную правовую базу и осуществлять мероприятия, направленные на рациональное использование и охрану природных ресурсов, предотвращение расхищения и бесконтрольной торговли природными ресурсами, в том числе лесосырьевыми, рыбными и другими ресурсами, минимизацию негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и сокращение выбросов парниковых газов.
1.9. Реализовать дополнительные меры, направленные на формирование отечественной системы технического регулирования. В этих целях Стороны обязуются:
подготовить предложения о внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" в целях его гармонизации с международными нормами;
осуществить меры по активизации работы в сфере национальной и международной стандартизации путём привлечения представителей организаций к работе в технических комитетах, а также меры по созданию национальной системы аккредитации, интегрированной в международную систему аккредитации;
организовать в установленном порядке проведение публичных обсуждений проектов технических регламентов, предусмотренных Программой разработки технических регламентов.
1.10. Содействовать дальнейшему развитию малого предпринимательства, в том числе путём совершенствования законодательной базы по вопросам налогообложения малых предприятий, улучшения налогового администрирования, обеспечения доступа к нежилым помещениям, а также расширения государственной поддержки малого предпринимательства, включая развитие финансово-кредитной поддержки конкурентоспособности малых предприятий.
1.11. В области бюджетной политики:
проводить в Комиссии консультации по основным социальным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета (в соответствии с согласованным Сторонами перечнем показателей согласно приложению №1);
учитывать при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете обязательства, предусмотренные Соглашением, и предложения Комиссии, требующие финансирования из федерального бюджета;
разработать механизм выделения из федерального бюджета на основании коллективных договоров средств для проведения культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы среди федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений, федеральных органов исполнительной власти, иных исполнительных органов.
1.12. Провести мониторинг финансового состояния стратегических организаций и их платёжеспособности, в случае необходимости разработать и реализовать предложения по социальной поддержке работников указанных организаций.
- Экономико-правовое регулирование социально-трудовых отношений
- 680042, Г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, хгаэп, риц Содержание
- Введение
- Практические занятия
- Тема 1. Правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно-связанных отношений нормами трудового законодательства Вопросы
- Т рудовое правоотношение (ст.15)
- Тема 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений. Основные принципы социального партнёрства Вопросы
- Тема 3. Представительство интересов работников профсоюзами. Права и гарантии деятельности профсоюзов Вопросы
- Федеральный закон «о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 08.12.1995 г. (извлечение)
- Тема 4. Органы социального партнёрства Вопросы
- Федеральный закон «о российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1.05.1999г. (извлечение)
- Тема 5. Объединения работодателей как субъект социального партнёрства Вопросы
- Федеральный закон «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 года №156-фз (извлечение)
- Тема 6. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации Вопросы
- II. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения
- III. Развитие рынка труда и содействие занятости населения
- IV. Социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы
- V. Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность
- VI. Социально-экономические проблемы развития северных регионов России
- VII. Социальное партнёрство и координация действий Сторон Соглашения
- Тема 7. Социальное партнёрство на уровне субъекта Российской Федерации. Закон Хабаровского края о социальном партнёрстве в сфере труда Вопросы
- Тема 8. Соглашения о социальном партнёрстве на отраслевом уровне Вопросы
- Федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2009-2012 годы (извлечение) Прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости
- 24 Декабря 2009 г.
- 3.2. Оплата труда
- 3.3. Занятость и переподготовка кадров.
- Тема 9. Социально-трудовое партнёрство на территориальном уровне Вопросы
- Раздел I. Развитие отраслей экономики, предпринимательства и обеспечение занятости населения.
- Раздел II. Оплата труда.
- Тема 10. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров. Социальное партнёрство в сфере охраны труда Вопросы
- Образец протокола трудового арбитража
- Тема 11. Трудовой договор. Общие положения. Заключение трудового договора. Изменение трудового договора Вопросы
- Тема 12. Прекращение трудового договора Вопросы
- Тема 13. Рабочее время и время отдыха Вопросы
- Тема 14. Оплаты труда. Оплата труда в случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных условий Вопросы
- Консультация к теме Расчёт среднего заработка для оплаты ежегодного отпуска
- Тема 15. Гарантии и компенсации Вопросы
- Тема 16. Дисциплина труда. Трудовой распорядок Вопросы
- Тема 17. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников Вопросы
- Тема 18. Материальная ответственность сторон трудового договора Вопросы
- Тема 19. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников Вопросы
- Тема 20. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права Вопросы
- Тема 21. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права Вопросы
- Статья 143. Нарушение правил охраны труда
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечение)
- Нормативные документы