logo
ЗАРУБИНА_МЕТОД

Тема 7. Социальное партнёрство на уровне субъекта Российской Федерации. Закон Хабаровского края о социальном партнёрстве в сфере труда Вопросы

  1. Закон Хабаровского края о социальном партнёрстве в сфере труда:

    1. основные понятия и термины; правовая основа регулирования социально-трудовых отношений в крае, принципы;

    2. орган социального партнёрства : трёхстороння комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в крае; координатор трехсторонней комиссии; член трехсторонней комиссии; секретариат трёхсторонней комиссии.

  2. Виды соглашений. Краевое трёхстороннее соглашение:

    1. полномочия на ведение коллективных переговоров и подписания соглашения;

    2. уведомительная регистрация соглашений;

    3. ведение коллективных переговоров;

    4. ответственность сторон соглашений; ответственность должностных лиц правительства края, администраций городов и районов, лиц, представляющих работодателя и должностных лиц профсоюзов.

  3. Другие органы системы регулирования социально-трудовых отношений в крае:

    1. краевые, межотраслевые, отраслевые, профессиональные соглашения; территориальные соглашения; присоединение к соглашениям.

Задание 1

В субъекте РФ была создана трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, которая разработала проект регионального соглашения о минимальной заработной плате в субъекте. После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ предложил работодателям субъекта, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Работодатели отказались от присоединения к соглашению.

Какие правовые последствия возникают для работодателей не присоединившихся к соглашению?

Задание 2

Секретарь трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Красноярском крае высказала совё мнение о разработке проекта соглашения. «Во время работы над проектом соглашения необходимо рассмотреть немало вопросов, причём каждая сторона пытается выдержать свою правовую позицию. Один из самых проблемных пунктов соглашения – это раздел повышения уровня доходов, регламентирующий уровень заработной платы, льготы, гарантии, и прочие подобные вопросы. По данному пункту профсоюзы готовы рьяно спорить: они пытаются заложить максимальную индексацию заработной платы, потребительскую корзину и прочее. Профсоюзы зачастую не могут сойтись во мнении с работодателями по вопросу заработной платы во внебюджетном секторе экономики или с администрацией – о заработной плате в бюджетной сфере. Ведь администрация для бюджетников – тот же работодатель. Не менее острые вопросы – это охрана труда и аттестация рабочих мест. Рабочая группа вынуждена собираться многократно (при принятии действующего Соглашения рабочая группа встречалась около пятнадцати раз), потому что когда встаёт спорный вопрос, стороны вынуждены расходиться и советоваться. Однако, несмотря на сторону полемики, Соглашение должно быть подписано для принятия краевого бюджета, так как в соглашении присутствует ряд обязательств, которые влекут за собой опредёленные бюджетные расходы».

Как должен решиться спор по вопросу заключения Соглашения?

Задание 3

Инспектор федеральной инспекции труда осуществляя проверку соблюдения трудового законодательства в коммерческой организации установил, что месячная заработная плата работников в организации ниже, чем минимальная заработная плата, установленная в Региональном соглашении о минимальной заработной плате.

Ответьте, какие правовые последствия возникают для руководителя и работников данной организации?

СОГЛАШЕНИЕ

О МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ МЕЖДУ ХАБАРОВСКИМ КРАЕВЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ, РЕГИОНАЛЬНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ "СОЮЗ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ" И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ (заключено 29.01.2009)

Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов, регионального объединения работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" и Правительства Хабаровского края, совместно именуемые "стороны", принимая во внимание задачу, поставленную Правительством Российской Федерации о повышении минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума, руководствуясь Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда", Законом Хабаровского края "О социальном партнёрстве в сфере труда", заключили Соглашение о минимальной заработной плате в Хабаровском крае (далее – Соглашение).

Стороны договорились:

1. Установить на территории Хабаровского края минимальную заработную плату с 1 января 2009 года в сумме 5629 рублей.

2. Соглашение распространяется на работодателей – юридических лиц (организации) и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Хабаровского края, в порядке, установленном статьёй 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета.

3. Контроль за выполнением Соглашения осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

4. Соглашение подлежит опубликованию в общественно-политической газете "Тихоокеанская звезда".

5. Соглашение составлено в трёх экземплярах, имеющих одинаковую (равную) юридическую силу, по одному для каждой стороны.

От Правительства Хабаровского края – Губернатор края, Председатель Правительства края В.И. Ишаев. От Хабаровского краевого объединения организаций профсоюзов - председатель объединения В.П. Корякин. От регионального объединения работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" – председатель объединения, генеральный директор ОАО "КнААПО" А.И. Пекарш.

ПОРЯДОК УВЕДОМИТЕЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ДОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ

(УТВЕРЖДЁН Постановлением Губернатора края от 06 декабря 2005 г. №246)

1. Коллективный договор (соглашение) с приложениями, подписанный полномочными представителями сторон, должен быть прошит, пронумерован, заверен печатью и в установленный Трудовым кодексом Российской Федерации срок в трёх экземплярах направлен для уведомительной регистрации в управление оплаты труда и социального партнёрства министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края (далее – управление оплаты труда и социального партнёрства) по адресу: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 39а (тел. 29-39-90).

2. Коллективный договор (соглашение) направляется с сопроводительным письмом, в котором указываются:

- полное наименование организации, её юридический адрес;

- фамилия, имя, отчество полномочных представителей сторон и их телефоны (при наличии);

- организационно-правовая форма собственности организации;

- фактическая численность работников;

- дата заключения и срок действия договора (соглашения);

- тарифная ставка первого разряда рабочего основной профессии или минимальный размер оплаты труда в организации.

3. Уведомительная регистрация – выявление условий коллективных договоров (соглашений), ухудшающих положение работников по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами, осуществляется управлением оплаты труда и социального партнёрства в двухнедельный срок со дня поступления на регистрацию.

4. На титульных листах каждого экземпляра коллективного договора (соглашения), прошедшего уведомительную регистрацию, проставляется штамп установленного образца с указанием регистрационного номера, даты регистрации и количества листов с замечаниями и предложениями управления оплаты труда и социального партнёрства.

5. Два экземпляра зарегистрированного коллективного договора (соглашения) с замечаниями и предложениями управления оплаты труда и социального партнерства направляются сторонам, его заключившим, в адрес работодателя. Третий (контрольный) экземпляр коллективного договора (соглашения) хранится в управлении оплаты труда и социального партнёрства соответственно сроку его действия, но не более трёх лет.

6. Изменения и дополнения, внесенные сторонами в коллективный договор (соглашение), регистрируются в управлении оплаты труда и социального партнёрства в соответствии с настоящим Порядком.