Вы – лидер
Для того чтобы решать свои задачи, вести предприятие к намеченной цели, вы должны обладать властью. Власть – это реальная возможность управлять людьми, влиять на них. Под управлением здесь понимается целенаправленное воздействие, а под влиянием – такое поведение одного из членов организации, которое вносит изменения в поведение другого.
Итак, власть нужна менеджеру для достижения целей организации, выстраивания поведения персонала в нужном для этого направлении.
Основаниями для получения власти одними и подчинения ей других могут быть:
закон– когда власть основана на требованиях нормативных документов: законов, указов, постановлений, приказов и т. п.;
принуждение– власть базируется на страхе, боязни репрессий;
убеждение– подчиняющийся делает это исходя из воспринятых им внутренних побуждений и установок;
вознаграждение– за подчинение полагаются материальные или духовные блага;
знания– носитель власти обладает сведениями, необходимыми подчиняющемуся;
подражание– подчинение вызвано тем, что подчиняются другие («стадное» чувство);
участие– человек желает участвовать в делах, осуществляемых носителем власти;
традиции– подчинение связано с существующими в данной среде обычаями (подчинение старшим по возрасту, женщин – мужчинам и т. д.);
харизма– подчинение основано на доверии, симпатии, вызванной личными качествами руководителя или лидера;
вера– человек руководствуется не рациональными мотивами, а безоговорочным внутренним убеждением в том, что так надо, ибо носителю власти и влияния «виднее» (религиозная вера, вера во врача, в авторитеты).
Власть проявляется через руководство и лидерство. При руководствевласть реализуется через формальные, официально закрепленные иерархические структуры, действующие по определенным правилам. В случаелидерствавласть и влияние основываются не только на отношениях формальной подчиненности, но и на личных качествах лидера.
Если ты начальник, будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя: не останавливай его прежде, чем он не облегчит свою душу от того, что хотел сказать тебе.
«ПОУЧЕНИЕ ПТАХХОТЕПА», книга, написанная около 4 тыс. лет тому назад
Термин «руководство» часто используется как синоним понятия «управление». Так, можно говорить «управление организацией» и «руководство организацией», а вот «руководство станком» невозможно – только «управление». Дело в том, что понятие управления связано с объектом любой природы (предприятием, техническим устройством, живым организмом), а под руководством понимается управление только «живым» объектом – человеком, коллективом.
Основные направления деятельности руководителя организации можно представить следующим образом.
1. В сфере управления организацией:
• постановка целей и задач;
• прогнозирование и планирование;
• выработка и принятие решений;
• делегирование полномочий;
• административное руководство;
• координация и регулирование деятельности;
• учет, анализ;
• связи с общественностью.
2. В организационной сфере:
• разработка организационной структуры;
• установление организационных связей;
• определение должностных обязанностей;
• расстановка кадров;
• контроль.
3. В сфере производства товаров и услуг:
• оснащение производства;
• организация производственного процесса;
• применение передовых технологий;
• обеспечение надлежащего состояния основных фондов;
• поддержание трудовой дисциплины;
• обеспечение материально‑технического снабжения;
• обеспечение бесперебойной работы транспорта.
4. В экономической сфере:
• финансирование;
• кредитование;
• инновации;
• стимулирование;
• маркетинг;
• коммерческая деятельность;
• ценообразование;
• капитальное строительство;
• внешнеэкономическая деятельность.
5. В социальной сфере:
• изучение и направленное использование мотивации к труду;
• формирование благоприятного климата в трудовом коллективе;
• социально‑экономическое планирование развития трудового коллектива;
• активизация персонала;
• поддержка работников;
• разрешение конфликтов.
Руководство,как всякая осмысленная деятельность, имеет свою технологию, свои правила. Вот некоторые из них, способные в определенных ситуациях поднять авторитет руководителя и сделать руководство более эффективным:
• вовлечение подчиненных в управленческий процесс;
• отказ от персонификации управления: распоряжения отдаются не от лица руководителя, а от имени организации;
• расширение и усиление должностных полномочий;
• мягкость в отношениях с подчиненными;
• проявление жесткости как крайняя мера;
• прощение ошибок;
• открытость;
• демократичность – как приглашение к участию в управлении;
• закрытость – как демонстрация обособленности и силы власти;
• сообщение подчиненным дополнительной информации – как жест доверия;
• готовность отказаться от непродуманных и непопулярных мер;
• непрерывность и последовательность управленческих воздействий.
Один из самых удачливых и высокооплачиваемых американских менеджеров ЧАРЛЬЗ ШВАБ (его зарплата составляла $1 млн в год) заготовил для себя следующую могильную надпись: «Здесь покоится человек, знавший, как собрать вокруг себя людей, которые были умнее его самого».
Некоторые из приведенных приемов противоречат друг другу. Это объясняется тем, что руководство – диалектический процесс, которому противоречия присущи органически. Искусство руководителя заключается в том, чтобы избранный им прием (сочетание приемов) соответствовал обстановке и целям организации.
Поскольку лидерство, в отличие от руководства, при завоевании и осуществлении власти выдвигает на первый план неформальные мотивы, технология и правила лидерствасущественно отличаются от вышеизложенных:
• на первый план выходят личные качества лидера: профессиональные знания, деловые способности, поведение, моральный облик и т. д.;
• распоряжения не носят категорической формы;
• устанавливаются более тесные (не только служебные) контакты лидера с ведомыми;
• снижается роль формальных наказаний и поощрений;
• во многих случаях вместо приказаний даются рекомендации;
• широко практикуется участие ведомых в выполнении управленческих функций;
• возрастает вес моральных стимулов;
• подчиненные получают более полную информацию;
• многие решения принимаются коллегиально;
• практикуется обсуждение с подчиненными всевозможных проблем организации;
• увеличивается значение социально‑психологических методов менеджмента;
• усиливается роль трудового коллектива и его руководящих органов в управлении организацией;
• возрастает значение «человеческого фактора» в управлении;
• в большей степени просматривается связь управления с текущей ситуацией: роль лидера усиливается во времена кризисов организации, чрезвычайных обстоятельств и при иных анологичных ситуациях.
- Владимир Абчук
- Шаг 1‑й Для чего мне это нужно с чего это вдруг?
- Способен ли я?
- Необходимые качества
- Смотрим в будущее
- Выбираем бизнес
- Шаг 2‑й Родовые муки Обзаводимся имуществом
- Что дает вам право собственности
- Как юридически оформить предприятие
- Что такое физическое и юридическое лицо
- Ваша организация
- Закрытое акционерное общество
- Общество с ограниченной ответственностью
- Производственный кооператив
- Ваш статус – «малый предприниматель»
- Устав предприятия
- Учреждаем и регистрируем малое предприятие как юридическое лицо
- Особенности малых предприятий – юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица
- Получаем лицензии и разрешения
- Шаг 3‑й От потребностей людей к моей прибыли Кому я нужен со своим Предприятием?
- Что предпринимает предприниматель?
- Великое изобретение человечества
- Ваш компас – маркетинг
- Наука предпринимательства
- Потребитель – прибыль
- Ваша главная проблема
- Шаг 4‑й Ваша надежда и опора Осматриваетесь, ищете поддержку
- Категории малых предприятий, нуждающиеся в поддержке
- Специальные программы государственной поддержки малого предпринимательства
- Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства
- Приобретение оборудования в лизинг
- Сертификация продукции, работ, услуг
- Приоритетные направления деятельности малого бизнеса
- Государство вам поможет
- Чем новее, тем лучше
- Не всякое новшество – инновация
- Немного об инновационном проектировании
- Капитализм – это учет
- Ваши помощники‑соседи
- Бизнес‑центры и бизнес‑инкубаторы
- Шаг 5‑й Ваши кормильцы Его величество Потребитель
- Изучаете рынок
- Психология покупателя
- Решение о покупке
- Создаете ходовой товар
- Даешь качество
- Качество со всех сторон
- Экспертиза качества
- Управление качеством
- Путь к прилавку
- Перевозите товар
- Жизнь и смерть товара
- Явление конкурента
- Что станет делать конкурент?
- Измерение возможных успехов и неудач
- Шаг 6‑й Заключаем необходимые договоры Договорные обязательства
- Лизинг (финансовая аренда)
- Франчайзинг (коммерческая концессия)
- Комиссия
- Факторинг
- Шаг 7‑й Берем и выплачиваем кредиты Урок кредитования
- Обеспечение кредита. Ипотека. Поручительство
- Банковские премудрости
- Формы кредита. Кредитный договор
- Риск кредитования
- Шаг 8‑й Покупаем‑продаем Пробиваемся на рынок
- Сегментируем рынок
- Выбираем целевые сегменты
- Позиционируем товар на рынке
- Назначаем цены
- Цена и условия поставки
- Мы за ценой не постоим
- Стратегия цен
- Оцениваем свои услуги
- Проблема «свободных мест»
- Торгуем оптом
- Торгуем в розницу
- Торговля на дому. Многоуровневый сетевой маркетинг
- Закупка. Поставка. Продажа. Договоры. Контракты
- Товарный ассортимент и товарная номенклатура
- Двигатель торговли
- Вас должны знать
- Презентация
- Стимулирование продаж
- Шаг 9‑й Не дай себе засохнуть Придется рисковать
- Три причины риска
- Как рискуют американцы
- Право на риск
- В дружбе с юристом
- Плата за страх
- Не дай бог…
- 1. Складской учет:
- 2. Гибкий механизм ценообразования:
- 3. Автоматизация оптовой торговли:
- 4. Автоматизация розничной торговли:
- Шаг 10‑й Ваш коллектив Вы – руководитель
- Смотрим в будущее
- Организуем работу
- За какие коврижки?
- И слабым манием руки…
- На посту
- Методы «пряника»
- Методы «кнута»
- Вы – лидер
- Работаем с людьми
- Не бойтесь конфликтов
- Над схваткой
- 3. В. Маяковский, русский поэт
- Набираемся опыта
- Шаг 11‑й Простая бухгалтерия Где взять деньги
- Деньги и риск
- Деньги должны работать
- Сроки финансирования
- Читаем баланс
- Считаем прибыль
- Следим за показателями
- Оценка коэффициентов, характеризующих показатели хозяйственно‑финансовой деятельности предприятия
- Платим налоги
- Шаг 12‑й Ваше будущее: бизнес‑планы Предвидим будущее
- Предвидение. Предсказание. Прогнозирование
- Ваш прорицатель – прогностика
- Первый бизнес‑план
- Приложение Малое предприятие № 1
- Малое предприятие № 2
- Малое предприятие № 3
- Чтобы получить инвестиции под бизнес‑план…