91. Государственное регулирование в переходной экономике
В переходный период государство изменяет свое положение в экономике и обретает новые функции.
Роль государственного регулирования экономики
Система государственного регулирования в переходной экономике характеризуется двумя определяющими тенденциями. Во-первых, происходит либерализация экономики, которая сводится к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Во-вторых, совершается переход от преимущественно административных методов государственного регулирования (путем предписаний, запретов, ограничений) к экономическим (через денежно-кредитную и бюджетно-налоговую системы).
В переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в развитом рыночном хозяйстве. Это обусловлено следующими причинами. Прежде всего, переход от административно-командной системы к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся на этапе индустриального общества. Государство должно активно участвовать в формировании рыночных институтов, особенно в выработке правил хозяйственной деятельности и контролировать их выполнение. Далее, в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности, поэтому государству приходится активно вмешиваться в экономические процессы.
Функции государственного регулирования экономики
В переходной экономике преобладают две группы регулирующих функций государства.
Первая группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной рыночной системе:
обеспечение институционально-правовой основы деятельности экономических агентов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, отношений работников и работодателей и т.д.);
ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного поведения (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, в ряде случаев организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского обслуживания и т.д.);
поддержание нормального функционирования национальной экономики (обеспечение условий долгосрочного экономического роста, сглаживание циклических колебаний, структурная перестройка т.д.).
Вторая группа включает функции, связанные с формированием рыночных отношений:
разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики;
демонополизация и поощрение конкуренции;
приватизация государственной собственности и поощрение частного сектора.
Кроме того, в течение определенного периода государство вынуждено брать на себя отдельные функции, которые в развитой рыночной системе обычно выполняют другие экономические агенты (мобилизация финансовых ресурсов для инвестиций и др.).
Средства государственного регулирования экономики
Регулирующие функции государства осуществляются посредством административных и экономических средств. В начале переходного периода происходит разрушение или трансформация системы административно-командных средств управления: отменяются или сокращаются поставки по централизованным планам; предприятиям предоставляется свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей; ликвидируется государственная монополия внешней торговли.
Однако административные средства продолжают применяться в ряде областей. Во-первых, государство на начальном этапе перехода к рынку зачастую сохраняет административный контроль над ценами и тарифами на социально значимые товары и услуги. Во-вторых, административные методы регулирования используются как средство антимонопольной политики (государство вмешивается в деятельность естественных монополий, включая установление цен на их товары и услуги). В-третьих, административные средства применяются для регулирования внешнеэкономической деятельности (количественные ограничения и лицензирование экспорта и импорта).
По мере усиления рыночных механизмов возрастает значение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики и присущих им методов регулирования экономики.
Институты государственного регулирования переходной экономики
В переходной экономике происходит трансформация институтов государственного регулирования. Государство отходит от непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления — министерств и ведомств. Директивное планирование трансформируется в социально-экономическое прогнозирование. Бюджетное и налоговое регулирование становится прерогативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование, Возникают специфические для переходного периода институты — ведомства по приватизации и антимонопольному регулированию.
- Особенности экономико - геополитического положения России
- Национальное богатство России
- Природно-ресурсный потенциал России
- 4 Вопрос. Исторические факторы развития российской экономики
- 5) Климатические ресурсы России
- 6) Водные ресурсы России
- 7) Минеральные ресурсы России
- 4,11, 12) Исторические факторы развития экономики ( три вопроса в одном- материала нет
- 8) Земельные ресурсы России
- 9) Человеческий потенциал России
- Топливно-энергетический комплекс
- 13. Численность населения и его воспроизводство.
- 14. Влияние миграционных процессов на экономику страны.
- 15. Трудовые ресурсы России.
- 16. Труд и занятость в сельском хозяйстве.
- 17.Труд и занятость на производственных предприятиях
- 18.Нестандартная занятость и Российский рынок труда
- 19. Этническая миграция: проблемы и перспективы
- 20. Миграция: формы и виды
- 21. Принудительная миграцияи ее применение
- 22.Миграционные процессы в России в XX веке
- 23.Миграционные процессы в России в XIX веке
- 24.Миграционные процессы в России в IX-XIX вв
- 25. Проблемы демографического взрыва в росссии.
- 26. Современные тенденции демографической политики россии
- 27. Динамика общественного производства
- 28. Базовые отрасли российской экономики
- 29. Сельское хозяйство России
- 30. Научно-технический потенциал россии
- 31. Топливно-энергетический комплекс россии
- 32. Характеристика отраслей легкой промышленности
- 34. Общая характеристика базовых отраслей тяжёлой промышленности
- 35. Отрасли народного хозяйства как основа экономической системы
- 36. История возникновения тэк в России
- 37.Отрасли специализации Российской экономики
- 38.Оценка инвестиционной привлекательности тэк России
- 39.Пути подъема апк России
- 40.Место Российской экономики в международной экономической системе
- 41.Участие России в международном разделении труда
- 42.Влияние современных мировых тенденций на масштабы внешнеторговых операций России
- 43.Оценка инвестиционного климата России
- 44.Россия и внешнеторговая организация : проблемы и перспективы Проблемы вэо России
- Перспективы развития вэо России
- 45.Структура современного экспорта и импорта товаров легкой промышленности
- 46.Влияние вступления России в вто положительные и отрицательные стороны
- 47.Российские регионы на мировой арене
- 48.Современная структура российского экспорта промышленных товаров
- 54 Проблема перехода России от плановой к рыночной экономике
- 57 Проблема перехода России от плановой к рыночной экономике
- 58 Приватизация: цели, формы, методы, результаты
- 59 Аграрная реформа, собственность на землю, ее формы
- 60 Реформа жилищно-коммунального хозяйства России
- 62.Рынок капитала
- 64 Вопрос.
- 65 Вопрос.
- 66 Вопрос. Становление и развития валютного рынка в России.
- 67 Вопрос. Этапы развития фондовогорынкавРоссии
- 68.Особенности становления рынка капитала
- 69.Фондовый валютный рынки России:особеность развития.
- 70 Вопрос и 63 одинаковые!
- 71.Фондовые биржи России
- 72 Вопрос. Возникновение новых типов хоз.Субъектов
- 73. Реформирование предприятий, формы адаптации к рыночным условиям
- 74. Государственное предпринимательство
- 75. Развитие частных предприятий
- 78. Влияние государства на развитие свободных экономических зон
- 79. Малый бизнес и теневая экономика
- 80. Частный бизнес в современных рыночных условиях
- 81. Государственное регулирование частной хозяйственной инициативы
- 82. Основные показатели уровня и качества жизни населения
- 83. Денежные доходы населения: динамика и структура
- 84. Социальная дифференциация в переходной экономике России
- 85. Качество жизни населения страны в 90-ых годах
- 86. Проблема подоходной дифференциации российского общества
- 87. Проблема бедности
- 88. Проблема формирования социальной сферы в России
- 89. Пенсионные реформы России
- 90. Реформа жилищно-коммунального хозяйства
- 91. Государственное регулирование в переходной экономике
- 92. Государственное регулирование свободных экономических зон в России
- 93. Государственная нагрузка на экономику страны
- 94. Эволюция системы государственного регулирования экономики России
- 95. Российская модель государственного регулирования экономики
- 96. Основные тенденции государственного регулирования экономики в современных условиях
- 109.Становление государственного федерализма
- 110.Государственный бюджет России и его структура
- Структура бюджета
- 111.Бюджет субъектов рф и его структура
- 112.Местные бюджеты и их структура
- Структура местных бюджетов
- 113.Налог на добавленную стоимость в структуре налогов российской экономики
- 114.Специфика формирования региональных бюджетов
- 115.Внешний долг России и проблемы его обслуживания
- 116.Внутренний долг России и проблемы его обслуживания
- 117.Налоговая система России и ее структура
- 118.Экономико-географическое положение Урала
- 119.Отраслевая промышленного и сельскохозяйственного производства Уральского экономического района
- 120.Население и трудовые ресурсы Уральского региона
- 117.Состав и структура налоговой системы рф
- 118. Экономико-географическое положение урала
- 119 Отраслевая структура промышленности и сельскохозяйственного производства уральского экономического района
- 120. Население и трудовые ресурсы
- 122. Влияние современных мировых тенденций на экономику Урала
- Промышленность
- Сельское хозяйство
- Транспорт
- 126. Экологические проблемы и их структура
- 127. Мировые экологические проблемы