logo
ekzamen

85. Качество жизни населения страны в 90-ых годах

Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских цен и снижение доходов населения. По отношению к 1990 г. платные услуги населения составили в 1993 г. 39%, а покупательная способность денежных сбережений – 97%. С 1990 по 1993 гг. дефлятор валового внутреннего продукта вырос в 410 раз. В январе-июле 1992 г. Федеральная служба занятости зафиксировала 1281,7 тыс. неработающих граждан, из них 71% составляли женщины. По оценке других экспертов, численность безработных составляла: в 1992 г. – 3594 тыс. человек, в 1993 г. – 4120 тыс., в 1994 г. – 5300 тыс. Несмотря на существенное расхождение в цифрах, налицо динамика роста безработицы. Рост безработицы повлек за собой изменение динамики преступности. Так, если в 1986 г. в России зарегистрировано 1 338 424 преступления, то в 1991 г. эта цифра составила 2 173 074 (по другим источникам, в 1991 г. – 2173,1 тыс. преступлений, в 1992 г. – 2760,7 тыс., в 1993 г. – 2799,6).

В конце 80-х гг. в России появляются беженцы – лица, которые вынуждены покинуть места постоянного проживания вследствие совершенного в отношении них насилия или преследования по признаку национальной принадлежности, вероисповедания, политических убеждений. На территории России в 1989 г. появляются беженцы из Узбекистана – более 20 тыс. турок-месхетинцев. К 1992 г. в Российской Федерации зарегистрировано 222 тыс. беженцев из стран Закавказья, Средней Азии, Балтии. Вынужденная миграция населения привела к осложнению социально-экономической и политической обстановки в регионах.

Сложная социально-экономическая ситуация не могла не отразиться на институте брака и семьи. По сравнению с 1991 г. сокращается число браков и увеличивается число разводов. Так, если в 1991 г. на 1277,2 тыс. браков было 597,9 тыс. разводов, то в 1994 г. – на 1080,6 тыс. – 680,5 тыс. соответственно. Такая тенденция сохраняется и в настоящее время.

Сохраняется устойчивая тенденция роста рождения детей вне института семьи и брака, а также детей-отказников, т.е. детей, которых матери по тем или иным причинам оставили в родильных домах. Если доля детей, родившихся вне брака, в общем числе родившихся в 1988 г. составляла 12,96%, то в 1994 г. – 19,60%, причем это происходило на фоне падения общей численности рождений. В целом уровень рождаемости по России только в 1988-1992 гг. сократился на 38%.

За годы проведения рыночных реформ реальные доходы населения снизились более чем в два раза, ухудшились практически все показатели уровня и качества жизни населения России. 20 Более трети россиян в настоящее время имеют доходы ниже прожиточного минимума, а еще 50% населения едва сводят концы с концами.

Первая волна этого падения пришлась на 1992-1995 годы и была связана с либерализацией цен правительством Е.Гайдара, а также с высокой инфляцией, обесценившей накопления граждан. Второй удар по уровню жизни нанес финансовый кризис 1998 года, после которого даже экономическое оживление, начавшееся в 1999 году, не дало возможности восстановить предкризисный уровень реальных доходов населения. К началу 2001 года реальные располагаемые денежные доходы остаются на уровне 77% от 1997 года.

При этом необходимо учитывать, что к началу проведения экономических реформ в России сложился относительно низкий уровень жизни населения не только в сравнении с высокоразвитыми странами Запада, но и с отдельными восточноевропейскими странами.

В советский период в условиях административной системы управления экономикой основным направлением социальной политики государства являлось поддержание относительно низкого, но достаточно стабильного уровня жизни для подавляющей массы населения. Это достигалось, с одной стороны, жестким нормированием заработной платы и других видов доходов населения, а, с другой стороны, - путем “замораживания” цен на основные виды товаров народного потребления и платных услуг. Большую роль в реализации этой политики, как известно, играли общественные фонды потребления (ОФП), которые занимали более 30% в совокупных доходах населения и росли более быстрыми темпами по сравнению с заработной платой. При этом около 75% общей величины ОФП формировались и расходовались централизованно, а остальные 25% - за счет средств предприятий на основе жестких директивно задаваемых нормативов. 21 Сложившаяся на такой основе система распределительных отношений строилась по существу на отрицании товарной формы оценки рабочей силы и была направлена на снижение дифференциации доходов трудящихся.

Уравнительный подход к распределению и обеспечению социальных гарантий, не создававший должных стимулов к высокопроизводительному труду и эффективному накоплению, исчерпал себя к 1980-м годам. Необходимость ликвидировать “уравниловку” была одной из важнейших причин начала перестройки в СССР. Однако в ходе проведения рыночных реформ в СССР и России роль государства в формировании доходов населения и регулировании оплаты труда существенно снизилась, произошло, как отмечено выше, значительное падение уровня жизни основной массы населения страны.

В 90-е годы чрезвычайно низкие показатели доходов населения, невыплаты заработной платы, пенсий, пособий, превратились в системный узел проблем социально-экономического развития России. Безусловно, без кардинального улучшения ситуации в экономике, перехода к экономическому росту невозможно добиться значительных положительных результатов в повышении уровня жизни. Однако не вызывает сомнения и то, что низкий уровень доходов населения во многом обусловлен отсутствием активной государственной политики доходов и занятости.

Практика общественного развития показывает, что повышение уровня и качества жизни - это не только результат экономического роста, но и его условие. Современному производству требуются как принципиально новые техника и технологии, так и высококвалифицированные работники, собственники своего интеллектуального капитала, составляющие основу среднего класса. У таких людей гораздо сложнее структура материальных, духовных и социальных потребностей, они тратят больше средств на восстановление жизненной энергии, образование и профессиональную подготовку. Уровень и качество их жизни должны быть выше, чем просто обеспечивающие выживание.

Российская действительность 90-х годов убедительно свидетельствует о том, что экономика “дешевого работника”, удовлетворение его потребностей на минимальном уровне оказывают угнетающее воздействие не только на работника, но и на возможности развития экономики в целом.

В российском обществе уровень жизни основной массы населения определяется величиной заработной платы, пенсий, пособий и стипендий.

В условиях оживления экономической деятельности в стране в целом за 2000 год реальные располагаемые денежные доходы населения составили 110%, а реальная заработная плата –120% к уровню 1999 года. Однако, как отмечалось выше, это увеличение не позволило достигнуть уровня жизни предкризисного 1997г. Несмотря на то, что реальные располагаемые денежные доходы населения в 2001 году прогнозируются с ростом 5%, они достигнут только 80 % от уровня 1997 года.

Переход от плановой экономики к рыночной неизбежно вызывает рост дифференциации доходов и богатства. Анализ совокупности показателей денежных доходов населения России за 90-е годы выявил, что для них характерны резкая дифференциация и даже поляризация, снижение реального содержания денежных доходов вследствие инфляции. Одним из “пусковых механизмов” неоправданно резкой дифференциации доходов населения явилось Распоряжение Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 г. № 195-р “Об отмене ограничений на заработную плату” и внесение соответствующих изменений в КЗоТ РФ без принятия необходимых регулирующих мер.

В результате значительного уменьшения роли государства в регулировании доходов населения (во внебюджетных отраслях эта роль, например, сводится лишь к установлению минимального размера оплаты труда) сложились экономически неоправданные различия в оплате труда между наемным трудом и предпринимательской деятельностью, регионами, отраслями, на предприятиях разных форм собственности, разными профессионально-квалификационными группами.

В социологических исследованиях отечественных ученых достаточно аргументированно обозначено сложившееся в ходе реформ расслоение общества. 23 Фактически за период реформ шел интенсивный процесс перераспределения общего объема денежных доходов в пользу самой высокодоходной группы на фоне сокращения доли остальных групп. Эти изменения в условиях экономического спада явились главной причиной обнищания значительной части населения России и отсутствия в структуре общества представительного среднего класса.

Высокая степень дифференциации доходов привела к значительным различиям в возможностях удовлетворения основных потребностей людей и, следовательно, к ухудшению состояния человеческого потенциала страны.

За годы реформ в стране усилилась и межотраслевая дифференциация доходов. В наилучшем положении находятся работники нефтегазового комплекса и транспорта, а также банков, кредитных и страховых учреждений, а в наихудших - занятые в сельском хозяйстве, культуре, образовании, здравоохранении.

Анализ сложившегося разрыва в уровне доходов и уровне потребления приводит известных российских специалистов в области социальной политики к выводу о формировании в России двух неравных социальных слоев - обеспеченности и бедности.

Значительные изменения в социально-экономической сфере России в 90-е годы привели к заметным сдвигам в структуре доходов населения. В целом в настоящее время по сравнению с советским периодом эта структура характеризуется значительным увеличением доли доходов от предпринимательской деятельности и доходов от собственности и адекватным снижением удельного веса доходов в виде оплаты труда. В СССР оплата труда на государственных предприятиях устойчиво составляла 70-75% общего объема денежных доходов населения, в настоящее время она находится на уровне менее их половины (без учета скрытой или выплачиваемой в “конверте”). В 90-е годы увеличилась доля лиц, имевших два и более источников дохода, часть которых официально не учитывается. Следует иметь в виду, что увеличение доходов от собственности (ваучерная приватизация, как известно, не создала института собственников) и предпринимательской деятельности не коснулось основной массы населения, главным источником доходов которого остается заработная плата.

Происходящая в 90-е годы диверсификация источников доходов является механизмом адаптации населения как к принципиально новым рыночным условиям, так и неразвитости рынков труда и деформациям государственного механизма. Однако адаптация оказывается недостаточной, чтобы сгладить глубокую дифференциацию труда.

Серьезным изменениям, особенно начиная с августа 1998 г., подверглась и структура денежных расходов населения.

Расходы населения в России в 90-е годы распределяются в следующем диапазоне: покупка товаров и услуг - от 64,5 до 75%; обязательные платежи, налоги, взносы - от 6,8 до 10,0%; накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах - от 6,5 до 8,7%; покупка валюты - от 6,9 до 19,4%. Часть доходов (0,5%) остается на руках населения неиспользованной. 26 Как видно из структуры расходов, преобладающая часть текущих денежных доходов населения расходуется на покупку и оплату товаров и услуг.

На снижение жизненного уровня населения оказали и продолжают оказывать влияние два основных фактора – более быстрый рост цен на потребительские товары и услуги, по сравнению с ростом заработной платы, и увеличение доли платных услуг, ранее предоставлявшихся населению за счет общественных фондов потребления (ОФП) на основе бесплатности и льготности.

Одним из наиболее острых отрицательных последствий снижения доходов в России является изменение рациона питания среднестатистического жителя России. Потребление мясных и молочных продуктов опустилось до уровня 1960 г., рыбы и рыбопродуктов – до уровня пятидесятых годов, а необходимая для нормальной жизнедеятельности людей калорийность в последние годы обеспечивается в основном за счет потребления хлебных продуктов, картофеля и сахара.