logo
ekzamen

73. Реформирование предприятий, формы адаптации к рыночным условиям

Громадные различия между условиями функционирования предприятий плановой и рыночной экономикой, обусловили необходимость длительного процесса трансформации предприятий, которые смогли бы работать в рыночной экономике. В основе рыночных реформ, преобладающих в стране предприятия советского типа совершенно не были готовы к коренному изменению своей деятельности. Во-первых производственная база не была ориентирована к резким перепадам и переходу к производству продукции разнообразного вида, в зависимости от изменения спроса. Во-вторых, предприятия не нуждались в поставках сырья, материалах и основных фондов. В-третьих, предприятия не занимались реализацией собственной продукцией.

В основном использовалось 2 вида реструктуризации:

  1. Финансовая – меры по финансовому оздоровлению предприятия, урегулирование задолженности путем банкротства, продажи активов, достижение договоренности с кредиторами, погашение долгов.

  2. Организационная – комплекс мер, направленных на приближение размеров предприятия к требованиям рыночной среды – уменьшение размеров предприятия.

В то же время появляется понятие «бартер» - обмен одного товара на другой. Он делится на два вида:

  1. Чистый бартер (чистые бартерные сделки) – товар меняется на товар без применения денежных средств;

  2. Частичный бартер (условный) – обмен товара на другой товар с частичной выплатой денежных средств.