logo
ekzamen

60 Реформа жилищно-коммунального хозяйства России

Жилищно-коммунальное хозяйство России на современном этапе представляет собой крупнейший многоотраслевой комплекс, который включает в себя жилищный фонд общей площадью около 3 млрд. кв.м, многопрофильную инженерную инфраструктуру, обеспечивающую поставку потребителям услуг тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, производство работ по уборке, вывозу, утилизации твердых бытовых отходов, благоустройству и озеленению территорий и др.  На долю ЖКХ приходится около 30% всех основных фондов страны. Годовой объем оказываемых предприятиями и организациями отрасли услуг составляет 1,2 трлн рублей. Жилищно-коммунальный комплекс является важнейшей составляющей в системе жизнеобеспечения граждан, охватывает практически все население страны и в связи с этим занимает исключительное положение в ряду прочих отраслей экономики. В ЖКХ сохраняется солидарная ответственность органов власти различных уровней, хозяйствующих субъектов и контролирующих органов за стабильное, надежное и качественное предоставление услуг потребителям. Начиная с середины 1990-х годов в связи с общими процессами реформирования российской экономики, переводом ее на рыночные механизмы функционирования в жилищно-коммунальном хозяйстве были также начаты реформационные процессы. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства была утверждена Указом Президента РФ от 28 апреля 1997г. №425. Позднее ее положения были развиты в подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» (на 2002-2010 годы) федеральной целевой программы «Жилище», которая была утверждена постановлением Правительства РФ в ноябре 2001 года. Основной целью реформы было обозначено преодоление кризисных явлений, в первую очередь, за счет перевода ее с административных методов управления на экономические. С 1997 года до настоящего времени в ЖКХ России идет поэтапный процесс перехода от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно- коммунальных услуг потребителями. Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2004 года №441 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья в 2005 году» впервые был определен федеральный стандарт уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги в размере 100% федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых услуг. В большинстве регионов тарифы уже доведены до стопроцентной величины. Вместе с тем, в рамках реформы были предусмотрены меры по социальной защите малообеспеченных граждан. Семьям, чьи расходы на жилищно-коммунальные услуги превышают 22%, предоставляются бюджетные субсидии. Субсидиями пользуются около 14% российских семей. В отрасли также сохранена система предоставления льгот отдельным категориям граждан (порядка 40 млн. человек). Благодаря предпринятым в рамках реформы мерам удалось улучшить финансово-экономическое состояние предприятий и организаций ЖКХ, ввести систему экономической мотивации деятельности.

61 вопрос. Механизм рынка труда и условия его формирования

Развитие рыночных отношений в современной экономике вносит существенные коррективы в механизм занятости, рождает множество вопросов о процессах и механизмах, обусловливающих эффективное функционирование рыночной системы в трудовой сфере, решение которых требует проработки теоретических подходов к рынку труда. Надо заметить, что признание рыночных отношений в сфере занятости в постсоциалистической экономике не привело к методологической четкости в анализе данного явления.

Стремление преодолеть негативные социально-экономические явления в период формирования рынка труда обусловили необходимость изучения теоретических основ и сложившихся в традиционной зарубежной макроэкономике предпосылок его анализа. Предпринимаются попытки встроить западные экономические модели в рамки современной российской концепции рынка труда. Собранные российскими экономистами эмпирические данные довольно противоречивы и позволяют поставить под сомнение правоту некоторых из них. Предлагаются принципиально новые, российские подходы к изучению этого рынка и его механизмов. Однако разработка целостной социо-экономической концепции рынка труда и трудовых отношений пока дело будущего. В России предстоит освоить принципиально новую модель занятости, ориентированную на формирование развитого и социально корректируемого рынка труда и использование его закономерностей. Из этого вытекают новые требования к определению самого рынка труда, основных его характеристик и механизмов его регулирования.

Прежде всего, на наш взгляд, следует рассмотреть различие таких понятий как "труд" и "занятость", т.к. данные категории отнюдь не синонимы. Тем не менее встречаются высказывания, в которых они путаются. Так, Закон о занятости трактует занятость как "это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей ."[1]. Иными словами, речь идет о деятельности по производству материальных благ и услуг, т.е. о производственной деятельности. Между тем, в сфере производства и в сфере услуг известен лишь один вид деятельности - труд. Объявляя занятость деятельностью, законодатель практически допускает отождествление занятости с трудом. На наш взгляд, более верна точка зрения тех экономистов, которые четко делят рассматриваемые понятия: труд – это деятельность, протекающая в рамках определенного периода рабочего времени; занятость - в отличие от труда, не деятельность, а общественные отношения между людьми, прежде всего экономические и правовые по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте[2]. Как и всякая деятельность, труд прерывен, он периодически перемежается другими видами деятельности, отдыхом. В то же время отношения занятости не прерываются до тех пор, пока работник продолжает оставаться в той или иной подсистеме хозяйственного комплекса. Так, чтобы считать человека занятым, ему достаточно иметь связь с каким-то рабочим местом - быть членом какого-то производственного коллектива, работать в порядке индивидуальной трудовой деятельности, частного предпринимательства и т.д. Статус занятого совершенно не зависит от того, трудится человек в данный момент или нет. Данную мысль поддерживает Э.Саруханов: "Занятость создает человеку лишь экономическую возможность получить конкретное рабочее место, обеспечивает его участие в труде, являясь предпосылкой начала трудовой деятельности"[3]. Справедливо, на наш взгляд, отметив данное различие, автор делает вывод, что отношения, в которые вступают люди по поводу рабочих мест (отношения занятости), прекращают свое действие и во времени, и в пространстве, как только человек приступает к работе, после чего начинается новый этап - трудовая деятельность, подчиненная другим социально-экономическим законам, тем самым, проводя черту между единовременной продажей трудовых услуг и их каждодневным использованием. Отсюда автор делает вывод о неправомерности использования понятия рынка труда. Так, по мнению Э.Саруханова, использование понятия “рынок труда” оправдано для описания и систематизации внешних факторов, а не для исследования причинно-следственных связей реальных экономических явлений и процессов. Для этих целей следует рассматривать "рынок занятости". Автор указывает, "что на рынке продается не труд, а способность человека к труду, что функционирует не рынок труда, а рынок занятости"[4].