logo search
Abchuk_12_shagov_k_sobstvennomu_biznesu

Назначаем цены

Особенно хвалят тот товар, который хотят поскорее сбыть с рук.

КВИНТ ГОРАЦИЙ, римский поэт

В рыночной экономике различают следующие виды цен:

1. Производственная цена– цена, по которой производитель поставляет товар крупными партиями оптовым торговцам. Эта цена равна сумме всех производственных и маркетинговых издержек (себестоимость) плюс ожидаемая прибыль. В странах с развитой экономикой производственная цена составляет от 40 до 60 % розничной цены.

2. Оптовая цена– цена, по которой оптовые торговые фирмы продают товар крупными оптовыми партиями компаниям, занимающимся розничной торговлей. Эта цена равна производственной цене плюс все производственные и маркетинговые расходы оптовой торговой фирмы плюс ее прибыль. Оптовая цена обычно составляет 60–70 % от розничной цены.

3. Розничная цена– цена, по которой ведется продажа товара в магазинах в розницу и небольшими партиями. Эта цена складывается из оптовой цены плюс все производственные, управленческие и маркетинговые расходы розничной фирмы плюс ее прибыль. Обратите внимание на то, что размеры производственных и оптовых цен указываются в процентах к розничной цене: главным фактором ее формирования является свободное рыночное соотношение спроса и предложения, которое реализуется в результате розничной продажи.

4. Рыночная цена– цена, по которой идет купля‑продажа на данном рынке в данное время.

5. Базисная цена– согласуется путем переговоров между продавцом и покупателем крупных партий товара. С ее помощью учитывается качество или сорт поставляемого товара, а также конъюнктура рынка. На основе этой договоренности определяется цена фактически поставленного товара, когда его качество (сорт) отличается от оговоренных в контракте поставки. При этом оговариваются скидки и надбавки на цену товара.

6. Монопольная ценаустанавливается монополиями выше или ниже цены производства. Выше – для сбыта своих товаров и ниже – для товаров, приобретаемых у других фирм.

7. Номинальная ценапубликуется в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках (сокращенно – номинал).

8. Скользящая цена– устанавливается договором в зависимости от условий конъюнктуры на определенную дату.

9. Твердая цена– цена, фиксируемая в договоре купли‑продажи, которая не может быть изменена.

10. Цена «падающий лидер»используется торговцами для привлечения покупателей. Обычно снижается цена лишь на какой‑нибудь один товар, но покупатель, привлеченный этим в магазин, может купить и другие товары, цена на которые не снижалась.

11. Цена спросаскладывается на рынке в результате свободных рыночных соотношений конкуренции, спроса и предложения.

12. Цена купли‑продажи {фактурная цена)определяется кроме рыночной конъюнктуры условиями поставки, оговоренными в контракте.

Цена прежде всего должна учитывать спрос и предложение на товары и услуги, а также отражать общественно – необходимые затраты на производство и реализацию продукции, соответствовать ее потребительским свойствам и качеству.