logo search
ekzamen

67 Вопрос. Этапы развития фондовогорынкавРоссии

Рассматривая развитиерынкаценных бумагвисторическом аспекте, можно выделить несколько периодов. Во-первых, дореволюционный (до 1917 г.), затем советский период (с нэпаипоследующие годы)и, наконец, современный этап, начавшийся с приватизации государственной собственности.

Все эти этапы имеют свою специфику, связанную с условиями их формирования, есть и некоторые общие черты, которые позволяют лучше понятьиоценить современные процессыразвитияфондового рынка.

Рынокценных бумаг, функционировавшийвРоссийской империи, играл важную рольвэкономической жизни страны. Он был непосредственно связан с состоянием промышленности, сельского хозяйства, транспортаивообще с политико-экономическимифинансовым положениемРоссии.

Его возникновениеистановление говорило о том, чтоРоссияплавно входилавкруг развитых промышленных держав, поднималась на новый уровень социально-экономическогоразвития, требовавшего аккумуляции денежных накоплений промышленников, купцов, банков, обычных гражданинаправления этих средств на производительное потребление.

Исторической точкой отсчета возникновенияРоссийскоюфондовогорынкаможно считать 1769 г., когдавАмстердаме был размещен первый выпуск Российского государственного займа.

Первоначально потребности государства внеобходимых финансовых ресурсах удовлетворялись большей частью за счет распространения крупных государственных займов на иностранныхрынках. Собственно на российскомрынкегосударственные долговые бумаги появились значительно позже, лишь сорок лет спустя,в1809 г.

Успешное размещение первых займов положило начало регулярному использованию этого источника финансирования государственной казны.

В30-х годах нафондовомрынкепоявляютсявобращении акциииоблигации частных компаний, выпускиобращение которых регулировались принятымв1836 г. Законом о промышленных обществах. Однако их оборот по сравнению с государственными процентными бумагамиианалогичными бумагами на западномфондовомрынкебыл незначителен, что,вобщем-то, соответствовало определенному уровнюразвитиякапитализмавРоссиивтот период.

Реформы третей четверти прошлого века создали предпосылки для появления на фондовомрынкедолговых обязательств местных органов власти. Их появление диктовалось острой нехваткой средств дляразвитияместной культурно-хозяйственной жизни.

Государственные бумаги выпускались правительством как именные, так ина предъявителя. С 1906 г. владелец предъявительских облигаций государственных займов получал возможность заменить их на именные облигации или так называемые удостоверения именной записи.

Обращение предъявительских ценных бумаг вименныеинаоборот производила Государственная комиссия погашения долгов. Для поощренияразвитияименных бумаг при превращении предъявительскихвименные все расходы относились на казенный счет, а при обратном превращении - на счет владельца бумаги.

Торговля ценными бумагами осуществлялась на товарных биржах ичерез Государственный банкРоссии. Продажа государственных облигаций проводилась главным образом через Государственный банк при активном посредничестве коммерческих банков. Первоначально операции с ценными бумагами на биржах осуществлялисьвсоответствии с правилами биржевой торговли, конкретных бирж.

Согласно правилам биржевая публика фондовогоотдела состояла из:

* действительных членов;

* постоянных посетителей;

* гостей.

После революции рынокценных бумаг фактически прекратил свое существование.

Декретом советского правительства уже 23 декабря 1917 г., были запрещены все операции с ценными бумагами ивначале 1918 г. были аннулированы государственные займы.

С переходом к нэпу были сняты ограничения на частную предпринимательскую деятельность, появились государственные исмешанные акционерные общества. Государство прибегало к акционированию предприятий для привлечения частного капитала.

Впериод нэпа товарные биржиифондовыеотделы при биржах существовали с 1921 по 1930 г. ОрганизацияфондовыхбиржвСССР была предусмотрена постановлением ВЦИКиСНК о валютных операциях.

Ценности, находившиеся вобороте, например царские десятки, иностранные ценностиидругие, по соображениям экономической политики не были допущены на биржу.

Это обусловило возникновениевнебиржевогорынка, на котором к тому же осуществлялись активные спекулятивные операцииис отечественной валютой.

Фондовыеотделы находилисьвведении Наркомфина, который устанавливал правила совершения сделокиосуществлял надзор за их деятельностью. Органами управленияфондовогоотдела являлись общее собрание членов отдела, советфондовогоотделаиревизионная комиссия.

Членами фондовогоотдела биржиих постоянными посетителями могли быть представителями Наркомфина, НКВТиГосбанка, а также кредитные учреждения, кооперативные союзы, крупные частные торговыеипромышленные предприятия, которым по закону было предоставлено право производитьфондовыебиржевые операции.

Несмотря на большое сходство во внешних формах организации фондовыхотделоввРоссиидо революцииивпериод нэпа, их экономическая природа была различна. Они являлись не объектом регулирующего воздействия, а органами регулирования валютно-фондовогорынка, выражением регулирующей воли государства.

Врамках централизованного управления экономикой распределение материальныхифинансовых ресурсов совершалось преимущественно государственными органами разных уровней. При этом пропорциивраспределении материальных ресурсов предопределяли направления движения денежных средств.

Государство могло через регулирование оплаты труда ицен, налоги, свободный доступ к ссудному фонду Центрального банка, налично-денежнуюикредитную эмиссию привлекать средства для реализации своих программ, поэтому оно не испытывало острой потребностивналаживании реальногорынкасобственных долговых обязательств.И, тем не менее, возрождениерынкаценных бумагвпериод нэпа произошло за счет расширения государственного кредитаиформированиярынкагосударственных бумаг.

Впервой половине 90-х годовРоссияначала переход к рыночной организации экономики.

Приватизация промышленности идругих объектов государственной собственности заложили основы к формированию российского фондовогорынка.

В 1995 г. начался период стремительного роста российских ценных бумаг, что впервую очередь связано со значительно увеличившимся объемом заимствований государством посредством инструментов ГКО. Выпускались новые инструментырынкагосударственных ценных бумаг - облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), предназначенные для работы с населением.

Из всей совокупности функций фондового рынка особенно важны: • инвестиционная, т.е. образование и распределение инвестиционных ресурсов, необходимых для развития производства и технического прогресса; • передела собственности путем использования пакетов ценных бумаг, прежде всего акций. Фондовый рынок регулирует многие процессы в рыночной экономике. Посредством фондового рынка обеспечивается перелив капитала между отраслями и регионами, что позволяет проводить своевременные структурные преобразования в экономике, повышать ее адаптационную способность к новым условиям глобализации.