logo search
Борох

Билет 19.

Билет 18.

1. Основные принципы меркантилизма.

В период позднего средневековья экономические отношения феодального общества вступили в стадию разложения. Устои свойственного этому строю натурального хозяйства все больше подтачивались стремительно развивавшимися товарно-денежными отношениями. В этих условиях воплощением богатства становится не совокупность натуральных продуктов, а деньги-атрибут товарной экономики.

Развитие товарно-денежных отношений подготовило возникновение нового общественного строя-капитализма. В этом процессе большую роль играло развитие торгового капитала, чему в огромной степени способствовали великие географические открытия ХV-ХVII в.в. Создание предпосылок капиталистических отношений осуществлялось в процессе первоначального накопления капитала, составлявшего предысторию капитализма.

Развитие торговли поставило перед торговой буржуазией задачу-разработку соответствующих ее интересам экономических мероприятий и одновременно дать им теоретическое обоснование. Выражением интересов торговой буржуазии стал меркантилизм.

Меркантилизм (от итальянского слова "мерканте", означающего в переводе "купец") - термин, имеющий двоякое значение. С одной стороны, это течение экономической мысли, экономическое учение, выражающее интересы торговой буржуазии, а с другой – экономическая политика периода первоначального накопления капитала. Его основные черты могут быть выражены в. следующих тезисах:

а) Абсолютной формой богатства, выражением его сущности являются деньги;

б) Предметом изучения является исключительно сфера обращения;

в) Методом изучения экономики являлся эмпиризм;

г) Сферой возникновения богатства считалась исключительно внешняя торговля;

д) Принципом образования богатства провозглашался неэквивалентный обмен.

Меркантилизм не являлся еще экономической наукой, поскольку его основные положения являлись результатом не теоретического анализа, а простого наблюдения и описания экономических явлений. Но он не был случайным явлением, так как опирался на реальную базу.

Концепция меркантилизма в своем историческом развитии прошла два этапа. Первый из них – период раннего меркантилизм (ХV-ХVI в. в.). В этот период меркантилизм выступал в форме монетаризма. Видными его представителями были: У. Стаффорд (Англия), Г. Скаруффи (Италия), Ж. Боден (Франция) и А.Л. Ордин-Нащекин (Россия). Сторонники монетаризма выдвинули теорию денежного баланса согласно которой запрещался вывоз денег из страны и поощрялся их ввоз, ограничивался импорт товаров из-за рубежа, устанавливались высокие таможенные пошлины и т.п. Осуществление этих мер предполагало проведение государством протекционистской торговой политики.

Вторым этапом в развитии учения меркантилизма был поздний меркантилизм (ХVII-ХVIII в. в.). Представителями данного этапа являлись Т.Мен (Англия), А. Монкретьен (Франция), А. Серра (Италия), И.Т.Посошков (Россия).Эти авторы разработали теорию торгового баланса по которой считалось, что богатство государства будет тем больше, чем больше экспорт товаров превышает их импорт. Эта разница может быть обеспечена двумя методами:

1) за счет вывоза готовых изделий своей страны,

2) при помощи посреднической торговли.

Развитие торговли, по их мнению, должно обеспечиваться преимущественно экономическими методами: ускорением развития судоходства и экспортных отраслей промышленности и т.п. Поздние меркантилисты допускали вмешательство государства в экономическую жизнь, но более ограниченное и преимущественно поощрительное.

В целом можно утверждать, что меркантилисты сделали определенный вклад в экономическую теорию, поскольку они трактовали капитализм как новый общественный строй. Разработанные ими идеи и принципы экономической политики вошли в арсенал современной экономической теории и практики, например, меновая концепция, протекционистские меры защиты национальной экономики, активный торговый баланс – все эти меры активно применяются и в наши дни.

2. А. Смит о роли государства в экономике.

В ХVIII веке Англия заключила унию с Шотландией, победила Францию. Произошло ухудшение экономического положения Франции и Голландии. Завершалась эпоха первоначального накопления капитала. Англия стояла на пороге промышленного переворота, который укрепил господство промышленного капитала. В этих условиях возникла потребность в более полном знании экономики. И удовлетворил эту потребность в определенной мере А. Смит.

Одно из ключевых положений теории Адама Смита — необходимость освобождения экономики от государственной регламентации, препятствующей естественному развития хозяйства. Он подверг острой критике господствующую в то время экономическую политику меркантилизма, направленную на обеспечение положительного баланса во внешней торговле посредством системы запретительных мер. По мнению Смита, желание людей покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег.

Роль государства Смит объяснял рядом факторов:

— внешней безопасностью;

— внутренней безопасностью (“ночной сторож");

— развитием тех сфер деятельности, которые не выгодны частному капиталу, но нужны обществу (образование).

А. Смит – основоположник идеи «дешевого государства» - меньше денег нужно тратить на государство, их нужно тратить на развитие общества.

Идеи Смита - это пример классического экономического либерализма, то есть невмешательства государства в экономику. Но он не отрицал экономической роли государства, а ограничивал её необходимыми функциями.

Основными функциями государства, считал Адам Смит, должны быть:

А) обеспечение действия того, что невозможно или невыгодно для отдельных лиц (частных предпринимателей), а именно: народное образование, коммуникативные службы, связь, транспорт;

Б) поддержание режима естественной свободы (антимонопольная деятельность);

В) Охрана жизни, свободы и собственности граждан (оборона, полиция, судебная власть, обеспечение минимального размера заработной платы);

Г) социальная поддержка малообеспеченных и нетрудоспособных граждан.

По моему мнению, А.Смит не стремился свести к нулю влияние государства на экономику. Государство, по его мнению, должно играть роль судьи, как такового арбитра, а также осуществлять те общественно необходимые хозяйственные мероприятия, которые не по силам частному капиталу.