logo search
ИМПОРТ

Бухгалтерские записи по учету импорта сырья и материалов.

В случае если ввозимые ценности будут использованы в качестве сырья или исходных материалов для производства какой-либо продукции (выполнения работ, оказания услуг), их учет осуществляется в порядке, предусмотренном для учета материалов, на синтетическом счете 10 "Материалы".

Учет приобретения материалов действующее законодательство разрешает осуществлять двумя способами:

- без применения счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей";

- с применением счетов 15 и 16.

В первом случае формирование стоимости приобретаемых материалов осуществляется непосредственно на счете 10 "Материалы". При этом у бухгалтера организации-импортера возникает несколько проблем.

Во-первых, как мы уже отметили, датой принятия импортных ценностей - в том числе сырья и материалов - к бухгалтерскому учету является дата перехода права собственности на данные материалы от поставщика к покупателю в соответствии с условиями заключенного между ними договора. Это означает, что именно в этот день бухгалтер должен отразить в учете стоимость приобретенных материалов, даже если фактически эти материалы еще находятся в пути (на территории иностранного государства или уже на территории России) или лежат на таможне. Поэтому бухгалтеру придется дебетовать счет 10 "Материалы", в то время как сами материалы еще не оприходованы на склад. Поэтому нужно будет открыть к счету 10 "Материалы" специальный субсчет - "Импортные материалы в пути".

Во-вторых, помимо контрактной стоимости материалов, подлежащей оплате иностранному поставщику, импортер может понести еще целый ряд расходов - на перевозку, страховку, уплату таможенных платежей и т.д. Причем суммы данных расходов и первичные документы, их подтверждающие, нередко появляются уже после того, как материалы перешли в собственность покупателя или даже поступили на его склад. Например, счет-фактура и акт выполненных работ от транспортной компании могут быть получены уже после того, как груз будет доставлен импортеру. Поэтому транспортно-заготовительные расходы обычно также учитывают на отдельном субсчете отдельно от контрактной стоимости товаров.

Порядок учета суммы НДС, подлежащей уплате в связи с импортом материалов, зависит от того, является ли данный налог возмещаемым для конкретной организации. Если фирма-импортер является плательщиком НДС и если импортируемые товары будут использованы при осуществлении операций, облагаемых НДС, сумма НДС является возмещаемой, поэтому ее не относят на счет 10, а начисляют проводкой Дебет 19 Кредит 68 и предъявляют к вычету после принятия на учет поступивших материалов и при наличии документов, подтверждающих факт уплаты НДС. Если же фирма-импортер не является плательщиком НДС, сумму НДС нужно также включить в себестоимость материалов и отнести на счет 10.

Курсовые разницы, возникающие в связи с изменением курса ЦБ РФ между датами признания расходов и, соответственно, задолженностей перед контрагентами и датами оплаты данных расходов, относят на счет 91 "Прочие доходы и расходы", они не изменяют стоимости приобретаемых материалов.

Пример. Воспользуемся условиями предыдущих примеров и предположим, что ЗАО "Мальвина" имеет собственную швейную фабрику и импортные ткани были приобретены для пошива платьев на фабрике, т.е. в качестве материалов.

Допустим, что учетной политикой ЗАО "Мальвина" не предусмотрено использование счетов 15 и 16 - т.е. что приобретение материалов отражается непосредственно на счете 10 "Материалы", к которому открываются отдельные субсчета для учета транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) и материалов в пути.

В этом случае бухгалтер ЗАО "Мальвина" составит следующие записи:

26 октября 2012 г.

Дебет 60, субсчет "Расчеты с перевозчиками", аналитический счет "Расчеты по предоплатам за транспортные услуги", Кредит 51

- 750 000 руб. - перечислена предоплата авиакомпании за транспортные услуги по перевозке груза из Лиона в Москву;

Дебет 76-1, аналитический счет "Расчеты с иностранными страховщиками по страхованию импортных материалов в пути", Кредит 52

- 3000 евро, или 132 450 руб. (3000 евро x 44,15 руб/евро) - перечислен страховой взнос.

30 октября 2012 г.

Дебет 10, субсчет "Импортные материалы в пути" Кредит 60, субсчет "Расчеты с иностранными поставщиками"

- 450 000 евро, или 19 881 000 руб. (450 000 евро x 44,18 руб/евро) - отражена стоимость приобретенных французских шелковых тканей в момент перехода права собственности к покупателю (в день передачи партии тканей поставщиком перевозчику, несмотря на то что они находятся в пути);

31 октября 2012 г.

Дебет 10, субсчет "ТЗР по импортным материалам", Кредит 60, субсчет "Расчеты с перевозчиками", аналитический счет "Расчеты за оказанные транспортные услуги"

- 750 000 руб. - отражена сумма расходов на транспортировку тканей из Лиона в Москву (включена в фактическую себестоимость тканей, формируемую по дебету синтетического счета 10 "Материалы");

Дебет 60, субсчет "Расчеты с перевозчиками", аналитический счет "Расчеты за оказанные транспортные услуги", Кредит 60, субсчет "Расчеты с перевозчиками", аналитический счет "Расчеты по предоплатам за транспортные услуги"

- 750 000 руб. - произведен зачет выплаченной ранее предоплаты транспортных услуг;

Дебет 10, субсчет "ТЗР по импортным материалам", Кредит 76-1, аналитический счет "Расчеты с иностранными страховщиками по страхованию импортных материалов в пути"

- 3000 евро, или 132 600 руб. (3000 евро x 44,20 руб/евро) - отражены расходы на страхование тканей в пути;

Дебет 76-1, аналитический счет "Расчеты с иностранными страховщиками по страхованию импортных материалов в пути", Кредит 91-1

- 150 руб. (3000 евро x (44,20 руб/евро - 44,15 руб/евро)) - списана курсовая разница по расчетам со страховой компанией;

Дебет 10, субсчет "ТЗР по импортным материалам", Кредит 76, субсчет "Расчеты по таможенным сборам"

- 50 000 руб. - начислены таможенные сборы за таможенное оформление тканей;

Дебет 76, субсчет "Расчеты по таможенным сборам", Кредит 51

- 50 000 руб. - уплачен таможенный сбор за таможенное оформление тканей;

Дебет 10, субсчет "ТЗР по импортным материалам", Кредит 76, субсчет "Расчеты по таможенным пошлинам"

- 1 049 594,86 руб. - начислена таможенная пошлина;

Дебет 76, субсчет "Расчеты по таможенным пошлинам", Кредит 51

- 1 049 594,86 руб. - уплачена таможенная пошлина;

Дебет 19 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"

- 3 927 995,11 руб. - начислен НДС;

Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 51

- 3 927 995,11 руб. - уплачен НДС;

Дебет 91-2 Кредит 60, субсчет "Расчеты с иностранными поставщиками"

- 9000 руб. (450 000 евро x (44,20 руб/евро - 44,18 руб/евро)) - списана курсовая разница по расчетам с иностранным поставщиком (т.к. в соответствии с ПБУ 3/2006 кредиторская задолженность должна быть переоценена по курсу ЦБ РФ на конец каждого месяца, т.е. 31 октября 2012 г. она должна числиться в рублевом эквиваленте по курсу 44,20 руб. в сумме: 450 000 евро x 44,20 руб/евро = 19 890 000 руб.);

Дебет 99 Кредит 91-9

- 8850 руб. (9000 - 150) - закрыт счет 91 "Прочие доходы и расходы" в конце месяца (списано превышение прочих расходов над прочими доходами за октябрь 2012 г.);