Бухгалтерские записи по учету импорта сырья и материалов.
В случае если ввозимые ценности будут использованы в качестве сырья или исходных материалов для производства какой-либо продукции (выполнения работ, оказания услуг), их учет осуществляется в порядке, предусмотренном для учета материалов, на синтетическом счете 10 "Материалы".
Учет приобретения материалов действующее законодательство разрешает осуществлять двумя способами:
- без применения счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей";
- с применением счетов 15 и 16.
В первом случае формирование стоимости приобретаемых материалов осуществляется непосредственно на счете 10 "Материалы". При этом у бухгалтера организации-импортера возникает несколько проблем.
Во-первых, как мы уже отметили, датой принятия импортных ценностей - в том числе сырья и материалов - к бухгалтерскому учету является дата перехода права собственности на данные материалы от поставщика к покупателю в соответствии с условиями заключенного между ними договора. Это означает, что именно в этот день бухгалтер должен отразить в учете стоимость приобретенных материалов, даже если фактически эти материалы еще находятся в пути (на территории иностранного государства или уже на территории России) или лежат на таможне. Поэтому бухгалтеру придется дебетовать счет 10 "Материалы", в то время как сами материалы еще не оприходованы на склад. Поэтому нужно будет открыть к счету 10 "Материалы" специальный субсчет - "Импортные материалы в пути".
Во-вторых, помимо контрактной стоимости материалов, подлежащей оплате иностранному поставщику, импортер может понести еще целый ряд расходов - на перевозку, страховку, уплату таможенных платежей и т.д. Причем суммы данных расходов и первичные документы, их подтверждающие, нередко появляются уже после того, как материалы перешли в собственность покупателя или даже поступили на его склад. Например, счет-фактура и акт выполненных работ от транспортной компании могут быть получены уже после того, как груз будет доставлен импортеру. Поэтому транспортно-заготовительные расходы обычно также учитывают на отдельном субсчете отдельно от контрактной стоимости товаров.
Порядок учета суммы НДС, подлежащей уплате в связи с импортом материалов, зависит от того, является ли данный налог возмещаемым для конкретной организации. Если фирма-импортер является плательщиком НДС и если импортируемые товары будут использованы при осуществлении операций, облагаемых НДС, сумма НДС является возмещаемой, поэтому ее не относят на счет 10, а начисляют проводкой Дебет 19 Кредит 68 и предъявляют к вычету после принятия на учет поступивших материалов и при наличии документов, подтверждающих факт уплаты НДС. Если же фирма-импортер не является плательщиком НДС, сумму НДС нужно также включить в себестоимость материалов и отнести на счет 10.
Курсовые разницы, возникающие в связи с изменением курса ЦБ РФ между датами признания расходов и, соответственно, задолженностей перед контрагентами и датами оплаты данных расходов, относят на счет 91 "Прочие доходы и расходы", они не изменяют стоимости приобретаемых материалов.
Пример. Воспользуемся условиями предыдущих примеров и предположим, что ЗАО "Мальвина" имеет собственную швейную фабрику и импортные ткани были приобретены для пошива платьев на фабрике, т.е. в качестве материалов.
Допустим, что учетной политикой ЗАО "Мальвина" не предусмотрено использование счетов 15 и 16 - т.е. что приобретение материалов отражается непосредственно на счете 10 "Материалы", к которому открываются отдельные субсчета для учета транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) и материалов в пути.
В этом случае бухгалтер ЗАО "Мальвина" составит следующие записи:
26 октября 2012 г.
Дебет 60, субсчет "Расчеты с перевозчиками", аналитический счет "Расчеты по предоплатам за транспортные услуги", Кредит 51
- 750 000 руб. - перечислена предоплата авиакомпании за транспортные услуги по перевозке груза из Лиона в Москву;
Дебет 76-1, аналитический счет "Расчеты с иностранными страховщиками по страхованию импортных материалов в пути", Кредит 52
- 3000 евро, или 132 450 руб. (3000 евро x 44,15 руб/евро) - перечислен страховой взнос.
30 октября 2012 г.
Дебет 10, субсчет "Импортные материалы в пути" Кредит 60, субсчет "Расчеты с иностранными поставщиками"
- 450 000 евро, или 19 881 000 руб. (450 000 евро x 44,18 руб/евро) - отражена стоимость приобретенных французских шелковых тканей в момент перехода права собственности к покупателю (в день передачи партии тканей поставщиком перевозчику, несмотря на то что они находятся в пути);
31 октября 2012 г.
Дебет 10, субсчет "ТЗР по импортным материалам", Кредит 60, субсчет "Расчеты с перевозчиками", аналитический счет "Расчеты за оказанные транспортные услуги"
- 750 000 руб. - отражена сумма расходов на транспортировку тканей из Лиона в Москву (включена в фактическую себестоимость тканей, формируемую по дебету синтетического счета 10 "Материалы");
Дебет 60, субсчет "Расчеты с перевозчиками", аналитический счет "Расчеты за оказанные транспортные услуги", Кредит 60, субсчет "Расчеты с перевозчиками", аналитический счет "Расчеты по предоплатам за транспортные услуги"
- 750 000 руб. - произведен зачет выплаченной ранее предоплаты транспортных услуг;
Дебет 10, субсчет "ТЗР по импортным материалам", Кредит 76-1, аналитический счет "Расчеты с иностранными страховщиками по страхованию импортных материалов в пути"
- 3000 евро, или 132 600 руб. (3000 евро x 44,20 руб/евро) - отражены расходы на страхование тканей в пути;
Дебет 76-1, аналитический счет "Расчеты с иностранными страховщиками по страхованию импортных материалов в пути", Кредит 91-1
- 150 руб. (3000 евро x (44,20 руб/евро - 44,15 руб/евро)) - списана курсовая разница по расчетам со страховой компанией;
Дебет 10, субсчет "ТЗР по импортным материалам", Кредит 76, субсчет "Расчеты по таможенным сборам"
- 50 000 руб. - начислены таможенные сборы за таможенное оформление тканей;
Дебет 76, субсчет "Расчеты по таможенным сборам", Кредит 51
- 50 000 руб. - уплачен таможенный сбор за таможенное оформление тканей;
Дебет 10, субсчет "ТЗР по импортным материалам", Кредит 76, субсчет "Расчеты по таможенным пошлинам"
- 1 049 594,86 руб. - начислена таможенная пошлина;
Дебет 76, субсчет "Расчеты по таможенным пошлинам", Кредит 51
- 1 049 594,86 руб. - уплачена таможенная пошлина;
Дебет 19 Кредит 68, субсчет "Расчеты по НДС"
- 3 927 995,11 руб. - начислен НДС;
Дебет 68, субсчет "Расчеты по НДС", Кредит 51
- 3 927 995,11 руб. - уплачен НДС;
Дебет 91-2 Кредит 60, субсчет "Расчеты с иностранными поставщиками"
- 9000 руб. (450 000 евро x (44,20 руб/евро - 44,18 руб/евро)) - списана курсовая разница по расчетам с иностранным поставщиком (т.к. в соответствии с ПБУ 3/2006 кредиторская задолженность должна быть переоценена по курсу ЦБ РФ на конец каждого месяца, т.е. 31 октября 2012 г. она должна числиться в рублевом эквиваленте по курсу 44,20 руб. в сумме: 450 000 евро x 44,20 руб/евро = 19 890 000 руб.);
Дебет 99 Кредит 91-9
- 8850 руб. (9000 - 150) - закрыт счет 91 "Прочие доходы и расходы" в конце месяца (списано превышение прочих расходов над прочими доходами за октябрь 2012 г.);
- Таможенное оформление импортируемых товаров.
- Таможенные платежи при импорте товаров
- Порядок исчисления и уплаты таможенных сборов.
- Порядок исчисления и уплаты ввозных таможенных пошлин.
- Акцизы, взимаемые при импорте товаров.
- Ндс, взимаемый при импорте товаров.
- Материально-производственных запасов
- Бухгалтерские записи по учету импорта сырья и материалов.
- 2 Ноября 2012 г.
- 2 Ноября 2012 г.
- Бухгалтерские записи по учету импорта товаров в торговых организациях.
- 2 Ноября 2012 г.
- 16 Ноября 2012 г.
- Порядок формирования первоначальной стоимости импортных основных средств.
- Бухгалтерские записи по учету импорта основных средств.
- 10 Ноября 2012 г.
- 13 Ноября 2012 г.
- 30 Ноября 2012 г.
- 11 Декабря 2012 г.
- 31 Декабря 2012 г.
- Вознаграждение посредника и компенсация расходов
- 27 Октября 2012 г.
- 31 Октября 2012 г.
- Особенности учета в случае, если посредник - комиссионер или агент, действующий от собственного имени.
- 27 Октября 2012 г.
- 30 Октября 2012 г.
- 31 Октября 2012 г.
- 31 Октября 2012 г.
- 1 Ноября 2012 г.
- Курсовые разницы
- 28 Февраля 2012 г. Задолженность пересчитана по текущему курсу:
- Курсовые разницы при покупке товаров (работ, услуг)
- 28 Февраля 2012 г. Бухгалтер пересчитал кредиторскую задолженность перед продавцом по текущему курсу:
- Курсовые разницы при покупке основных средств
- 28 Февраля 2012 г.
- Курсовые разницы по кредитам и займам
- 4.2. Расчеты производятся в иностранной валюте
- Курсовые разницы при реализации товаров
- 28 Февраля 2012 г.
- 31 Марта 2012 г.
- Курсовые разницы при покупке товаров, работ, услуг
- Курсовые разницы по вкладам в уставный капитал
- 28 Февраля 2012 г.
- 28 Февраля 2012 г.