logo search
Мировая экономика

14.3. Западноевропейская социал-демократическая модель

Идеи социального рыночного хозяйства были реализованы в результате проведения эффективных реформ под руководством Людвига Эрхарда (министра экономики, а впоследствии федерального канцлера Германии) при существенной поддержке США по линии «плана Маршалла».

План Марша́лла (англ. Marshall Plan, официальное название англ. European Recovery Program — «Программа восстановления Европы») — программа помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинут в 1947 американским министром иностранных дел Джорджем К. Маршаллом (вступил в действие в апреле 1948). В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран (включая Западную Германию). План Маршалла содействовал укреплению положения США в Западной Европе.

Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с апр. 1948 по дек. 1951) составила около 12,4 млрд. долл., причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Испанию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.).

Советскому Союзу также было предложено участвовать в плане Маршалла. Но из-за политических причин руководство СССР отказалось от помощи.

Американская «помощь» предоставлялась странам на условиях отказа от политики национализации промышленности, сохранения свободы частного предпринимательства, поощрения частных американских инвестиций, свободного доступа американских товаров в эти страны при одностороннем снижении ими таможенных тарифов, ограничения торговли с социалистическими странами и т. д. Одновременно США получили фактически право на строительство военных баз на территории этих стран. Контроль за исполнением плана осуществляла специально созданная Администрация экономического сотрудничества, которая возглавлялась крупными финансистами и политическими деятелями США. Американские ассигнования странам Европы направлялись с таким расчётом, чтобы они обеспечивали экономические интересы американских монополий, а также соответствовали военностратегическим планам США милитаризации Западной Европы.

Помощь по плану Маршалла предоставлялась главным образом в форме займов и безвозмездных субсидий. Основную долю (около 60% ) общей суммы, выделенной США для «помощи» по плану, получили Англия, Франция, Италия и ФРГ. США навязали «маршаллизованным» странам гонку вооружений. На военные расходы эти страны затрачивали значительно больше, чем получали по плану Маршала. В ФРГ с помощью США была восстановлена военная промышленность. В октябре 1951 план Маршалла прекратил существование и был заменён программой военной помощи США своим союзникам по агрессивному блоку НАТО.

Модель социальной рыночной экономики основана на соединении свободного конкурентного рынка с социальной справедливостью. На первом месте в модели стоит именно свободный рынок и только на втором — социальная справедливость (или социальное выравнивание). Концептуальная основа «социального рыночного хозяйства» — ли6еральные теории, разработанные учеными Фрайбургской школы во главе с Вальтером Ойкеном и Францем Бёмом, а также неолиберальные теории Вильгельма Рёпке, Александра Рюстова и Альфреда Мюллер-Армака. Социа́льно-ры́ночная эконо́мика (нем. Soziale Marktwirtschaft) — экономическая система, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей.

Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. В этой разновидности смешанной экономики, так же как и в рыночной экономике, только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. Однако при этом экономически более сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности всех участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов. Система рассматривалась как альтернатива «Laissez-faire» капитализму и социализму. Концепция стала одним из существенных элементов идеологии христианско-демократического движения и получила поддержку со стороны социал-демократов.

Федерати́вная Респу́блика Герма́ния (Герма́ния, или ФРГ; нем. Deutschland или Bundesrepublik Deutschland) — государство в Центральной Европе. Граничит с Данией, Польшей, Чехией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией и Нидерландами. На севере её естественную границу образуют Северное и Балтийское моря. Названа по этнониму племени — германцы. Берлин — столица и резиденция правительства; некоторые министерства расположены в Бонне. Форма правления — парламентская республика, форма государственного устройства — симметричная федерация. Государство состоит из 16 частично независимых земель. Германия является членом Европейского союза, принимает активное участие в НАТО (первые боевые действия после 1945-го — бомбардировка Югославии), входит в «Большую восьмёрку», претендует на постоянное членство в Совете Безопасности ООН.

Современный уровень развития экономики ФРГ характеризуется ВВП, превышающим 2,585 триллионов евро, Германия находится на пятом месте в мире (после США, КНР, Японии и Индии). ФРГ стоит на первом месте в мире по объёмам экспорта.

По уровню жизни страна занимает 18 место в мире, согласно Human Development Index.

Германия самая населенная страна Евросоюза (в 2004 году в ФРГ проживало 82,5 миллионов жителей).

В германской модели сочетаются принципы либеральной экономики и активного вмешательства государства, свобода и порядок. Среди европейских моделей социального партнерства одной из самых успешных и стабильных является германская. Важную роль в Германии играют традиции взаимодействия социальных партнеров, опыт бесконфликтного решения проблем, высокой гражданской сознательности. К середине ХХ века была разработана система социальной защиты, включавшая страхование от безработицы, государственные меры по содействию занятости, переговорный механизм между профсоюзами и союзами работодателей (тарифная автономия) и т. п.

Ключевыми задачами социальной политики являются:

На современном этапе истории прежняя модель социально-экономического развития ФРГ переживает кризис: налоговое бремя достигает 80 % от дохода населения, наблюдается высокий уровень безработицы, которая носит хронический характер, распределение доходов осуществляется неэффективно и непрозрачно, качество общественных услуг не соответствует требованиям времени, из-за старения населения (его прирост в 2000 г. составил всего 0,29 %) расходы на социальное обеспечение неуклонно растут.