logo
Мировая экономика

Теория международной конкуренции м. Портера

Наиболее популярной современной теорией, объясняющей способность стран к конкуренции на мировом рынке при торговле товарами и услугами признана теория международной конкуренции Майкла Портера (рис.20). На основании этой теории можно сказать, что конкурентоспособность страны в международной торговле определяется четырьмя основными компонентами:

- факторными условиями,

- условиями спроса,

- состоянием обслуживающих и близких отраслей,

- стратегией фирмы в определенной ситуации.

.

Рис.20. Детерминанты конкурентного преимущества страны («национальный ромб»)

Майкл Портер (англ. Michael E. Porter; род. в 1947) — профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы (англ. Harvard Business School), признанный специалист в области изучения экономической конкуренции, в том числе конкуренции на международных рынках, конкуренции между странами и регионами. «Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации потенциальных конкурентных преимуществ страны. Каковы же эти детерминанты?

П а р а м е т р ы   ф а к т о р о в   представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и ее ведущих экспортоориентированных отраслей.

Рассматривая факторы производства с точки зрения их влияния на конкурентные преимущества страны. Портер наряду с традиционными факторами (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) выделяет и такие, как ресурс знаний, т.е. сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг, а также инфраструктуру (транспортная система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения, обеспеченность населения жилым фондом и др.).

Важное значение в теории М. Портера уделяется делению факторов на  о б щ и е  (например, сеть автомобильных дорог, персонал с высшим образованием и др.), которые создают конкурентные преимущества для широкого спектра отраслей, и  с п е ц и а л и з и р о в а н н ы е    (например, персонал с узкой специализацией, база данных в определенной области знаний и т.д.), которые, как правило, применимы в ограниченном числе отраслей или даже в одной-единственной отрасли. При этом специализированные факторы, обеспечивая более длительное и устойчивое конкурентное преимущество фирмам соответствующих отраслей на мировом рынке, в то же время требуют значительных и долговременных капиталовложений.

 С т р а т е г и я    ф и р м,   и х     с т р у к  т у ра      и   с о п е р н и ч е с т в о.   В обеспечении национального конкурентного преимущества немаловажную роль играет фирменная структура и конкурентная среда внутри страны, которая складывается в результате соперничества фирм. Если отсутствует конкурентная среда или соперничество между фирмами, если стратегия фирмы не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, то на внешнем рынке у таких фирм конкурентного преимущества обычно не возникает.

 П а р а м е т р ы     с п р о  с а   —  это, в первую очередь, емкость спроса, динамика его развития, дифференциация на виды продукции, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса должны получать апробацию новые изделия до выхода на мировой рынок.

 Р о д с т ве н н ы е   и    п о д д е р ж и в  а ю щ и е    о тр а с л и .     Наличие в национальной экономике высокоразвитых родственных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирмы в экспорто - ориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, информацией, выступает необходимым условием создания и поддержания конкурентного преимущества в мировой торговле для фирм соответствующих отраслей.

В общей картине конкурентных преимуществ М. Портер отводит роль также  с л у ч а ю     и    п р а в и т е л ь с т в у  .

 Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни правительство. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести новые изобретения, крупные технологические сдвиги (прорывы), резкие изменения цен на ресурсы (например, «нефтяной шок»), значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах, всплески мирового или местного спроса, политические решения правительств, войны и другие непредвиденные обстоятельства. Случайные события могут изменить позиции соперничающих государств. Они могут свести на нет преимущества старых мощных конкурентов и усилить экспортный потенциал других государств.

Р о л ь    п р ав и т е л ь с т в а   в формировании национального конкурентного преимущества состоит в оказании значительного влияния на все основные детерминанты «национального ромба», причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. На параметры факторов производства и спроса правительство воздействует денежно-кредитной, налоговой, таможенной политикой. Само правительство в большинстве стран является покупателем товаров для армии, транспорта, связи, образования, здравоохранения и других отраслей. Осуществляя антимонопольное регулирование, правительство оказывает воздействие на поддержание оптимальной конкурентной среды в ведущих секторах и отраслях национальной экономики. Наконец, правительство во многих странах содействует развитию родственных и сопряженных отраслей, взаимодействующих с ведущими экспортными отраслями.

Особое внимание М. Портер обращает на то, что во многих странах компании, успешно выступающие на мировых рынках, охватывают своей деятельностью и определяют уровень развития целого спектра отраслей, так называемый кластер. Отражая динамику конкурентных преимуществ страны, кластеры формируются, расширяются, но они могут и свертываться, и распадаться.

Таким образом, теория М. Портера наиболее полно отражает важнейшие факторы, определяющие конкурентные преимущества той или иной страны.

Контрольные задания

Задание 1. Средняя цена нефти на мировом рынке 100 долл. за баррель (1 баррель = 158 л.). средняя доля издержек в цене нефти равна 10%, а в России – 15%. Средняя мировая цена зерна равна 7 долл. за бушель (1 бушель – 36,36 л.), а в России – 11,4 долл. за бушель, средняя додя затрат на производство зерна в мире равна 60 %, а в России – 70 %.

Определить:

1. Абсолютные средние мировые и российские издержки на добычу нефти и производство зерна.

2. Относительные мировые и российские издержки на нефть и зерно.

3. Сделать выводы относительно выгодности торговли для России.

Задание 2. На основе следующих данных рассчитать экономию труда (в часах) и выигрыш в количестве товаров России и Германии, если Россия обменяет 5 кг сыра на 3 кв.м трикотажа.

.

Производительность

Россия

Германия

Сыр (кг/час)

5

1

Трикотаж (кв.м/час)

1

3