12.1. Переход к новой структуре федеративного устройства
В соответствии с указом президента от 13.05.2000 г. на территории Российской Федерации образованы семь федеральных округов. Чем была вызвана необходимость создания новой территориальной формы государственного управления? Во-первых, в 90-е годы ХХ в. была утрачена управляемость государством, подорвана управленческая вертикаль власти – от высшей, федеральной до региональной и местной. Во многих регионах сложилась не «диктатура закона», а режим личной власти, создавший правовой, политический и экономический беспредел. Усиливалась тенденция суверенизации регионов, угрожавшая территориальной целостности государства. Принятые в субъектах федерации правовые акты часто (по некоторым данным, до 20%) противоречили Конституции страны. Федеральные законы не соблюдались более чем в 40 регионах. Дело доходило до того, что некоторые регионы закрепляли за собой право объявлять чрезвычайное положение и даже … войну. Одной из причин нарушения властной вертикали было чрезмерное придание идеологической направленности реформам в ущерб объективным закономерностям. Предавался забвению отечественный (в том числе советский) и зарубежный опыт разумного сочетания плана и рыночных отношений, что тормозило проведение реформ.
Другая причина осложнения федерального управления в регионах – изначально непродуманный характер административного деления и государственно-территориального устройства России. Управление более чем 80-ю регионами из единого федерального Центра весьма затруднительно. Все субъекты федерации, согласно Конституции, имеют равные декларируемые права («симметричная федерация»), но обладают неравным статусом («асимметричная федерация»). Так, республики имеют больше политических и экономических прав, чем края, области и автономные округа. Республики провозглашены государствами, имеющими свои конституции, а края и области руководствуются своими уставами. Республики устанавливают свое гражданство, имеют президента и другие атрибуты государственности. В ответ на это произошли изменения в федеративном устройстве России (см. прил. 7): Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ объединились в Пермский край (1 декабря 2005 г.); Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа присоединились к Красноярскому краю (1 января 2007 г.); Камчатская область и Корякский автономный округ объединились в Камчатский край (1 июля 2007 г.); Усть-Ордынский Бурятский автономный округ присоединился к Иркутской области (1 января 2008 г.); Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край (1 марта 2008 г.).
Созданная новая вертикаль власти во главе с полномочными представителями президента в округах – макрорегионах повышает эффективность работы федеральных органов государственной власти и контроль за исполнением их решений. Тем самым создан действенный институт федерального управления регионами. Основные властные полномочия полпредов – это контрольно-координирующие функции по отношению к регионам в интересах федеральной власти. Федеративные отношения, следовательно, поднимаются на качественно иной уровень. Центр получает прочную опору в макрорегионах, реально гарантируется территориальное единство страны. Каждый из округов – макрорегионов представляет собой своеобразный народнохозяйственный комплекс, имеющий свою историческую, природную и экономическую специфику, огромный производственный потенциал.
Согласно указу президента РФ Д.А. Медведева от 19 января 2010 г. из состава Южного федерального округа выделен новый, восьмой округ – Северо-Кавказский.
При наличии 11 исторически сложившихся экономических районов (Центр, Север, Северо-Запад, Волго-Вятка, Центральное Черноземье, Северный Кавказ, Повольжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток) наиболее оптималь-ным оказался вариант выделения восьми федеральных округов (табл. 11). Сетка федеральных округов имеет сравнительно небольшие колебания экономического и структурно-организаци-онного потенциала (населения – в 5 раз, количества входящих областных единиц – в 4 раза). Во-вторых, наличие восьми округов почти уравновешивает управленческие нагрузки центра и округа. В-третьих, на стабилизацию социально-политической обстановки в регионах влияет степень «присутствия» национального фактора: максимальный удельный вес населения национальных образований составляет в каждом из восьми округов 35–39% .
Т а б л и ц а 11
Состав федеральных округов России
№ | Округ, административный центр | Субъекты Российской Федерации | Экономические районы |
1 | Центральный федеральный округ, Москва | Области: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская; г. Мо-сква | Центральный, Центрально-Черноземный |
Продолжение табл. 11
№ | Округ, административный центр | Субъекты Российской Федерации | Экономические районы |
2 | Северо-Западный федеральный округ, Санкт-Петербург | Республики: Карелия, Коми; области: Архангельская, Вологодская, Калининградская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская; г. Санкт-Петербург; Ненецкий автономный округ | Северо-Западный, Северный, Калининградская область |
3 | Южный федеральный округ, Ростов-на-Дону | Республики: Адыгея, Калмыкия; Краснодарский край; области: Астраханская, Волгоградская, Ростовская | Поволжский, Северо-Кавказский |
4 | Северо-Кавказский федеральный округ, Пятигорск | Республики: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Се--верная Осетия–Ала-ния, Чеченская; Ставропольский край | Северо-Кавказский |
5 | Приволжский федеральный округ, Нижний Новгород | Республики: Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чу-вашская, Пермский край; области: Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Са-ратовская, Ульяновская | Волго-Вятский, группы средневолжских и западноуральских регионов |
6 | Уральский федеральный округ, Екатеринбург | Области: Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская; ав-тономные округа: Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий | Уральский |
Окончание табл. 11
№ | Округ, административный центр | Субъекты Российской Федерации | Экономические районы |
7 | Сибирский федеральный округ, Новосибирск | Республики: Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; края: Алтайский, Забайкальский, Красноярский; области: Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская
| Западно-Сибирский (в основном), Восточно-Сибирский |
8 | Дальневосточный федеральный округ, Хабаровск | Республика Саха (Якутия); края: Камчатский, Приморский, Хабаровский; области: Амурская, Магаданская, Сахалинская; Еврейская автономная область; Чукотский автономный округ
| Дальний Восток |
Система из восьми федеральных округов построена на базе 11 экономических районов и почти совпадает в границах с восемью межрегиональными ассоциациями (табл. 12). При этом необходимо отметить, что эти округа впервые выделены для высшего государственного управления (федеральный уровень) как особые районы – макрорегионы.
Итак, вновь образованные федеральные округа представляют собой административно-экономические макрокомплексы как высшие звенья государственно-территориального устройства. Тем самым обеспечивается системный анализ состояния, проблем и перспектив развития регионов России, эффективное использование мощного ресурсного потенциала территориальных образований, упрочение единого социокультурного, экономического и политико-правового пространства страны.
Т а б л и ц а 12
- И.Ф. Кефели, в.В. Шляпников Политическая регионалистика
- 1. Политическая регионалистика в системе научных знаний
- 1.1. Структура и понятия регионалистики
- 1.2. Взаимосвязь регионалистики со смежными дисциплинами
- А рхетип тип культурно-исторический потенциал.
- 1.3. Предмет политической регионалистики
- Контрольные вопросы
- 2. Политическая регионалистика как область междисциплинарных исследований и политических решений
- 2.1. Региональная политика
- 2.2. Политическое пространство
- 2.3. Политическое время
- Контрольные вопросы
- Библиографические ссылки на источники
- 3. Теоретические и методологические основания политической регионалистики
- 3.1. Территориальная организация хозяйства
- 3.2. Факторы и особенности регионального развития
- 3.3. Диагностика и прогнозирование развития регионов
- Контрольные вопросы
- 4. Страны и регионы мира
- 4.1. Региональная структура мира
- 4.2. Геоцивилизации в региональной структуре мира
- Контрольные вопросы
- 5. Геоцивилизационная картография макрорегионов евразии
- 5.1. Геоцивилизации Евразии
- 5.2. Региональная геополитика Западной Евразии
- 5.2.1. Вышеградская группа: геополитический альянс государств Центральной и Восточной Европы
- 5.2.2. Евразия и Россия в контексте западной геостратегии
- 5.2.3. Ближневосточный регион – зона геополитических притязаний акторов мировой политики
- 5.3. Региональная геополитика Восточной Евразии
- 5.3.1. Каспийский регион – зона разрешения геополитических и геоэкономических противоречий
- 5.3.2. Пространство шос
- 5.3.3. Геополитическая ситуация в регионах Восточной Евразии
- Контрольные вопросы
- Библиографические ссылки на источники
- 6. Региональные межгосударственные объединения в современном мире
- 6.1. Межгосударственные объединения
- 6.2. Региональные межгосударственные объединения
- Сравнительные характеристики региональных блоков
- 6.3. Российская Федерация и региональные межгосударственные объединения
- 7. Историко-культурные зоны россии
- 7.1. Историко-культурная зона Балтийского региона
- 7.2. Днепро-Двинская историко-культурная зона
- 7.3. Волго-Окская историко-культурная зона
- 7.4. Историко-культурная зона Верхняя Русь
- 7.5. Процессы расселения в историко-культурных зонах
- Контрольные вопросы
- 8. Региональная структура российской федерации
- 8.1. Северный регион
- 8.2. Северо-Западный регион
- 8.3. Центральный регион
- 8.4. Центрально-Черноземный регион
- 8.5. Волго-Вятский регион
- 8.6. Поволжский регион
- 8.7. Северо-Кавказский регион
- 8.8. Уральский регион
- 8.9. Западно-Сибирский регион
- 8.10. Восточно-Сибирский регион
- 8.11. Дальневосточный регион
- 8.12. Калининградская область
- Контрольные вопросы
- 9. Демографические аспекты политической регионалистики россии
- 9.1. Общая демографическая ситуация
- 9.2. Трудовой и демографический потенциал
- Занятое население по видам экономической деятельности
- Изменение численности населения России
- Суммарный коэффициент рождаемости населения России (число детей в расчете на одну женщину)
- Ожидаемая продолжительность жизни в России (число лет)
- Доля трех возрастных групп в населении России
- Контрольные вопросы
- 10. Российский федерализм: сущность, истоки, современное состояние
- 10.1. Сущность и истоки федерализма
- 10.2. Взаимоотношения федерального Центра и субъектов федерации
- 10.3. Национальные факторы федерализации
- 10.4. Национальное самочувствие
- Контрольные вопросы
- 11. Политико-правовые аспекты регионального развития россии
- 11.1. Исторические предпосылки федеративного устройства
- 11.2.Современные принципы районирования и территориального деления
- Данные административно-территориальных образований некоторых стран
- Контрольные вопросы
- 12. Федеральный округ как высшее государственно-территориальное образование
- 12.1. Переход к новой структуре федеративного устройства
- Удельный вес федеральных округов в общероссийских основных социально-экономических показателях в 2008 г., %
- 12.2. Центральный федеральный округ
- 12.3. Северо-Западный федеральный округ
- 12.4. Южный федеральный округ
- 12.5. Северо-Кавказский федеральный округ
- 12.6. Приволжский федеральный округ
- 12.7. Уральский федеральный округ
- 12.8. Сибирский федеральный округ
- 12.9. Дальневосточный федеральный округ
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Основные показатели государств, входящих в мировые геоцивилизации
- Устав Организации Объединенных Наций (выдержки)
- Глава VIII. Региональные соглашения
- Региональные межгосударственные объединения
- Конституция Российской Федерации (выдержки и комментарии к статьям)
- Концепция внешней политики Российской Федерации (выдержки)
- I. Общие положения
- IV. Региональные приоритеты
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (выдержки)
- I. Общие положения
- II. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития
- Федеративное устройство России (по состоянию на 1 марта 2008 г.)
- Политическая регионалистика
- 198005, С.-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д.1.