Сравнительные характеристики региональных блоков
Региональный блок | Площадь, км2 | Население, чел. | ВВП (ППС), долл. | ВВП (ППС), на душу населения, долл. | Число стран-участниц |
Европейская ассоциация свободной торговли | 529,600 | 12,233,467 | 471,547 | 38,546 | 4 |
Европейский союз | 4,325,675 | 496,198,605 | 12,025,415 | 24,235 | 27 |
Евразийское экономическое сообщество | 20,789,100 | 208,067,618 | 1,689,137 | 8,118 | 6 |
Шанхайская организация сотрудничества | 33,489,000 | 4,200,000,000 | – | – | 6 |
Окончание табл. 2
Региональный блок | Площадь, км2 | Население, чел. | ВВП (ППС), долл. | ВВП (ППС), на душу населения, долл. | Число стран-участниц |
Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии | 5,136,740 | 1,467,255,669 | 4,074,031 | 2,777 | 8 |
Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива | 2,285,844 | 35,869,438 | 536,223 | 14,949 | 6 |
Ассоциация государств Юго-Вос-точной Азии | 4,400,000 | 553,900,000 | 2,172,000 | 4,044 | 10 |
CSN | 17,339,153 | 370,158,470 | 2,868,430 | 7,749 | 10 |
CACM | 422,614 | 37,816,598 | 159,536 | 4,219 | 5 |
Agadir | 1,703,910 | 126,066,286 | 513,674 | 4,075 | 4 |
ВАС (EAC) | 1,763,777 | 97,865,428 | 104,239 | 1,065 | 3 |
ЦАВЭС (CEMAC) | 3,020,142 | 34,970,529 | 85,136 | 2,435 | 6 |
SACU | 2,693,418 | 51,055,878 | 541,433 | 10,605 | 5 |
Т а б л и ц а 3
Основные показатели наиболее крупных государств, входящих в ООН
ООН и страны для сравнения | Площадь, км2 | Население, чел. | ВВП (ППС), долл. | ВВП (ППС) на душу населения, долл. | Число административных единиц |
OOH | 133,178,011 | 6,411,682,270 | 55,167,630 | 8,604 | 192 |
Бразилия | 8,514,877 | 187,560,000 | 1,616,000 | 8,600 | 27 |
Германия | 357,050 | 82,438,000 | 2,585,000 | 31,400 | 16 |
Канада | 9,984,670 | 32,507,874 | 1,165,000 | 35,200 | 13 |
Окончание табл. 3
ООН и страны для сравнения | Площадь, км2 | Население, чел. | ВВП (ППС), долл. | ВВП (ППС) на душу населения, долл. | Число административных единиц |
Китай | 9,596,960 | 1,306,847,624 | 10,000,000 | 7,600 | 33 |
Индия | 3,287,590 | 1,102,600,000 | 4,042,000 | 3,700 | 35 |
Россия | 17,075,200 | 143,782,338 | 1,723,000 | 12,100 | 85 |
США | 9,631,418 | 296,900,571 | 12,980,000 | 43,500 | 50 |
Япония | 377,873 | 128,085,000 | 4,220,000 | 33,100 | 47 |
Данные приведены по: Всемирная книга фактов ЦРУ (2005), World Economic Outlook Database (МВФ).
В рамках региональных межгосударственных объединений и группировок возможны различные формы региональной интеграции:
зона свободной торговли предполагает, что участники ослабляют или отменяют ограничения на торговлю внутри зоны при сохранении внешних таможенных тарифов;
таможенный союз предусматривает, что все страны-уча-стницы договариваются о единых тарифах на продукцию, импортируемую из государств, не входящих в союз;
общий рынок означает, что все характеристики таможенного союза дополняются свободным движением капитала, рабочей силы, услуг, т.е. отсутствие ограничений на перемещение всех факторов производства;
экономическое сотрудничество подразумевает согласование экономической политики для обеспечения устойчивого развития; содействие развитию внутрирегиональной торговли; поэтапное создание единого общего рынка или зоны свободной торговли в будущем; выработку общих позиций и стратегий по экономическим и социальным вопросам при рассмотрении их в международных организациях и на международных форумах;
экономический союз направлен на сотрудничество стран в разработке экономической политики и стратегии стран-членов; координацию промышленной политики; свободное перемеще- ние товаров, капиталов, рабочей силы; координацию в области регулирования частного предпринимательства и законодатель-ства.
Основные направления в деятельности региональных межгосударственных объединений:
совместные согласованные действия в политике, в развитии экономики стран-участниц: обеспечение устойчивых темпов роста, свободное движение товаров и капиталов;
координация планов и перспектив развития важнейших отраслей экономики: промышленности, сельского хозяйства, финансов, транспорта и др.;
содействие инвестиционной и инновационной деятельности в рамках отдельных стран и в рамках объединения;
содействие развитию предпринимательства на уровне отдельных фирм; обеспечение свободного передвижения капиталов и рабочей силы; защита прав собственности и свободы ведения бизнеса.
Во взаимосвязанной системе межгосударственного сотрудничества выделяют следующие региональные организации (см. прил. 3):
организации, входящие в структуру Организации Объединенных Наций;
стран Западной Европы;
государств Центральной и Восточной Европы и Азии;
Северной, Центральной и Южной Америки;
государств Азиатско-Тихоокеанского региона;
арабских государств;
государств Африканского континента.
В современных условиях в мире значительно возросла роль региональных межгосударственных объединений, входящих в состав ООН. В них на правительственном уровне решаются вопросы координации экономической политики и нахождения баланса интересов государств-членов на основе формирования консенсуса. Всего в рамках ООН действуют пять таких организаций, именуемых «комиссиями»:
Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК/ООН);
Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК);
Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО);
Экономическая и социальная комиссия ООН для Западной Азии (ЭСКЗА);
Экономическая комиссия ООН для Африки (ЭКА).
Эти организации содействуют экономическому и социальному развитию стран – членов региональных комиссий; выработке согласованных действий и координации политики стран в рамках региона, развитию внутрирегионального сотрудничества с международными и региональными организациями; выполнению проектов и программ в области развития экономики.
Интеграционные процессы, происходящие на межгосударственном уровне, оказывают большое влияние на развитие европейских стран. В Европе сложилась и функционирует единственная в мире группировка, основанная на полной интеграции ее членов, имеющая единый механизм регулирования хозяйственной деятельности, а также единую конституцию и унифицированное законодательство. Национальные государства постепенно гармонизируют собственные законодательства с общим для стран-участниц, отказываются от своих функций и передают часть своих прав наднациональным органам.
Важное значение в рамках европейского сотрудничества имеют вопросы координации политики и деятельности в области транспорта, гражданской авиации, обеспечения безопасности воздушной навигации. Одним из приоритетных направлений интеграции стало научно-техническое сотрудничество на основе реализации совместных межгосударственных программ. Такой является программа «Эврика», объединяющая компании более 30 европейских стран. Она охватывает новейшие технологии, прежде всего в микроэлектронике, информатике, в создании средств автоматизации и лазерной техники, биотехнологии, в производстве новых материалов. В реализации ее проектов участвуют более трех тысяч предприятий, научных лабораторий и центров.
Формы региональной интеграции в рамках региональных межгосударственных объединений стран Америки:
1) зона свободной торговли: Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), предусматривающая отмену пошлин во взаимной торговле;
2) общий рынок: Южный общий рынок (МЕРКОСУР). Здесь действует отмена пошлин и нетарифных ограничений; свободное движение капиталов и рабочей силы; введение единого внешнего тарифа; координация политики по отраслям экономики; координация валютно-финансовой политики;
3) экономическое сотрудничество: Организация американских государств (ОАГ); Латиноамериканская экономическая система (СЕЛА); Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ). Предполагается согласование экономической и социальной политики; содействие развитию экономического сотрудничества; выработка общих позиций по стратегическим вопросам;
4) экономический союз и общий рынок: Карибское сообщество и Карибский общий рынок (КАРИКОМ); Андская группа; Организация восточнокарибских государств (ОВКГ). Декларируется выработка единой экономической политики; согласование промышленной и структурной политики; содействие развитию предпринимательства; общий рынок – свободное движение товаров, капиталов, людей; координация внешней политики; сотрудничество в отраслях экономики, науки и техники, международных отношениях; гармонизация законодательства.
Практически все действующие региональные межгосударственные объединения стран Азии и Тихого океана руководствуются в своей деятельности следующими целями: согласование экономической политики; координация политики и стратегии экономического и социального развития; сотрудничество в отраслях экономики; развитие внутрирегиональной торговли; промышленное сотрудничество, свободное движение капитала, передача технологий, предоставление помощи.
Среди арабских государств наибольшая степень интеграции достигнута в Совете арабского экономического единства (САЭЕ), представляющем собой общий рынок, в котором существует свободное движение товаров, капитала и рабочей силы. В его рамках ведется унификация законодательства стран-членов, а также согласование экономической политики и координация деятельности по всем важнейшим отраслям экономики. Деятельность Совета по сотрудничеству арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) предусматривает координацию экономической политики стран-членов; сотрудничество по отраслям экономики и финансов, а также содействие развитию предпринимательской деятельности. В будущем предполагается создание общего рынка стран – членов ССАГПЗ.
Все региональные межгосударственные объединения стран Африки имеют как политические, так и экономические цели. Их деятельность направлена на координацию политики по важнейшим отраслям хозяйства; осуществление сотрудничества путем реализации совместных программ в промышленности, сельском хозяйстве, объектах инфраструктуры; согласование и координацию планов и проектов развития, совместную разработку стратегий, в том числе в области инвестиций, совместного производства, оказания поддержки развитию предпринимательства.
- И.Ф. Кефели, в.В. Шляпников Политическая регионалистика
- 1. Политическая регионалистика в системе научных знаний
- 1.1. Структура и понятия регионалистики
- 1.2. Взаимосвязь регионалистики со смежными дисциплинами
- А рхетип тип культурно-исторический потенциал.
- 1.3. Предмет политической регионалистики
- Контрольные вопросы
- 2. Политическая регионалистика как область междисциплинарных исследований и политических решений
- 2.1. Региональная политика
- 2.2. Политическое пространство
- 2.3. Политическое время
- Контрольные вопросы
- Библиографические ссылки на источники
- 3. Теоретические и методологические основания политической регионалистики
- 3.1. Территориальная организация хозяйства
- 3.2. Факторы и особенности регионального развития
- 3.3. Диагностика и прогнозирование развития регионов
- Контрольные вопросы
- 4. Страны и регионы мира
- 4.1. Региональная структура мира
- 4.2. Геоцивилизации в региональной структуре мира
- Контрольные вопросы
- 5. Геоцивилизационная картография макрорегионов евразии
- 5.1. Геоцивилизации Евразии
- 5.2. Региональная геополитика Западной Евразии
- 5.2.1. Вышеградская группа: геополитический альянс государств Центральной и Восточной Европы
- 5.2.2. Евразия и Россия в контексте западной геостратегии
- 5.2.3. Ближневосточный регион – зона геополитических притязаний акторов мировой политики
- 5.3. Региональная геополитика Восточной Евразии
- 5.3.1. Каспийский регион – зона разрешения геополитических и геоэкономических противоречий
- 5.3.2. Пространство шос
- 5.3.3. Геополитическая ситуация в регионах Восточной Евразии
- Контрольные вопросы
- Библиографические ссылки на источники
- 6. Региональные межгосударственные объединения в современном мире
- 6.1. Межгосударственные объединения
- 6.2. Региональные межгосударственные объединения
- Сравнительные характеристики региональных блоков
- 6.3. Российская Федерация и региональные межгосударственные объединения
- 7. Историко-культурные зоны россии
- 7.1. Историко-культурная зона Балтийского региона
- 7.2. Днепро-Двинская историко-культурная зона
- 7.3. Волго-Окская историко-культурная зона
- 7.4. Историко-культурная зона Верхняя Русь
- 7.5. Процессы расселения в историко-культурных зонах
- Контрольные вопросы
- 8. Региональная структура российской федерации
- 8.1. Северный регион
- 8.2. Северо-Западный регион
- 8.3. Центральный регион
- 8.4. Центрально-Черноземный регион
- 8.5. Волго-Вятский регион
- 8.6. Поволжский регион
- 8.7. Северо-Кавказский регион
- 8.8. Уральский регион
- 8.9. Западно-Сибирский регион
- 8.10. Восточно-Сибирский регион
- 8.11. Дальневосточный регион
- 8.12. Калининградская область
- Контрольные вопросы
- 9. Демографические аспекты политической регионалистики россии
- 9.1. Общая демографическая ситуация
- 9.2. Трудовой и демографический потенциал
- Занятое население по видам экономической деятельности
- Изменение численности населения России
- Суммарный коэффициент рождаемости населения России (число детей в расчете на одну женщину)
- Ожидаемая продолжительность жизни в России (число лет)
- Доля трех возрастных групп в населении России
- Контрольные вопросы
- 10. Российский федерализм: сущность, истоки, современное состояние
- 10.1. Сущность и истоки федерализма
- 10.2. Взаимоотношения федерального Центра и субъектов федерации
- 10.3. Национальные факторы федерализации
- 10.4. Национальное самочувствие
- Контрольные вопросы
- 11. Политико-правовые аспекты регионального развития россии
- 11.1. Исторические предпосылки федеративного устройства
- 11.2.Современные принципы районирования и территориального деления
- Данные административно-территориальных образований некоторых стран
- Контрольные вопросы
- 12. Федеральный округ как высшее государственно-территориальное образование
- 12.1. Переход к новой структуре федеративного устройства
- Удельный вес федеральных округов в общероссийских основных социально-экономических показателях в 2008 г., %
- 12.2. Центральный федеральный округ
- 12.3. Северо-Западный федеральный округ
- 12.4. Южный федеральный округ
- 12.5. Северо-Кавказский федеральный округ
- 12.6. Приволжский федеральный округ
- 12.7. Уральский федеральный округ
- 12.8. Сибирский федеральный округ
- 12.9. Дальневосточный федеральный округ
- Контрольные вопросы
- Библиографический список
- Основные показатели государств, входящих в мировые геоцивилизации
- Устав Организации Объединенных Наций (выдержки)
- Глава VIII. Региональные соглашения
- Региональные межгосударственные объединения
- Конституция Российской Федерации (выдержки и комментарии к статьям)
- Концепция внешней политики Российской Федерации (выдержки)
- I. Общие положения
- IV. Региональные приоритеты
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (выдержки)
- I. Общие положения
- II. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития
- Федеративное устройство России (по состоянию на 1 марта 2008 г.)
- Политическая регионалистика
- 198005, С.-Петербург, 1-я Красноармейская ул., д.1.