logo
Политическая_регионалистика

12.3. Северо-Западный федеральный округ

В геостратегическом отношении Северо-Западный федеральный округ предстает как макрорегион (его называют также Русский Север, Североруссия), являющийся источником минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов не только общероссийского, но и мирового значения. Это наиболее освоенная часть российского арктического сектора, который охватывает низменные окраины Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин, Северо-Сибирской, Яно-Индигирской и Колымской низменностей, Чукотское нагорье. Как известно, Арктика разделена на пять секторов, основанием которых служат северные границы России, Дании и Норвегии (в пределах Евразии), а также США и Канады. Боковыми гранями этих секторов являются меридианы, а вершиной – Северный полюс. В российский арктический сектор входят моря: Баренцево, Белое, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское; острова: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские, Врангеля; регионы: северные территории Мурманской и Архангельской областей, Республики Коми, Красноярского края, Республики Саха (Якутия) и Чукотки. Российский арктический сектор занимает наиболее обширную часть Арктики – около 9 млн км2, из них 6,8 млн км2 приходится на морскую акваторию (Северный Ледовитый океан занимает площадь около 13 млн км2). Площадь Арктического региона составляет 18% территории Российской Федерации – 3,1 млн км2. Площадь континентального шельфа арктической зоны России – около 70% всего континентального шельфа Российской Федерации, более 4,0 млн км2. 20 тыс. км государственной границы проходит по Северному Ледовитому океану. Здесь расположены базы Северного флота и атомного ледокольного флота России. Арктическая зона Российской Федерации имеет особое значение как наиболее открытая (в плане прямого контроля) полоса государственной границы и передовая линия системы обороны. В ее пределах дислоцируются оборонные объекты различного назначения, пограничные заставы, гидрометеорологические и иные научные станции и посты. Некогда расхожая фраза «Кто владеет Евразией, тот владеет всем миром» в начале XXI в. обретает новую интерпретацию: «Кто владеет Арктикой, тот владеет миром». Стратегическое значение для России имеет шельфовая зона в пределах указанных выше морей и Северный морской путь. Действительно, шельфовая зона Арктики хранит огромные запасы углеводородного сырья, редкоземельных металлов, минералов. Здесь сосредоточено 90% извлекаемых ресурсов углеводородов всего континентального шельфа Российской Федерации (из них 70% – на шельфе Баренцева и Карского морей).

Прогнозируемые запасы углеводородов в глубоководной части Северного Ледовитого океана составляют 15–20 млрд т (в переводе на условное топливо). Общая стоимость разведанных запасов минерального сырья недр Арктики по ориентировочным оценкам 1,5–2 трлн долларов, однако степень разведанности – чрезвычайно низкая, а уровень освоения ничтожно мал. Кроме углеводородного сырья, арктические районы содержат запасы апатитового концентрата (более 90% запасов приходится на Кольский полуостров, Таймыр, Якутию и Чукотку); никеля (85% запасов в Норильске, остальное – на Кольском полуострове); меди (около 60% запасов в Норильске, на Кольском полуострове); вольфрама (более 50% запасов – в Якутии и на Чукотке); редкоземельных элементов (более 95% – на Таймыре, Кольском полуострове, севере Якутии); платиноидов (свыше 98% запасов приходится на Норильск и Кольский полуостров); олова (более 75% разведанных запасов и 50% прогнозных – Северо-Янское месторождение); ртути (основные разведанные запасы – в пределах Яно-Чукотской провинции, имеются крупные месторождения на Таймыре); золота, серебра (около 90% запасов – на Чукотке, Таймыре, Кольском полуострове); алмазов (более 99% запасов – в Якутии, Архангельской области и на Таймыре). Дефицитные в России марганцевые, хромитовые и титановые руды рассредоточены следующим образом: марганец – важнейшие месторождения на Новой Земле; хром – в Ямало-Ненецком АО и на Кольском полуострове; титан – на Кольском полуострове.

Арктическое пространство представляет собой глобальный резерват чистого воздуха и пресной воды, это регион с чрезвычайно динамичными и наименее устойчивыми климатическими процессами, нарушение баланса которых неизбежно ведет к глобальным климатическим сдвигам во всем Северном полушарии. По некоторым оценкам, в XXI в. ожидается повышение средней температуры на планете на 0,5–1,5 градуса, в Арктике – на 5–6 градусов. Вклад российской Арктики в поддержание глобального экосистемного баланса оценивается в 12% и превосходит совокупный вклад всех других стран Арктического региона. Этот баланс определяется уникальными нетронутыми экосистемами и, с другой стороны, депонированием трансграничных загрязнений, которые привносятся в Арктику практически со всей планеты. В Российской Федерации представлено примерно 80% всего видового биологического разнообразия Арктики.

Северный морской путь (СМП) почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток. Это важнейшая часть инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера и связующее звено между российским Дальним Востоком и западными районами страны. Он объединяет в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сибири, сухопутные, воздушные и трубопроводные виды транспорта. Для некоторых районов арктической зоны (Чукотки, островов арктических морей и ряда населенных пунктов побережья Красноярского края) морской транспорт – единственное средство перевозок грузов и жизнеобеспечения населения. На направлении Мурманск – Дудинка осуществляется круглогодичная навигация для поддержания деятельности Норильского горно-металлургического комбината. Северный морской путь – это единственный экономически реалистичный путь к природным кладовым российского Севера, Сибири и Дальнего Востока. Актуальна его роль в обеспечении национальной безопасности России в Арктике. На СМП функционируют транспортный флот; линейные, вспомогательные и портовые ледоколы; лоцмейстерские и гидрографические суда; спасательный и природоохранный флот; морские порты и другие объекты берегового хозяйства; навигационно-гидрографическое, гидрометеорологическое и авиационное обеспечение, радиосвязь; аварийно-спаса-тельная служба; базы снабжения и технического обслуживания флота; органы управления морскими операциями; Мурманское, Северное, Арктическое, Дальневосточное, Приморское морские пароходства и судоходная компания «Лукойл-Арктик-Танкер». Он объединяет 27 субъектов Российской Федерации, а с 1991 г. стал открытым для международного плавания. Экономия за рейс (для груза 200 тыс. т) составляет 500 тыс. долл., а возможный ежегодный объем перевозок – 10–15 млн т. В этих условиях чрезвычайно актуален вопрос согласования оборонной и хозяйственной деятельности в акватории СМП, дальнейшее развитие которого связывается с освоением морских месторождений нефти и газа континентального шельфа. Прогнозируется увеличение грузопотоков в связи с освоением Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Дальнейшее развитие хозяйственной деятельности северных регионов России связывают с интенсификацией геологоразведочных работ на шельфе Европейской Арктики и освоением нефтяных и газовых месторождений. В области международного использования СМП продолжается интеграция российского транспортного коридора «Северный морской путь» в мировую транспортную систему. Развитие Арктической морской транспортной системы будет определяться темпами экономической деятельности в арктической зоне и ростом грузовой базы. Северный морской путь является исторически сложившейся единой транспортной коммуникацией Российской Федерации в Арктике. Её акватория, согласно действующим «Правилам плавания по трассам Северного морского пути» (1990), определяется исходя из местоположения пригодных к ледовой проводке судов трасс, которые расположены во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне Российской Федерации. Крайние пункты трасс СМП ограничиваются на западе – западными входами в Новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, на востоке – Беринговым проливом.

Современное состояние СМП характеризуется началом возрождения инфраструктуры в западной части Арктики, связанной с морским экспортом нефти и газоконденсата. В восточной части Арктики пока сохраняется депрессивное состояние, поскольку грузовая база из-за свертывания производства сократилась более чем в четыре раза. Атомный ледокольный флот, с учетом ввода в эксплуатацию в марте 2007 г. атомохода «50 лет Победы» и продления ресурса атомных энергетических установок на действующих атомоходах (всего 5 единиц) смогут до 2015 г. обеспечить бесперебойное функционирование трассы. В таком же состоянии находятся дизельные линейные ледоколы (5 единиц). Арктические порты, за исключением Дудинки, самое слабое звено на Северном морском пути. С 1990 г. они не модернизируются из-за отсутствия средств.

Итак, прогнозные оценки дают основание утверждать, что российская Арктика в долгосрочной перспективе станет мощной минерально-сырьевой базой глобального значения. Приведем некоторые данные о ее сырьевом потенциале. «Арктическая экономика» – самоокупаемая, а компании, работающие в арктической зоне, являются мировыми гигантами («Газпром», нефтедобывающие компании, «Норильский никель», СМП). Здесь производится продукция, обеспечивающая получение около 11% национального дохода России (при доле населения, равной 1% населения России) и составляющая 22% объема общероссийского экспорта. Основные перспективные объемы перевозок по Северному морскому пути увязываются с освоением нефтегазовых месторождений в Карском море (на полуострове Ямал, в бассейнах рек Обь и Енисей) и в Баренцевом море (Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, Приразломного нефтяного и Штокмановского газоконденсатного месторождений). Морской экспорт нефти из арктических месторождений может к 2020 г. достичь 30 млн т в год. Перевозки грузов для ОАО «Норильский никель» стабилизируются на уровне 1,2–1,3 млн т в год. Возобновится экспорт лесной продукции из портов Архангельск, Кандалакша, Игарка и Тикси в объеме до 1,1 млн т. Экспорт продукции металлургической и химической промышленности Красноярского края по Северному морскому пути и реке Енисей ожидается в объеме до 2 млн т. Продукция промышленности Республики Саха (Якутия) и Чукотского автономного округа (нефть, уголь, апатиты, оловоконцентрат, лес), а также северный завоз социально значимых грузов оцениваются в 3 млн т. Объем транзитных перевозок по СМП в обозримой перспективе ожидается не более 0,5 млн т в год. В целом объем перевозок к 2020 г. может превысить 35 млн т в год (для сравнения: максимальный объем был достигнут в 1987 г. и составлял 6,6 млн т). В итоге прогнозируемые крупномасштабные грузопотоки явятся исходными для комплексного развития Арктической морской транспортной системы.

Стратегия развития Северного морского пути на период до 2020 г.:

Особо следует остановиться на стратегии устойчивого развития арктической зоны России. Это предполагает динамический процесс социального и экономического развития на основе совместного частного, государственного и международного партнерства, консолидации действий муниципальных, региональных, федеральных органов власти, характеризующийся сбалансированным состоянием всех элементов системы «человек» – «социум» – «окружающая природная среда». Целями устойчивого развития Арктики выступают, в частности, обеспечение сбалансированного решения проблем сохранения окружающей природной среды и задач социально-экономического развития в интересах нынешних и будущих поколений, восстановление нарушенных природных систем и укрепление национальной безопасности России в Арктике. Административно-территориальное районирование арктической зоны России (решение Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 24 апреля 1989 г.) произведено следующим образом: Печенгский, Кольский, Ловозерский районы Мурманской области; Ненецкий АО Архангельской области; Ямало-Ненецкий АО Тюменской области; Таймырский (Долгано-Не-нецкий) АО Красноярского края; Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Устьянский, Нижнеколымский районы Якутии; Чукотский АО Магаданской области.

Геополитическая и геоэкономическая значимость арктической зоны России определяется следующими показателями. Во-первых, Россия – самая мощная «арктическая экономика мира», к российскому сектору относится около трети всей площади Арктики – это определяющий фактор международного влияния среди циркумполярных стран. Во-вторых, Северный морской путь предстает как катализатор устойчивого прогрессивного развития Арктики, транзитная транспортная магистраль между Западом и Востоком, имеющая геополитическое значение как альтернатива южным маршрутам – единственный межрегиональный путь перевозки грузов в смешанном «река-море» водном сообщении в арктические районы. В-третьих, реализация государственных проектов «Северный морской путь» и «Северный воздушный мост» (кроссполярные перелеты между Северной Америкой и Юго-Восточной Азией) позволит России стать основным оператором международных транспортных потоков. Эти геополитические преимущества России в арктической зоне должны быть закреплены в ходе решения следующих стратегических задач: эффективного и рационального освоения и использования природных ресурсов; обеспечения охраны окружающей среды Арктики и сохранения ее качества; создания условий для развития международных торгово-экономи-ческих связей, включая формирование новых транспортных коридоров и модернизацию Северного морского пути; укрепления позиций и расширения присутствия России в Арктике; развития научных исследований, международного научно-технического сотрудничества в области устойчивого развития арктической зоны России. На нее приходится значительная часть балансовых запасов никеля, меди, олова, кобальта, редких и благородных металлов, титанового, алюминиевого, железорудного, фосфорного и других видов неметаллорудного, нерудного и углеводородного сырья. Минерально-сырьевыми ресурсами богата Мурманская область, в недрах которой находятся крупные и даже мирового значения запасы горно-химического, железорудного, алюминиевого и другого сырья. Хибиногорское месторождение апатито-нефелиновых руд – одно из крупнейших в мире. В нем сконцентрирована подавляющая часть фосфорного сырья России.

В Северо-Западном округе разрабатываются три крупных железорудных месторождения: Оленегорское и Ковдорское в Мурманской области, Костомукшское в Республике Карелия. На территории Карелии обнаружены промышленные запасы урановых руд. Здесь находятся месторождения железных руд, олова, молибдена, титаномагнетитов, кианитов, графитовых руд, талькового камня, мусковита, доломита, серного колчедана, высококремнистых кварцитов.

Перспективы горнодобывающего комплекса Архангельской области в значительной мере связаны с освоением Беломорского месторождения алмазов. Более 60% этих запасов относится к камням ювелирного и околоювелирного качества. Для сравнения, в якутских алмазах этот показатель 25%. Уникальными месторождениями нефти и газа располагает Западно-Арктическая провинция, охватывающая Баренцево и Карские моря. Ненецкий автономный округ обладает значительными запасами углеводородного сырья (нефть, природный газ, газовый конденсат); здесь месторождения каменного угля. На территории Республики Коми расположен крупнейший в Европе угольный бассейн. Кроме того, республика является одним из основных нефтегазодобывающих районов Северо-Запада.

Северо-Запад служит уникальным биосферным резерватом, «легкими Европы». Здесь сосредоточено около 60% общего запаса древесины в Российской Федерации и более четверти мировых запасов леса. На территории Республики Коми при содействии Всемирного фонда дикой природы с 1996 г. осуществляются проекты по созданию так называемых «модельных лесов». По оценке специалистов, данные проекты имеют большое будущее для всей Европы. В макрорегионе сосредоточены значительные запасы пресной воды. Он богат поверхностными и подземными водами, имеет развитую речную сеть и систему озер. Здесь располагается одна из самых привлекательных рекреационных зон Европы.

Макрорегион является современным производственным центром страны, имеющим важное геоэкономическое и оборонное значение. Здесь производится (от общероссийского производства): 20% товарной железной руды, 18% готового проката черных металлов, 17% стали, 21% минеральных удобрений, 38% деловой древесины, 60% всей бумаги, 30% добычи рыбы и морепродуктов, почти 50% судостроительных мощностей, около 60% турбин. Примерно 30% произведенной промышленной продукции направляется на экспорт. В общероссийском масштабе на долю Северо-Запада приходится 11–12% всего российского экспорта.

Санкт-Петербург – главный город Северо-Запада, концентрирующий производственный и научно-технический потенциал оборонно-промышленного комплекса страны. На это есть особые причины. Исторически Санкт-Петербург формировался прежде всего как город-форпост, ядром его экономики были оборонные отрасли. Крупным центром судостроения является Северодвинск, где расположены два предприятия: Северное машиностроительное предприятие («Севмаш»), производящее атомные подводные лодки, и «Звездочка», на котором выполняется ремонт атомных подводных лодок. На их базе создан Государственный российский центр атомного судостроения (ГРЦАС). Все эти предприятия образуют оборонный комплекс, имеющий геостратегическое значение для России.

Северо-Запад выполняет геополитическую функцию эффективного мультимодального транспортного коридора, являющегося важной составной частью единого мирового транспортного пространства. Здесь сложилась развитая комплексная транспортная система, важный элемент единой транспортной инфраструктуры страны, включающий железнодорожный, морской, водный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Транспортная освоенность территории макрорегиона сегодня весьма высока: 7,5 км на 1 тыс. км2 железнодорожной сети; 64,7 км – автомобильных дорог и 8,7 км – внутренних водных путей. Северо-Западу отводится особая роль в общенациональном масштабе, так как его транспортная система стыкуется с европейскими маршрутами и с важнейшими для РФ международными транспортными коридорами (МТК): «Север – Юг», «Запад – Восток», «Северный морской путь», МТК № 1, № 9 и № 2. Через Калининградскую область проходят ответвления транспортных коридоров 1А и 9Д. Это маршруты Гданьск – Калининград – Рига – Хельсинки, Варшава – Калининградская область – Белоруссия – Российская Федерация.

Северо-Запад России омывают Балтийское, Баренцево, Белое и Карское моря. Здесь проходит значительная часть Северного морского пути, расположены крупные порты: Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск, Калининград. После распада СССР остались два направления, где можно развивать полноценную систему коммуникаций для обеспечения международных связей. Это – Север и Дальний Восток, в частности на Северо-Западе – Мурманск и Архангельск. Северный морской путь – это будущее России. И Северо-Запад (особенно северные территории), где начинается эта трасса, заинтересован в ее развитии.

Границы северных полярных владений России определены постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. Водная граница прошла тогда от Кольского полуострова через Северный полюс до Берингова пролива. В 1997 г. Россия ратифицировала Конвенцию по морскому праву 1982 г., отказавшись от особых прав на владения в Арктике и потеряв при этом 1,7 млн км2 своего арктического сектора. Поэтому в настоящее время необходимо отстоять свои права на значительную часть территории Арктики. Важнейшим обстоятельством в сложившейся ситуации является тот факт, что арктическая территория, на которую претендует Россия, на протяжении долгого времени и так считалась русской: этот сектор на всех отечественных географических картах отмечался как советский, а затем – российский. Но так было до появления международной Конвенции ООН по морскому праву, ратифицировав которую Россия сократила свою внешнюю северную границу, потеряв оставшуюся часть Ледовитого океана, в том числе собственный сектор Северного полюса. По мнению российских ученых, Сибирский континентальный шельф простирается в Северный Ледовитый океан, и именно ему принадлежат два океанических арктических хребта Ломоносова и Менделеева. И после предъявления всех соответствующих научных данных Россия сможет вернуть себе территорию площадью 1 млн 200 тыс. км2, образующую так называемый арктический «русский треугольник».

Важнейшая составляющая транспортного комплекса Северо-Запада России – речной транспорт. Благодаря высокой развитости внутренних водных путей сообщения практически в единое целое может быть увязан Баренцево-Беломорский и Балтийский бассейны, что обеспечит круглогодичную транспортировку грузов из государств Западной Европы и Скандинавии в страны Черноморского и Средиземноморского бассейнов, а в рамках транспортного коридора «Север-Юг» – доставку грузов из Европейского сообщества на Каспий и Иран.

Выходящие за пределы Северо-Запада внутренние водные пути Европейской России соединяют регион с Азово-Черноморским бассейном и бассейном Каспийского моря. Таким образом, грузы могут легко перемещаться от Северного Ледовитого океана и Балтики в южном направлении и обратно. Благодаря этому не только внутренние регионы, но и зарубежные страны (Иран, Туркмения, Казахстан, Азербайджан) получают относительно дешевый выход на рынки Северной и Западной Европы.

Крупнейшим транспортным узлом России, осуществляющим международные грузовые и пассажирские перевозки всеми видами транспорта, является Санкт-Петербург. Уникальное географическое положение города позволяет решать стратегически важную для России задачу по осуществлению внешнеэкономической деятельности, усилению позиций на международном рынке транспортных услуг, обеспечению интеграционных процессов.

Санкт-Петербург призван стать единым центром управления Северного морского пути, реальной столицей двух международных коридоров: Транссиба и МТК «Север–Юг». В сентябре 2000 г. в Санкт-Петербурге было подписано межправительственное Соглашение о международном транспортном коридоре «Север–Юг», который задуман как альтернатива евразийскому транспортному коридору ТРАСЕКА. МТК «Север–Юг» предстает как транспортная ось, соединяющая Россию, Индию, Иран, Пакистан, страны Центральной, Восточной и Северной Европы, Средней и Юго-Восточной Азии.

По территории Северо-Западного округа проходят основные нефтегазопроводы России. Одним из наиболее перспективных для российской экономики является проект «Балтийская трубопроводная система» (БТС) для транспортировки российской нефти Тимано-Печорского региона. Его реализация обеспечит не только национальную безопасность России, но и укрепит экономические связи с государствами Северной Европы. Логическим продолжением проекта БТС по созданию новых российских портов в Финском заливе становится перспектива объединения Санкт-Петер-бурга, Ленинградской и Калининградской областей в единый морехозяйственный комплекс.

Таким образом, разнообразные природные ресурсы, крупный промышленный и интеллектуальный потенциал, общая граница, обширное приграничное сотрудничество со странами Европейского союза, достаточно развитая транспортная система с ближним и дальним зарубежьем, наличие крупных морских портов на Балтийском, Баренцевом и Белом морях с выходом на Северный морской путь значительно расширяют геополитические функции Северо-Запада Российской Федерации.

Северо-Запад играет особую военно-стратегическую роль приграничного макрорегиона страны. На протяжении последних столетий он остается геостратегической опорой страны на Балтике и Севере и важнейшим поясом ее геополитической безопасности.