Оптовый товарооборот.
Оптовый Т. представляет собой форму товарных связей между предприятиями; его основная функция — снабжение розничной торговой сети товарами с наименьшими затратами труда и средств. Он охватывает продажу товаров производственными и сбытовыми объединениями (предприятиями) торговым организациям для последующей реализации населению, а также для промышленной переработки. Различают 3 вида оптового Т.: оборот средств производства в основном по планам материально-технического снабжения; оборот с.-х. продукции (закупки и сбыт с.-х. продуктов и сырья); оборот товаров народного потребления рыночного и внерыночного назначения. Объём оптового Т. обусловлен планами розничного оборота и производственными программами промышленности и сельского хозяйства.
Промежуточными продавцами могут быть лица, предприятия и организации, приобретающие товары у производителей или других продавцов для их перепродажи или сдачи в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Промежуточной торговлей могут заниматься промышленные, оптовые и розничные предприятия, посреднические фирмы.
Необходимость оптовой торговли вызывается общественным разделением труда, наличием товарно-денежных отношений, узкой специализацией промышленных предприятий, потребностью в региональном сбалансировании спроса и предложения, быстрой реализации изготовленного товара для возобновления расширенного воспроизводства, доведения его до конечного потребителя.
Характеристика оптовой торговли:
1) Оптовые сделки - крупные, торговая зона - большая.
2) Оптовик мало внимания уделяет стимулированию сбыта, месту расположения своего предприятия, т.к. имеет дело с профессиональными клиентами, а не с конечным потребителем.
3) Различия в правовом обеспечении и налоговом законодательстве (в странах с развитой рыночной экономикой).
Субъекты оптовой торговли. Оптовую торговлю могут осуществлять:
- специализированные крупные предприятия с полным циклом обслуживания;
- с неполным, торгующие широким и узкоспециальным ассортиментом, посредники (фирмы различных форм собственности, оптовики-комивояжёры, оптовые организаторы, оптовики-консигнаторы, брокеры, агенты и др);
- оптово-розничные объединения, созданные на базе специализированных оптовых предприятий, складов бывших торгов и трестов, получивших юридическую самостоятельность;
- склады крупных розничных и промышленных предприятий, магазины-склады;
- оптовые предприятия типа “Кэш-энд-кэрри” (оплатил - забирай);
- оптово-розничные объединения малых и средних предприятий торговли и питания, не имеющие материально-технической базы (на кооперативной основе формируется оптовое звено).
Функции оптовой торговли:
- сбыт и его стимулирование;
- закупки и формирование товарного ассортимента;
- разбивка крупных партий товара на мелкие;
- складирование, транспортировка, финансирование (если с отсрочкой платежа или по предзаказу без оплаты);
- принятие риска;
- информирование о рынке, о конкурентах, о новых товарах, динамике цен;
- услуги по управлению и консультированию.
Основное назначение оптовой торговли состоит в организации бесперебойного рационального товароснабжения розничных продавцов и промышленных предприятий, в обеспечении сбалансированности спроса и предложения.
Главным количественным показателем, позволяющим оценить объём работы оптовой торговли, является оптовый товарооборот - это продажа товаров крупными партиями предприятиям оптовой торговли для последующей перепродажи (розничной торговле - для продажи населению, прочим предприятиям - для промышленного потребления и др.).
Классификация оптовой реализации:
- по назначению: 3 вида оптового товарооборота по реализации:
1. Продажа товара розничным и промышленным предприятиям, учреждениям, организациям, а также на экспорт;
2. Межгосударственный (межреспубликанский) отпуск (продажа товаров за пределы республики другим суверенным государствам на основе межправительственных соглашений);
3. Внутрисистемный отпуск (продажа внутри республики одним оптовым продавцом другому);
- по формам организации товарного движения:
1. складской (продажа товаров оптовым покупателям непосредственно со складов);
2. транзитный с участием в расчётах - продажа товаров со складов промышленного предприятия непосредственно потребителю, минуя склады оптовой базы. При этом расчёт с грузоотправителем осуществляет база, т.к. выписывая счёт-фактуру на партию отгруженных товаров на имя оптовой базы, последняя в свою очередь выписывает накладную или счёт на имя покупателя с включением в сумму счёта оптовой надбавки, определяемой по соглашению сторон для того, чтобы покрыть свои расходы по организации продажи транзитом и получить прибыль.
Оптовая торговля с участием в расчётах - сумма транзитного и складского с учётом в расчётах оборотов. Все качественные показатели оценки работы оптовой торговли исчисляются к оптовому товарообороту с участием в расчётах.
Задачи и порядок анализа оптового товарооборота
Цель анализа - объективная оценка работы и выявление резервов улучшения обслуживания покупателей, совершенствования товародвижения.
Задачи:
- дать оценку выполнения плана оптового товарооборота и поставки товаров покупателям;
- изучить их в динамике;
- выявить и измерить влияние основных факторов на оптовый товарооборот;
- установить причины недостатков торгово-коммерческой деятельности и различные меры по их устранению.
Этапы анализа:
1. Анализ выполнения плана и динамики оптового товарооборота:
- оценивается степень выполнения плана и динамика оптового товарооборота; анализ состава, ассортимента и структуры товарооборота по отдельным покупателям;
- выполнение плана оптового товарооборота по составу виды оптовой реализации: складская и транзитная с участием в расчётах;
- проводится оценка выполнения плана оптового товарооборота по товарным группам и по формам оптовой реализации (например, обувь
- оптовый товарооборот может изучаться также и по направлениям реализации товаров (по рыночным и внерыночным фондам).
Рыночные фонды - отпуск предприятиям розничной торговли и общественного питания для продажи населению.
Внерыночные фонды - отпуск предприятиям для производственных нужд.
2. Анализ равномерности поставки по кварталам, месяцам, декадам.
3. Анализ рациональности товародвижения с помощью методов математического программирования: симплексный, распределительный, метод потенциалов, т.е. транспортная задачи.
4. Анализ влияния факторов на выполнение плана и динамику оптового товарооборота.
Факторы:
- от обеспеченности и использования товарных ресурсов:
- от обеспеченности требуемыми ресурсами и повышения эффективности труда;
- от состояния, развития и эффективности использования МТБ оптового предприятия.
5. Проводят оперативный анализ поставки товаров и оптового товарооборота.
6. Планирование оптового товарооборота.
План оптового товарооборота включает: 1) план оптового товарооборота по общему объёму, структуре, видам; 2) норму товарооборота товарных запасов; 3) план товарного обеспечения.
- Перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Экономика предприятия (организации)»
- Роль и значение торговли в условиях рынка, ее функции.
- Виды торговли:
- Рынок: сущность, виды, функции.
- Можно дать несколько определений рынка:
- Рынок рабочей силы.
- Рынок недвижимости.
- Рынок земли, природных ресурсов, полезных ископаемых.
- Рынок духовного, интеллектуального продукта.
- Сущность предпринимательства, его виды.
- Всё многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано:
- По виду и назначению:
- По формам собственности:
- По количеству собственников:
- Основные формы предпринимательства:
- Организационно-экономические:
- Организационно-правовые предпринимательства:
- Сущность и методы государственного регулирования.
- 5. Торговое предприятие, его сущность.
- 6.Основные функции и цели торгового предприятия в условиях рынка. Факторы влияющие на эффективную работу предприятия.
- 7.Организационно-правовые формы предпринимательства.
- Организационно-экономические форм предпринимательства.
- Планирование, как экономическая категория, его функции и задачи.
- Бизнес-план: сущность и его основные разделы.
- Понятие и сущность коммерческого расчёта, его роль в условиях рыночной экономики.
- Принципы коммерческого расчёта.
- Сущность и значение оптовой торговли.
- 0Сновными задачами оптовой торговли являются:
- Сущность и значение розничной торговли.
- Товарооборот: понятие, состав. Сущность товарооборачиваемости.
- Оптовый товарооборот.
- Розничный товарооборот, его роль и значение.
- Валовый доход в торговых организациях.
- Факторы, влияющие на валовой доход
- Прибыль торгового предприятия.
- Товарные запасы и их виды.
- Источники формирования товарных запасов.
- Сущность себестоимости и её экономическое значение.
- Классификация затрат образующих себестоимость продукции.
- Состав и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции.
- Постоянные и переменные затраты.
- Основные фонды предприятия: экономическая сущность и классификация.
- Основные показатели использования основных фондов.
- Понятие, состав и структура оборотных средств.
- Сущность, классификация и значение капитальных вложений.
- Структура капитальных вложений.
- Планирование инвестиций на предприятии.
- Экономическая эффективность капитальных вложений.
- 33.Нематериальные активы. Аренда. Лизинг.
- 34.Кадры предприятия торговли: характеристика, состав, структура.
- 35.Производительность труда.
- 36.Нормирование труда.
- 37.Основные положения оплаты труда.
- 38.Формы и системы оплаты труда.
- 39.Прибыль и рентабельность.
- 40.Понятие и функции финансов торгового предприятия.
- Финансовый механизм и его элементы.
- Финансовые ресурсы торгового предприятия и их источники.
- Цена, как экономическая категория, функции цены.
- Система и виды цен.
- Торговая наценка и её влияние на установление розничной цены.
- Налог: понятие, сущность и назначение.
- Сущность и формы внешнеэкономической деятельности предприятия.
- Показатели уровня использования оборотных средств.
- Производственная мощность предприятия.
- Показатели использования основных фондов.