logo search
ГОСЫ / Ответы по эконом теории

13. Формирование прибыли фирмы, ее источники и функции

Прибыль выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных фондов.

Экономическое содержание прибыли тождественно понятию «прибавочная стоимость».

Прибыль означает выгоду. Если предприятие (фирма) работает прибыльно, то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на прибыль поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи.

Наличие прибыли позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть «прибыли», которую уплачивает предприятие в виде налога на прибыль и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении. За счет этой прибыли предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтересованы в росте прибыльности предприятия, ибо тем самым увеличатся дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.

Прибыль выполняет следующие четыре функции:

1) ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;

2) полученная прибыль выступает измерителем результатов деятельности предприятия;

3) часть полученной прибыли является источником самофинансирования предприятия;

4) часть прибыли поступает в качестве вознаграждения владельцам капитала (в условиях акционерной формы собственности).

Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.

В условиях рыночных отношений имеются три основных источника получения прибыли:

- первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия

по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта.

Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает

постоянное обновление продукта.

- второй источник связан непосредственно с производственной и

предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех

предприятий. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от

правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску

продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким опросом); во-

вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и

оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей;

послепродажное обслуживание); в-третьих, от объемов производства (чем

больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от

структуры снижения издержек производства.

- третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия.

Его использование предполагает постоянной обновление выпускаемой продукции,

обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение

массы прибыли.