3. Международный франчайзинг
Франчайзинг – это такая форма организации бизнеса, при которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг франчайзора. Франчайзи обязуется продавать продукт или услуги по заранее устанавливаемым франчайзором законам и правилам ведения бизнеса. В замен франчайзи получает право использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки (коммерческая концессия).
Для получения прав, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, так как франчайзи никогда не становится полным владельцем товарного знака, а использует его только в период выплаты взносов. Размер взносов устанавливается во франчайзинговом договоре и являются предметом переговоров.
Франчайзор создает успешный продукт или услуги, например, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Он исследует и развивает бизнес, занимается его продвижением, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (так называемый, «брэнднэйм»).
Франчайзором, как правило, являются компании, которые давно и успешно работают на рынке, предлагая не просто товары и услуги, но и особый стиль работы.
Всю систему бизнеса, передаваемую франчайзи, принято называть франшизой.
После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес-концепции и успешную воспроизводимость бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям приобрести ее франшизу.
Обязательное условие франчайзинга – воспроизводимость бизнеса или его универсальность, когда успех бизнеса определяется успехом самой идеи или концепции, а не частными факторами, такими как, например, местоположение.
Франшиза – это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору.
В американской доктрине франчайзинга, франшиза определяется как «преимущественное право на использование торгового знака и прочих эмблем и символов, включая дизайн, логотипы (от англ. logo – эмблема организации, используемая на выставляемых ею материалах) и прочие материалы идентификации, методов рекламы и завоевания общественной известности, патентов и ноу-хау, методов ведения бизнеса, являющихся коммерческой тайной, стилем и способом оформления интерьера, оборудования и приспособлений, а также изложенных стандартными хозяйственными процедурами, защищенных законом об авторском праве или регистрацией торговой марки, дизайна, патентом или иным способом».
Франшиза представляет собой комплекс исключительных прав, состоящий из:
права действовать под фирменным наименованием и/или коммерческим обозначением франчайзора
права на товарные знаки, торговые марки и т.д.
права пользоваться коммерческой информацией, принадлежащей франчайзору
Таким образом, франшиза – это прежде всего контракт, в котором выражены условия ведения бизнеса с правом возмездного использования торгового имени и фирменных технологий франчайзора.
По способам передачи франчайзингового пакета франчайзинг подразделяют на:
Прямой, когда франчайзер продает франшизу напрямую местному предпринимателю
Субфранчайзинг, если исключительные права на развитие всей системы передаются одному франчайзи, который в свою очередь выступает субфранчайзером для местных франчайзи (такой субфранчайзинговый пакет называют мастерским или мастер-франшизой)
Развивающийся франчайзинг, при котором франчайзер передает эксклюзивные права на развитие какого-то географического региона группе инвесторов, которые, в свою очередь, развивают своих собственных франчайзеров или подбирают франчайзи
По видам деятельности выделяют три основных вида франчайзинга:
Товарный франчайзинг, также называют «франчайзинг продукта (торгового имени)».
Франчайзором обычно являются производитель, продающий законченный продукт или полуфабрикат дилеру-франчайзи, который осуществляет предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции франчайзора и отказывается от продажи товаров конкурентов. Это правило является существенным содержанием взаимоотношений партнеров – франчайзора и франчайзи-дилера.
2. Производственный – продажа франчайзи права на производство и сбыт товара с использованием сырья и материалов, приобретенных у материнской компании.
Фирма, обладающая запатентованной технологией изготовления данного товара, передает права на использование этой технологии и обеспечивает конечного производителя сырьем.
Франчайзи не просто выступает под торговой маркой франчайзора и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзора и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности франчайзи.
3. Деловой или сервисный франчайзинг, называют также «франчайзинг бизнес-формата» – наиболее популярная форма франчайзинга.
При этом методе франчайзер продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзера.
При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзора. Франчайзор может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование, он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи.
Многие виды бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга в современных условиях выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга.
Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон
Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзором
Франчайзор работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе. Он предоставляет необходимую поддержку, с тем, чтобы франчайзи мог сосредоточиться на ежедневных операциях
- Тема 1. Иностранные инвестиции. Общая характеристика. Тенденции развития.
- Экономическая сущность иностранных инвестиций
- 2. Транснациональные корпорации (тнк): понятие, сущность, роль в мировом хозяйстве и движении капитала
- 3. Виды иностранных инвестиций
- По субъекту вывоза иностранного капитала (по формам собственности):
- 2. По характеру использования:
- 3. По способу учета:
- 4. По объекту и цели вложения:
- 4. Инвестиционный климат
- Суверенные рейтинги рф
- 5. Масштабы и тенденции иностранного инвестирования в мире
- Основные показатели развития мировой экономики2
- Тема 2. Регулирование иностранных инвестиций
- Деятельность мфо
- Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (маги)
- Международные соглашения и договоры
- Договор об избежание двойного налогообложения
- Соглашения на уровне отраслей
- Регулирование и система приема иностранного капитала на уровне отдельных стран
- Страны с конкурентоспособной экономикой (сша, Великобритания, Швейцария и т.Д.)
- Страны с развивающейся экономикой
- Тема 3 . Экономические методы стимулирования экспорта и импорта иностранного капитала
- Стимулирование вывоза капитал странами экспортерами
- Страхование инвестиций
- Прямое инвестирование
- Налоговые льготы корпорациям
- Методы стимулирования привлечения капитала странами импортерами
- Методы скрытого перевода прибыли из-за границы и защита интересов принимающих стран
- Тема 4. Организационные формы привлечения иностранных инвестиций
- Общая характеристика организационных форм
- Концессии и подрядные соглашения. Совместные предприятия
- Подрядные соглашения
- 3. Международный франчайзинг
- Преимущества франчайзинга
- I. Для франчайзора:
- II. Для франчайзи:
- Недостатки франчайзинга
- I. Для франчайзора:
- II. Для франчайзи:
- 4. Свободные экономические зоны
- 1. Территориальный подход
- 2. Функциональный подход
- 5. Международный лизинг
- Тема 5 Иностранные инвестиции в России
- История привлечения иностранного капитала в Россию
- 2. Законодательное регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации
- 3. Динамика и структура иностранных инвестиций в рф на современном этапе
- Объем и структура притока иностранных инвестиций в российскую экономику за 1997-2007 гг.5
- Динамика и структура накопленных иностранных инвестиций в России7
- Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику России по странам, млн долл.8
- 4. Повышение инвестиционной привлекательности России