logo
Иностранные инвестиции курс лекций 1

2. Законодательное регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации

Определенный пересмотр подходов к привлечению и использованию иностранных инвестиций начал проявляться уже в конце 80-х гг. (что было связано, например, с первыми попытками формирования свободных экономических зон). Но наиболее кардинальные сдвиги в отношении к иностранным инвестициям произошли в начале 90-х гг., в период уже самостоятельного развития экономики России после распада СССР.

Привлечение иностранных инвестиций является важной составной частью макроэкономической политики любого государства и особенно стран с переходной экономикой. В последние десятилетия резко возросла потребность в разработке международно-правовых основ регулирования движения международных инвестиций.

Будучи страной с переходной экономикой, перед которой стоят серьезные задачи структурных преобразований и модернизации национальной экономики, Россия, заинтересованная в привлечении иностранных капиталов, должна активно участвовать в разработке и заключении двухсторонних и многосторонних соглашений, касающихся регулирования международных потоков капитала.

Важным источником в регулировании инвестиционных отношений являются международные договоры, заключенные Российской Федерацией, которые восполняют пробелы, существующие в национальном законодательстве.

Наиболее важными международными договорами, регулирующие отношения в области инвестиций, являются:

Задачей двухсторонних соглашений является предоставление иностранным инвесторам необходимых правовых гарантий, закрепление основных условий осуществления инвестиций. В России такие соглашения заключаются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.06.2001 № 456 «О заключении соглашений о взаимном поощрении и взаимной защите капиталовложений».

Двухсторонние соглашения содержат нормы по основным вопросам, касающимся иностранного инвестора:

В настоящее время Россией заключено более 60 двухсторонних соглашений о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций (с учетом соглашений, заключенных СССР).

Помимо заключения двухсторонних соглашений, Россия участвует в многосторонних соглашениях. Задачей Сеульской конвенции об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года, в которой России участвует с 22 декабря 1992 года, является предоставление гарантий прямым инвесторам. В 1992 году Россия присоединилась к МВФ и Всемирному банку (МБРР и МФК), а также к Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ), устанавливающей международный механизм страхования иностранных инвестиций. Это очень важно, поскольку страхование инвестиций позволяет в определенной степени смягчить негативные последствия такого сдерживающего иностранные инвестиции фактора, как политическая и социально-экономическая нестабильность в принимающей стране. Сегодня влияние этих факторов в России остается существенным. В июле 1992 года Россия присоединилась к многосторонней Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других стран, в соответствии с которой был создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров – МЦУИС.

Мировая практика выработала универсальный набор мер, используемых для привлечения иностранного капитала:

Многие страны, в том числе развивающиеся государства и страны с переходной экономикой, включают в свои национальные законодательства положения, которые гарантируют иностранным инвесторам:

По российскому законодательству стабильность условий для иностранного инвестора гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. Правительство РФ может принять решение о продлении срока действия прежних условий.

Выделяются три этапа в развитии законодательства РФ об иностранных инвестициях.

Первый этап, охватывающий период с 1989 года по 1996 год, начинается одновременно с проведением экономических реформ и совпадает с периодом приватизации государственной собственности. На данном этапе инвестор понимается в первую очередь как иностранный инвестор, в привлечении которого видится основная и главная цель регулирования. В этот период принимается Закон РСФСР от 4 июля 1991 года № 1541-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Задачей данного закона было регулирование правовых экономических основ осуществления на территории России различных видов иностранных инвестиций в целях привлечения и эффективного использования в российской экономике иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой зарубежной техники и технологий и управленческого опыта. Закон и принятые в его развитие меры послужили стимулом для активизации притока в Российскую Федерацию иностранных инвестиций. За 1991 год количество предприятий с иностранными инвестициями увеличилось в России в два с половиной раза и приблизилось к полутора тысячам, а за 1992 год достигло 2533. В период 1991-1993 года в центре внимания президента и правительства РФ находились вопросы порядка создания предприятий с иностранными инвестициями и создания специальных финансовых институтов, обеспечивающих приток иностранного капитала. В 1993 году был принят Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами», в соответствии с которым были заключены существующие в настоящее время соглашения.

Второй этап охватывает период примерно с начала 1996 года по 1999-2000 гг. На данном этапе происходит формирование инфраструктуры рынка портфельных инвестиций, складывается система органов государственного регулирования рынка финансовых услуг, развиваются институты этого рынка. Приняты Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ «О лизинге», Федеральный закон от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 23 июля 1999 года № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и др. И главное – 9 июля 1999 года был подписан Федеральный закон № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который является в настоящее время основным законом, регулирующим иностранные инвестиции в России. Составленная на основе указанных законов нормативная база способствовала формированию инфраструктуры рынка ценных бумаг и привлечению иностранного капитала.

Третий (современный) этап, продолжающийся и в настоящее время, связан с дальнейшим развитием законодательства об иностранных инвестициях, выработкой путей совершенствования законодательства, приведением его в соответствие с международными нормами. Одним из направлений развития законодательства стало движение в сторону диверсификации форм и способов осуществления инвестирования.

К числу законов, обеспечивающих расширение инвестиционных возможностей, предоставляемых инвесторам, следует отнести: Федеральный закон от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»; Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Таким образом, положительной тенденцией в развитии законодательства, характеризующей современный этап следует признать постепенное приведение действующего инвестиционного законодательства в соответствие с международными нормами. Постепенно стираются различия в регулировании иностранных и национальных инвесторов. Это основная тенденция развития законодательства об инвестициях.