Деятельность мфо
Быстрое трансграничное перемещение огромных капиталов оказывает весьма сильное воздействие на национальные экономики, особенно развивающихся и трансформирующихся стран. При этом разрушающее воздействие может оказать не только бегство капиталов, но и массовый приток иностранных вложений в страну. Это осознается мировой экономической общественностью, странами импортерами и экспортерами капитала, поэтому этот процесс движения капитала регулируется на всех уровнях.
Регулирование иностранных инвестиций осуществляется:
международными финансовыми организациями;
путем заключения международных соглашений и договоров;
законодательством стран импортеров и экспортеров.
Главной регулирующей структурой мирового хозяйства является группа 7( а теперь 8) с обслуживающими ее организациями, которые принимают наиболее важные экономические и политические решения.
МФО создаются путем объединения финансовых ресурсов странами участницами для решения определенных задач в области развития мировой экономики. Этими задачами могут быть:
Операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли
Межгосударственные кредиты – кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита
Инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации резиденты)
Инвестиционная деятельность/кредитование в области внутренних проектов (проектов, затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организации-резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (Например, инфраструктурные проекты, проекты в области IT, развитие транспортных, коммуникационных сетей и т.д.)
Благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований
Среди МФО можно назвать такие крупнейшие финансовые организации: МВФ, ВБ и его группа, ЕБРР, ВТО, ОЭСР (организация экономического развития и сотрудничества).
До последнего времени основные усилия МФО и ведущих стран запада в области регулирования движения капитала были связаны с формированием, так называемых, стандартов обращения с иностранными инвестициями, закреплением принципиальных подходов к определению правового статуса на территории принимающей страны. К концу 20 века это направление дало ощутимые результаты и особую роль в этом сыграли и играют документы, разработанные МФО.
Всемирный банк и МВФ
Были созданы в 1944 году ведущими странами мира для стабилизации экономики после второй мировой войны. С 1992 года Россия является членом этих организаций. ВБ представляет собой объединение МБРР и МАР (международной ассоциации развития) и вместе с МФК, МАГИ и МЦУИС образует Группу всемирного банка. Ядром группы является МБРР крупнейший и старейший финансовый институт из названной группы. Деятельность всех организаций тесно координируется, но одновременно между ними существует достаточно четкое разделение труда. Деятельность ВБ очень схожа с деятельностью МВФ. И та и другая организации предоставляют кредиты организациям, разрабатываю принципы функционирования международной финансовой системы, осуществляют межгосударственные регулирования финансовых и кредитных сферах. Конечные цели этих организаций идентичны: они предоставляют кредиты странам с той целью, чтобы последние, достигнув определенной стабильности, могли отказаться от международной финансовой помощи и опереться на внутренние ресурсы страны. МБРР и МВФ тесно сотрудничают и дополняют друг друга. По соглашению о ВБ в эту организацию могут вступать только страны-члены МВФ. ВБ согласно своей стратегии учредил займы странам для перестройки отраслей экономики и на структурные преобразования. МВФ со своей стороны делает также упор на исправление структурных перекосов в экономике стран-членов. При этом МВФ использует механизм резервного кредитования (stand by), расширенного кредитования и финансирования структурной перестройки. Вместе с тем ВБ и МВФ имеют определенные особенности. МБРР предоставляет 2 вида займов:
финансовые или бюджетозамещающие займы для поддержания платежного баланса, которые предоставляются конечным пользователям на безвозвратной основе
инвестиционные. Включая оказание помощи для финансирования проектов по решению социально-экономических задач страны заемщика. Одна часть этих займов предоставляется на возвратной, а другая на безвозвратной основе. Именно эти займы занимают основное место в деятельности МВФ (практически до 40% этого банка). Виды займов:
специфические инвестиционные
секторальные инвестиционные
займы технической помощи
займы финансовым посредникам (на развитие финансово-кредитной системы)
Займы бывают краткосрочные и долгосрочные.
Процентные ставки по этим займам незначительно выше рыночных.
МВФ
Очень тесно работает с МБРР. Не является банковским учреждением, но осуществляет:
краткосрочное и среднесрочное (от 3 до 5 лет) кредитование стран-членов МВФ для покрытия дефицитов платежных балансов или поддержания макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики
льготное финансирование наибеднейших стран-членов с целью выравнивания платежного баланса и содействия экономическому росту
наблюдение за проводимой странами-членами кредитно денежной и валютной политикой, соблюдением устава МВФ.
Кредиты МВФ наиболее дешевые и льготные. Имеется льготный период, когда выплата основного долга не производится (от3 до 5 лет).
Кредиты носят средне или краткосрочный характер, что не позволяет странам заемщикам решать глубокие экономические проблемы, в связи с чем, они начинают испытывать постоянную хроническую зависимость со стороны фонда, и вынуждены прибегать к дополнительному финансированию. В результате сумма долга и процентов по нему возрастает.
Еще одна проблема, с которой столкнулся МВФ – невозможно обеспечить целевое использование предоставляемых фондом ресурсов. Специалистами была разработана и сделана попытка внедрить в практику системы гарантий под выдаваемые кредиты, однако проконтролировать направление использования средств и на сегодняшний день невозможно.
В последнее время фонд проводит мероприятия по модернизации своей деятельности. Теперь фонд будет не только контролировать состояние экономик отдельных стран, но и изучать их взаимное влияние. Как отмечает руководство фонда, такое расширение деятельности фонда связано с необходимость адаптации деятельности МВФ к требованиям времени. МВФ должен соответствовать результатам мировой экономики и должен быть решать способным решать ее проблемы, так как с момента создания фонда произошли значительные изменения.
МФК
МФК была создана в 1956 году для оказания содействия частному предпринимательству. Главным объектом внимания корпорации являются развивающиеся страны. В отличие от МБРР МФК предоставляет кредиты частным предприятиям без получения гарантии правительства соответствующей страны, а также приобретает акции предприятия, т.е. непосредственно сама участвует в прямом финансировании. Своим участием МФК выступает в роли своеобразного гаранта качества проектов, их реализуемости и эффективности и именно таким путем способствует привлечению частных инвестиций.
МФК финансирует не более 25-35% расходов на проект. Остальные средства поступают от частных инвесторов, которые не в состоянии в полном объеме профинансировать такой проект.
МФК никогда не приобретает пакета акций, т.е. не участвует в управлении предприятием.
Поскольку МФК не получает правительственных гарантий, она делит со своими партнерами все риски связанные с проектом. Предпочтение отдается многонациональным проектам, в которые участвуют и местные, и иностранные инвесторы. Она финансирует создание новых мощностей, а также модернизацию и расширение предприятий во всех сферах экономики.
Ряд проектов финансируемых МФК предусматривает развитие финансового сектора. Например, финансирование создания инвестиционных банков, инвестиционных фондов и т.д.
МФК обязательно оценивает проекты, которые принимает к финансированию и в ходе этой работы может оказать инвестору значительную техническую помощь, а именно в выборе партнера или технологии, поиске рынка быта продукции, предложения наиболее приемлемого финансирования и т.д.
Кроме того, МФК консультирует компании и правительства по широкому кругу вопросов, например, по вопросам развития национального финансового рынка.
МФК помогает правительствам разрабатывать и вводить правовые, административные, бюджетные принципы, необходимые для эффективной деятельности национальной финансовой инфраструктуры.
МФК работает с Россией с 1993 года.
- Тема 1. Иностранные инвестиции. Общая характеристика. Тенденции развития.
- Экономическая сущность иностранных инвестиций
- 2. Транснациональные корпорации (тнк): понятие, сущность, роль в мировом хозяйстве и движении капитала
- 3. Виды иностранных инвестиций
- По субъекту вывоза иностранного капитала (по формам собственности):
- 2. По характеру использования:
- 3. По способу учета:
- 4. По объекту и цели вложения:
- 4. Инвестиционный климат
- Суверенные рейтинги рф
- 5. Масштабы и тенденции иностранного инвестирования в мире
- Основные показатели развития мировой экономики2
- Тема 2. Регулирование иностранных инвестиций
- Деятельность мфо
- Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (маги)
- Международные соглашения и договоры
- Договор об избежание двойного налогообложения
- Соглашения на уровне отраслей
- Регулирование и система приема иностранного капитала на уровне отдельных стран
- Страны с конкурентоспособной экономикой (сша, Великобритания, Швейцария и т.Д.)
- Страны с развивающейся экономикой
- Тема 3 . Экономические методы стимулирования экспорта и импорта иностранного капитала
- Стимулирование вывоза капитал странами экспортерами
- Страхование инвестиций
- Прямое инвестирование
- Налоговые льготы корпорациям
- Методы стимулирования привлечения капитала странами импортерами
- Методы скрытого перевода прибыли из-за границы и защита интересов принимающих стран
- Тема 4. Организационные формы привлечения иностранных инвестиций
- Общая характеристика организационных форм
- Концессии и подрядные соглашения. Совместные предприятия
- Подрядные соглашения
- 3. Международный франчайзинг
- Преимущества франчайзинга
- I. Для франчайзора:
- II. Для франчайзи:
- Недостатки франчайзинга
- I. Для франчайзора:
- II. Для франчайзи:
- 4. Свободные экономические зоны
- 1. Территориальный подход
- 2. Функциональный подход
- 5. Международный лизинг
- Тема 5 Иностранные инвестиции в России
- История привлечения иностранного капитала в Россию
- 2. Законодательное регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации
- 3. Динамика и структура иностранных инвестиций в рф на современном этапе
- Объем и структура притока иностранных инвестиций в российскую экономику за 1997-2007 гг.5
- Динамика и структура накопленных иностранных инвестиций в России7
- Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику России по странам, млн долл.8
- 4. Повышение инвестиционной привлекательности России