Основные объекты прогнозирования природопользования.
состояние здоровья, продолжительность жизни;
состояние экосистем;
уровень Мирового океана, уровень грунтовых вод, уровень вулканической активности;
природные ресурсы;
состояние климата;
состояние окружающей среды.
Федеральные и региональные программы природопользования
Для обоснования основных природоохранных мероприятий целесообразно разрабатывать соответствующие федеральные и региональные программы.
Региональные программы, так же, как и федеральные, должны содержать экологическое обоснование намеченной деятельности по всем вариантам программных решений и включать: анализ состояния природной среды в регионе и достигнутого уровня развития экономики применяемых технологий и методов; выявление неиспользованных возможностей, резервов, включая вторичные ресурсы; определение сроков ввода в эксплуатацию планируемых объектов, в том числе природоохранных мероприятий; прогнозную оценку экологического риска с учетом экологической опасности возможных аварий; определение позитивных и негативных последствий планируемой деятельности; комплекс природоохранных мероприятий, очередность выполнения и план финансирования.
В инновационных программах особое место следует отводить анализу применяемых на данной территории (регионе) технологий и техники, оценке экологической безопасности и ресурсоемкости, рекомендуемых технологических решений, прогнозу изменения экологической обстановки при использовании предлагаемых техники и технологии.
Федеральные программы природопользования разрабатываются органом исполнительным власти РФ, уполномоченным в сфере охраны ОС и рационального использования природных ресурсов. Региональные программы – органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
В соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, разработка проекта и утверждение целевой программы включают в себя следующие основные этапы: 1.разработка проекта концепции целевой программы;2. принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством
РФ и утверждение концепции целевой программы; 3.разработка проекта целевой программы;4.согласование проекта целевой программы;5.экспертиза проекта целевой программы;6.рассмотрение проекта целевой программы на заседании Правительства РФ;7.доработка целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства РФ;8.утверждение целевой программы Правительством РФ.
Подпрограммы целевой программы разрабатываются, утверждаются и реализуются в порядке, принятом для целевых программ.
Отбор проблемдля их программной разработки и решения на федеральном уровне определяется следующимифакторами:
1.значимость проблемы;
2. невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки для ее решения; 3.принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения на этой основе эффективности общественного производства;4.необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения данной проблемы.Целевая программа состоит из следующих разделов:1.характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;2.основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения;4.обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;5.механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления целевой программой, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия государственных заказчиков целевой программы;6.оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.
3. Разработка прогнозов важнейших элементов природной среды (минеральных ресурсов, воздушного бассейна, земель, лесных ресурсов, запасов рыбных ресурсов). Прогнозирование воспроизводства минерально-сырьевой базы. Показатели интенсивности использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Разработка прогнозов земельных ресурсов: Значительное место в прогнозировании природопользования отводится оценкам изменения земельного фонда. Это связано с тем, что доля земельных ресурсов, приходящихся на каждого человека, ежегодно сокращается на 2%, а площадь сельскохозяйственных угодий – на 6–7%. Изменения в земельном фонде прогнозируются по следующим важным направлениям.
1.Площадь сельскохозяйственных угодий. Этот показатель включает в себя площадь пахотных земель, сенокосов и пастбищ. Он составляется на основе ряда самостоятельных прогнозов:
прогноза выбытия земель из сельскохозяйственного оборота в результате опустынивания, водной и ветровой эрозий, отвода на цели, не связанные с сельскохозяйственным использованием;
прогноза перевода земель в разряд сельскохозяйственных из других категорий земельных ресурсов.
Увеличение площади сельскохозяйственных земель можно ожидать за счет вырубки лесов, кустарников и рекультивации.
2.Площадь урбанизированных и техногенно - измененных территорий. Этот прогноз составляется из самостоятельных прогнозов увеличения площади, занимаемой населенными пунктами, промышленными предприятиями, дорогами, газонефтепроводами, карьерами, свалками и другими хозяйственными объектами.
3.Площадь земель, покрытых лесами. Этот прогноз составляется в соответствии с прогнозом вырубки лесов и перевода лесопосадок в разряд лесные ресурсы.
4.Прочие земли. В разряд прочих земель входят территории, занятые горами, ледниками, пустынями, кустарниками, болотами. Это наиболее стабильная в количественном отношении категория земельных ресурсов. Однако и их доля в общем земельном фонде с течением времени может изменяться за счет процессов опустынивания, размыва берегов, улучшения или осушения земель.
На основе частных прогнозов по обозначенным направлениям составляется общий прогноз изменений в земельном фонде. Такой прогноз будет иметь большое значение для стран и регионов, имеющих высокую плотность населения, ограниченные площади сельскохозяйственных угодий, лесов и значительные площади антропогенно измененных территорий.
Разработка прогнозов водных ресурсов:в современных условиях в России возникла реальная угроза количественного и качественного истощения водных источников. Во многих регионах страны усиливается дефицит водных ресурсов, а качество поверхностных вод значительно ниже нормативно-допустимого. Среди показателей прогноза водных ресурсов наиболее важны следующие:
— объемы наличных водных ресурсов в масштабе страны и по регионам; — объем водопотребления; — объем загрязненных, сбрасываемых в водоемы вод; — объемы очищенных вод; — динамика качественных показателей состояния водных источников и др.
Для расчета, обоснования Прогнозных показателей используются нормативно-факторный, экономико-математический, балансовый методы. Расчеты целесообразно начинать с обоснования потребностей экономики, социальной сферы в водных ресурсах. На величину этого показателя оказывают влияние масштабы хозяйственной деятельности отраслей материального производства, социальной сферы, численность населения и др. В прогнозных расчетах необходимо учитывать также возможное сокращение водопотребления за счет внедрения более совершенной техники, технологии, систем оборотного водоснабжения. . Особая актуальность максимально полного выявления и учета всех резервов экономии расхода воды определяется тем, что в России имеет место значительный перерасход этого ресурса в сравнении с нормативами и уровнем потребления в других странах. Перерасход существует как в отраслях материального производства на технологические цели, так и в социальной сфере. Особенно он высок в жилищно-коммунальном хозяйстве: по расчетам специалистов в 3-4 раза больше по сравнению с западными странами.
Разработка прогнозов лесных ресурсов:Основныепоказатели прогноза лесногофонда: площадь вырубки и площадь посадки леса, возрастная породно-качественная структура леса, территориальное размещение лесного фонда и др. Прогнозные расчеты начинаются с определения площади вырубки. Для этого определяется прогнозная потребность всех отраслей экономики и социальной сферы в древесине, которая рассчитывается на основе информации о производственной программе этих отраслей и технологических нормах расхода древесины на производство единицы продукции. После расчета прогнозной площади вырубок определяется площадь посадок. В расчетах ее учитывается не только площадь вырубок, но и то количество деревьев, которое может быть восстановлено естественно.
При разработке лесного прогноза следует стремиться к тому, чтобы коэффициент воспроизводства лесов превышал 1, т. е. чтобы осуществлялось расширенное воспроизводство лесных ресурсов, их накопление и не только в масштабе страны, но и по регионам, особенно малолесистым.
Разработка прогнозов минеральных ресурсов: Основные показатели прогноза состояния ресурсов недр следующие: объемы запасов полезных ископаемых каждого вида, потребность в полезных ископаемых, качество ресурсов недр, использование ресурсов недр. Прогнозируемые объемы запасов полезных ископаемых определяются на основе информации о результатах деятельности геологоразведочной отрасли. Потребность в ресурсах недр рассчитывается в соответствии с производственными программами отраслей — потребителей полезных ископаемых и норм их расходов на единицу продукции.
Прогноз запасов рыбных ресурсов: Основные направления долговременного стратегического развития страны в рыбохозяйственной сфере обозначены в «Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 года», а также в "Концепции развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2020 года", "Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года", Федеральной целевой программой "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах".
Ресурсные исследования и государственный мониторинг водных биологических ресурсов осуществляются на основании Федерального закона №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и Федерального закона № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. №994 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных» и других нормативных правовых актов.
В связи с тем, что большинство промысловых запасов относится к трансграничным, исследования этих запасов осуществляются по совместным программам с научными организациями других стран. Отдельные исследования проводятся в кооперации с научными организациями других ведомств России.
Реализация всего комплекса задач, связанных с изучением, сохранением и рациональным использованием сырьевых ресурсов промысловых гидробионтов, обеспечивается путем:
- проведения учетных съемок на научно-исследовательских судах, а также с борта отраслевого самолета-лаборатории, для учета пополнения и оценки запасов рыб и морских млекопитающих с учетом состояния условий среды их обитания с целью определения величин ОДУ и добычи, а также реализации их в долгосрочных и краткосрочных прогнозах;
- осуществления круглогодичных ресурсных исследований и государственного мониторинга за состоянием среды, кормовой базы промысловых объектов, сырьевой базы промысла, с целью рациональной эксплуатации запасов, эффективной реализации национальных квот и прогнозируемых годовых объемов вылова неквотируемых объектов.
Кроме основных исследований по изучению состояния запасов рыб для оценки рыбохозяйственной ценности водоемов необходимо иметь представление о величине первичной продукции, степени зарастаемости, уровне развития и качественном составе кормовой базы рыб, видовом составе, популяционных показателях и величине запасов основных видов рыб.
Проведение научно-исследовательских работ в области изучения сырьевой базы рыболовства обеспечит получение информации, являющейся основой для разработки и составления перспективных, долгосрочных и краткосрочных прогнозов, а также защиты интересов отечественного рыболовства.
Прогноз состояния воздушного бассейна:Основными критериями качества воздушного бассейна являются показатели предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязнений.
Разработка долгосрочных прогнозов качества воздушного бассейна потребовала применения сложных методов математического моделирования в комплексе с проведением специальных экспериментов в природных условиях.
Основные задачи прогноза загрязнения атмосферы заключаются в том, чтобы обосновать размещение жилых зон на достаточном удалении от промышленных районов, предсказать, на какое расстояние от источника загрязнения распространится факел вредных примесей. Иными словами: нужно рассчитать расстояние от источника загрязнения до границы зоны загрязнения, где концентрации выбрасываемых примесей не будут превышать предельно допустимых, т.е. определить санитарно-защитную зону для каждого источника выброса с учетом аэродинамики по отводу загрязненных масс воздуха за пределы города или поселка.
Важными задачами является и анализ степени загрязнения атмосферы в зависимости от климатических и природных условий местности, технологических параметров источника загрязнения, а также расчет предельно допустимых выбросов предприятий.
Степень опасности загрязнения атмосферного воздуха характеризуется наибольшим рассчитанным значением концентрации, соответствующим неблагоприятным, в том числе опасной скорости ветра. Методика расчета не распространяется на расчет концентраций на дальних (более 100 км) расстояниях от источника выбросов. В ходе прогнозирования загрязнения воздушного бассейна возможно решение и обратных задач по определению технологических параметров производства для соблюдения экологических нормативов.Цель прогноза – дать наиболее вероятную картину и комплексную оценку загрязнения воздушного бассейна.Расчет должен использоваться при проектировании предприятий, в том числе транспортного комплекса, а также при нормировании выбросов в атмосферу реконструируемых и действующих предприятий.
Прогнозирование воспроизводства минерально-сырьевой базы.
В прогнозировании и стратегическом планировании используются следующие макропоказатели:
Доля энергосектора и его отраслей в структуре экономики (в валовом выпуске и ВВП).
Темпы роста продукции сектора и его отраслей и созданных в них добавленных стоимостей.
Динамика ресурсов, потребляемых энергосектором и его отраслями (число занятых, инвестиции в основной капитал, стоимость основных фондов).
Эффективность развития сектора и его отраслей.
Доля минералов, материалов, химических продуктов, лесных и строительных материалов в структуре экспорта и импорта.
Для обоснования этих макропоказателей следует использовать макромодели и балансы:
Воспроизводственно-циклическую модель, построенную на основе МОБ, позволяющие дать количественную оценку взаимосвязей отраслей внутри сектора и с другими секторами.
Перспективный топливно-энергетический баланс.
Энергоэкологический баланс, позволяющий согласованно прогнозировать объем энергопотребления и выбросы парниковых газов в атмосферу.
Прогнозные балансыпо важным видам минерального и лесного сырья, черным и цветным металлам, лесоматериалам, целлюлозе, цементу.
Внешнеторговые балансы по торговым группам и цивилизациям.
В прогнозе развития энерго-сырьевого сектора на среднесрочную и долгосрочную перспективы следует предусмотреть два сценария:
Инерционный:ориентирован на продолжение интенсивной разработки месторождение полезных ископаемых и лесных ресурсов для удовлетворения потребностей экономики и наращивания экспорта топлива, металлов, древесины. Получаемая при этом рента в малой степени направляется на модернизацию, концентрируется государством и крупным бизнесом и в подавляющей части хранится в зарубежных банках. В результате через 10-15 лет Россия столкнется с проблемой исчерпания лучших месторожлений минерального сырья и топлива.
Инновационно-прорывной:крупные инвестиции государства и бизнеса в освоение новых ресурсосберегающих технологий в сферах разведки, добычи, переработки, транспортировки и потребления минерального сырья, топлива и лесных ресурсов.
Более предпочтительным для оценок будущего минерально-сырьевого обеспечения представляется применение показателей, характеризующих металлоемкость энергообеспечения роста ВВП. Как уже отмечалось, при стратегическом прогнозировании задаются ожидаемые уровни ВВП и темпы его роста. С учетом ценового фактора прогнозируются рост энергоемкости ВВП и требуемые темпы энергообеспечения.
4. Проблемы оценки природных ресурсов. Экономические и социальные аспекты эффективности природоохранных мероприятий. Определение важнейших показателей, их характеризующих. Прогнозирование природоохранной деятельности.
Основные проблемы оценки природных ресурсов
В настоящее время научные исследования проблем региональных экономических оценок естественных природных ресурсов и условий находятся еще в начальной стадии, а имеющийся опыт их решения можно рассматривать на уровне современных практических задач лишь как предварительный. Вместе с тем практика народнохозяйственного (в частности, регионального) планирования, широко развернувшиеся в последние годы работы в области прогнозирования развития и размещения производительных сил вызывают необходимость срочно решить методические и практические вопросы, связанные с региональными экономическими оценками естественных природных ресурсов и условий.
В связи с этим можно сформулировать следующие основные проблемы, решение которых является первоочередным:
1. Разработка общих критериев оценки, отражающей технологическую пригодность каждого вида природных ресурсов и условий для различных сфер использования. Оценка должна отражать результат сопоставления качественных и количественных свойств конкретного природного объекта (или региональной совокупности таких объектов) с требованиями, предъявляемыми к нему обществом во временном и пространственном измерении.
2. Изучение специфических особенностей и разработка методических приемов перехода от характеристик свойств природных ресурсов, выраженных в количественных и качественных натуральных показателях, к их стоимостной оценке.
3. Разработка методических положений о соизмеримости и сопоставимости экономических стоимостных оценок отдельных прогнозных ресурсов и условий при определении регионального природно-ресурсного потенциала. Опыты введения коэффициентов (при балльной оценке) в большинстве случаев носят интуитивно-субъективный характер.
4. Разработка системы методик комплексной региональной экономической оценки естественных природных ресурсов и условий. Методологической основой при этом является положение марксистской философии об оценке как ценностном отношении. В качестве объекта оценки выступают различные элементы природных ресурсов и условий, а субъектом, с позиции которого ведется оценка, в широком понимании является общество. Его объективные требования в данном конкретном случае выступают опосредованно через требования сплошных региональных экономических систем и их составляющих — межотраслевых производственно-технологических комплексов, промышленных узлов и районов, территориально-производственных комплексов и т. д.
5. Изучение вопросов практического применения экономических оценок естественных природных ресурсов и условий при региональном планировании и прогнозировании развития и размещения производительных сил.
- 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 2. Необходимость государственного регулирования социальных и экономических процессов и его главные направления
- 3. Необходимость, предпосылки и основные функции макроэкономического планирования
- 4. Понятие, типы и формы макроэкономического планирования
- Виды (типы) макроэкономического планирования
- Тема 1.2. Методология прогнозирования и стратегического планирования
- 1. Долгосрочное прогнозирование как база стратегического планирования в регулировании экономики
- 2. Методологические подходы в прогнозировании национальной экономики
- 3. Прогнозные показатели, балансы и сценарии
- Тема 1.3. Система планов и прогнозов развития социально-экономической системы
- 1. Система плановых документов, подготавливаемых в России и организация разработки народнохозяйственных прогнозов, проектов программ и планов.
- 2. Основные цели, структура и содержание концепции социально-экономического развития Российской Федерации.
- I. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития.
- Направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития:
- II. Этапы инновационного развития
- III. Развитие человеческого потенциала
- IV. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности
- VI. Внешнеэкономическая политика
- VII. Региональное развитие
- VIII. Основные макроэкономические параметры инновационного развития до 2020 года
- 3. Организация макроэкономического планирования в рф.
- 4. Система органов исполнительной власти Российской Федерации, занимающихся различными аспектами плановой работы.
- 5. Министерство экономического развития рф. Главные задачи, перечень и содержание основных функций, обеспечивающих решение этой задачи.
- 6. Правовое обеспечение плановой работы в Российской Федерации.
- Раздел 2 . Прогнозирование и стратегическое планирование экономических и социальных процессов на макроуровне
- Тема 2.1. Демографическая политика и прогнозирование
- 1. Демографические тенденции в России
- 2. Сущность и содержание демографической политики. Современная демографическая политика Российского государства.
- 3. Система показателей демографического прогноза
- 4. Прогноз общей численности и прироста общей численности населения. Метод «возрастной передвижки».
- 5.Вариантность в демографических прогнозах.
- Демографический прогноз до 2030 года
- 6. Механизмы реализации гипотез о вероятных изменениях уровней рождаемости и смертности
- Тема 2.2. Прогнозирование природно-ресурсного потенциала и природоохранной деятельности
- 1. Экологическая политика государства. Экологическая ситуация в Российской Федерации. Основные рычаги государственного воздействия на процесс рационального природопользования.
- Экологическая ситуация в Российской Федерации.
- Основные рычаги воздействия государства на процесс рационального природопользования
- 2. Прогнозирование состояния природной среды. Основные объекты прогнозирования природопользования. Федеральные и региональные программы природопользования: сущность, методы, организация разработки.
- Основные объекты прогнозирования природопользования.
- Экономические и социальные аспекты эффективности природоохранных мероприятий.
- Прогнозирование природоохранной деятельности.
- Тема 2.3. Регулирование и прогнозирование научно-технического прогресса
- Показатели, характеризующие нтп
- Последствия нтр:
- Процесс «утечки мозгов». Особенности научно-технической политики:
- Методы прогнозирования и планирования нтп и инновационной деятельности.
- Задачи прогнозирования нтп на различных стадиях его развития.
- Зарубежный опыт прогнозирования и регулирования нтп, возможности его использования в рф.
- 2.4. Планирование и прогнозирование экономического роста и совокупного спроса
- 1. Экономический потенциал общества. Критерии и показатели экономического потенциала: методика расчета и прогнозирования.
- Экономический потенциал
- Показатели экономического потенциала
- Трудовой потенциал
- Научно-технический потенциал
- Экспортный потенциал
- Инвестиционный потенциал
- Сущность и значение структурно-инвестиционной политики на макроуровне. Ее содержание, инструменты и проблемы реализации в рф.
- Направления структурной перестройки экономики
- Концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года.
- Пределы роста, прогнозы «Римского клуба»
- 4. Структура совокупного спроса. Прогнозирование инвестиций. Структура совокупного спроса
- Прогнозирование инвестиций.
- 2.5.Прогнозирование в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой сферах
- Финансовая политика государства: сущность, цели и содержание. Ее роль в регулировании рыночной экономики.
- Сводный финансовый план государства
- Порядок формирования регионального бюджета
- 2. Кредитная система Российской Федерации. Денежно-кредитная политика государства: сущность, цели, содержание. Центральный банк рф, его взаимодействие с коммерческими банками.
- Центральный банк рф, его взаимодействие с коммерческими банками.
- 3. Стратегии взаимодействия монетарной и фискальной политики.
- 4. Анализ динамики цен промышленной и сельскохозяйственной продукции. Характер инфляционных процессов в России. Статистические и экспертные методы в прогнозах по ценам.
- Статистические и экспертные методы в прогнозах по ценам
- 2.6. Регулирование и прогнозирование рынка труда и занятости
- 2. Трудовой Кодекс рф;
- Проблемы современного рынка труда
- Проблемы обеспечения занятости населения, в условиях рыночного хозяйства.
- Методы прогнозирования.
- Модели согласованности динамики вакансий и числа работоспособных.
- Балансовый метод
- 2.7. Регулирование и прогнозирование социального развития общества и уровня жизни
- Социальное развитие общества в условиях рыночной экономики: сущность и содержание.
- Основные инструменты воздействия государства на социальные процессы
- Социальная инфраструктура общества: сущность, структура, роль в повышении уровня и качества жизни
- Уровень и качество жизни населения: сущность, основные компоненты, факторы на них влияющие, показатели, используемые для их характеристики.
- Основы прогнозирования реальной заработной платы и реальных доходов населения.
- Распределительные процессы в теории и российской экономике.Макроэкономическое регулирование распределительных процессов.
- Значение в регулировании уровня и качества жизни «индивидуальных бюджетов населения», «потребительских корзинок», «прожиточного минимума».
- Назначение прожиточного минимума.
- Методы прогнозирования уровня и качества жизни населения.
- Этапы прогнозной работы при прогнозировании уровня жизни
- Баланс денежных доходов и расходов населения (бдрр). Механизм использования бдрр в прогнозировании.