Поведение фирмы в условиях олигополии:
В связи с тайным сговором фирм о стабилизации цен, фирмы соревнуются в неценовой конкуренции:
А) техническое превосходство
Б) качество и надежность изделия
В) методы сбыта
Г) характер предоставляемых услуг и гарантий
Д) дифференциация условий оплаты
Е) реклама
Ж) экономический шпионаж
- Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость.
- Решения олигополистов относительно объёмов производства и цен — взаимозависимы, т.е. олигополии во всём подражают друг другу. Так если один олигополист снизит цены, то и другие обязательно последуют его примеру. Но если один олигополист повысит цены, то другие могут и не последовать его примеру, т.к. рискуют потерять свою долю рынка.
- На олигополистических рынках отдельные фирмы учитывают возможную реакцию своих конкурентов до того, как начинают рекламу и предпринимают другие расходы по продвижению товара на рынок. Олигополистическая фирма может существенно увеличить свою долю рынка при помощи рекламы только в том случае, если соперничающие фирмы не нанесут ответного удара, начав свои собственные рекламные кампании.
- Фирмы стремятся вступить между собой в сотрудничество для того чтобы устанавливать цены и делить рынки таким образом, чтобы получать максимальную прибыли и избежать перспективы ценовых войн.
-
Модели олигополии. Олигополистические стратегии и теория игр.
ОТВЕТ:
Основные стратегии:
1.Ломаная кривая спроса. Данная модель формируется в результате двух тактик поведения:
-понижение цены одним конкурентом( приведет к тому, что остальные конкуренты будут вынуждены также понизить свои цены для того, чтобы не допустить расширение рынка продажи конкурента лицензиатора.
-повышение цен(остается без внимания, тк конкуренты рассчитывают увеличить объемы продажи за счет того, кто повысел цены)
А-фирма находится в состоянии равновесия, рыночная цены едины для всех продавцов. 2.Установление цен путем сговора.
Примером явного сговора являются картельного типа.
Картель-объединение фирм совместно принимающих решений, оценок, объемов производства и осуществляющих раздел отраслевого рынка.
В случае картеля устанавливается квоты для каждого участника и создается механизм контроля за выполнением условий.
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Микроэкономика»
- Основные этапы развития экономической теории.
- Предмет экономической теории: различные подходы. Современное определение предмета экономической теории.
- Методы экономического исследования: абстрагирование, индукция и дедукция, анализ и синтез, экономическое моделирование.
- Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.
- Виды экономических систем, сравнительная характеристика их эффективности.
- Рынок: условия возникновения, экономическое содержание, функции. Конкуренция и ее виды.
- Структура и инфраструктура рынка.
- Основные категории товарного хозяйства: благо и товар.
- Происхождение и сущность денег. Основные теории денег. Современные деньги.
- Экономические субъекты рынка. Модель кругооборота благ и доходов.
- Предприятие (фирма) как субъект рыночных отношений: понятие, классификация.
- Предложение как экономическая категория: кривая предложения, закон предложения, факторы предложения.
- Эластичность спроса и предложения. Практическое применение понятия эластичности.
- Кардиналистская теория потребительского поведения: закон убывающей предельной полезности и правило максимизации общей полезности.
- Кардиналистская (количественная) теория
- Ординалистская теория потребительского поведения: кривые безразличия, бюджетное ограничение и оптимум потребителя.
- Оптимум потребителя
- Производственная функция и ее виды.
- Издержки предприятия и их виды: переменные, общие и средние. Графическое изображение динамики различных видов издержек.
- Постоянные, переменные и общие издержки
- Средние издержки
- Графическое изображение динамики различных видов издержек.
- Издержки экономические и издержки бухгалтерские. Нормальная и экономическая прибыль.
- Классификация рисков
- Максимальная прибыль достигается в двух случаях:
- Максимизация прибыли в условиях чистой монополии.
- Дифференциация продукции и максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции.
- Максимизация прибыли
- Поведение фирмы в условиях олигополии:
- 3.Лидерство в ценах-это такая ситуация, когда в отраслях существует значительное число фирм, среди которых самая крупная фирма выступает лидером, на поведение лидера ориентируются все остальные фирмы:
- Модель равновесия на рынке ресурсов: доход от предельного продукта фактора производства и формирование цены.
- Монопсония и двусторонняя монополия на рынке труда.
- Понятие капитала: различные трактовки. Капитал и инвестиции в экономической теории.
- Метод дисконтирования стоимости и оценка эффективности инвестиционных проектов.
- Оценка общей эффективности проекта для инвестора
- Оценка внешних эффектов проекта
- Рынок земли: спрос, предложение и формирование равновесной земельной ренты.
- Земельная рента и ее виды. Земельная рента, арендная плата и цена земли.
- Внешние эффекты, их классификация и интернализация. Теорема Коуза.
- Классификация:
- Интернализация внешних эффектов
- Общественные и частные блага. Проблема безбилетника и производство общественных благ
- Общественные и частные блага. Проблема безбилетника и производство общественных благ.
- Неравенство доходов в рыночной экономике. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
- Перераспределение доходов: цели и методы.