Дифференциация продукции и максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции.
ОТВЕТ:
Для монополистической конкуренции как рыночной структуры характерно относительно большое число небольших производителей. Эти производители предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Отсюда вытекает развитость неценовой конкуренции. Дифференциация продукции — ключевая характеристика данной рыночной структуры. Дифференциация товаров может быть основана на:
качестве товара;
территориальном размещении фирмы
"мнимых" различиях, связанных с упаковкой, торговой маркой, имиджем фирмы, рекламой;
Кроме того, иногда делят дифференциацию на горизонтальную и вертикальную:
вертикальная основана на делении товаров по качеству или какому-либо другому схожему критерию, условно на "плохие" и "хорошие";
горизонтальная предполагает, что при примерно равных ценах покупатель делит товары на соответствующие и не соответствующие его вкусу.
Дифференциация товаров создает возможность ограниченного влияния на рыночные цены, так как многие потребители сохраняют приверженность к конкретной марке и фирме даже при некотором повышении цен.
Примерами отраслей, где господствует монополистическая конкуренция, являются производство парфюмерии, бытовой техники и электроники, верхней одежды.
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Микроэкономика»
- Основные этапы развития экономической теории.
- Предмет экономической теории: различные подходы. Современное определение предмета экономической теории.
- Методы экономического исследования: абстрагирование, индукция и дедукция, анализ и синтез, экономическое моделирование.
- Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Кривая производственных возможностей.
- Виды экономических систем, сравнительная характеристика их эффективности.
- Рынок: условия возникновения, экономическое содержание, функции. Конкуренция и ее виды.
- Структура и инфраструктура рынка.
- Основные категории товарного хозяйства: благо и товар.
- Происхождение и сущность денег. Основные теории денег. Современные деньги.
- Экономические субъекты рынка. Модель кругооборота благ и доходов.
- Предприятие (фирма) как субъект рыночных отношений: понятие, классификация.
- Предложение как экономическая категория: кривая предложения, закон предложения, факторы предложения.
- Эластичность спроса и предложения. Практическое применение понятия эластичности.
- Кардиналистская теория потребительского поведения: закон убывающей предельной полезности и правило максимизации общей полезности.
- Кардиналистская (количественная) теория
- Ординалистская теория потребительского поведения: кривые безразличия, бюджетное ограничение и оптимум потребителя.
- Оптимум потребителя
- Производственная функция и ее виды.
- Издержки предприятия и их виды: переменные, общие и средние. Графическое изображение динамики различных видов издержек.
- Постоянные, переменные и общие издержки
- Средние издержки
- Графическое изображение динамики различных видов издержек.
- Издержки экономические и издержки бухгалтерские. Нормальная и экономическая прибыль.
- Классификация рисков
- Максимальная прибыль достигается в двух случаях:
- Максимизация прибыли в условиях чистой монополии.
- Дифференциация продукции и максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции.
- Максимизация прибыли
- Поведение фирмы в условиях олигополии:
- 3.Лидерство в ценах-это такая ситуация, когда в отраслях существует значительное число фирм, среди которых самая крупная фирма выступает лидером, на поведение лидера ориентируются все остальные фирмы:
- Модель равновесия на рынке ресурсов: доход от предельного продукта фактора производства и формирование цены.
- Монопсония и двусторонняя монополия на рынке труда.
- Понятие капитала: различные трактовки. Капитал и инвестиции в экономической теории.
- Метод дисконтирования стоимости и оценка эффективности инвестиционных проектов.
- Оценка общей эффективности проекта для инвестора
- Оценка внешних эффектов проекта
- Рынок земли: спрос, предложение и формирование равновесной земельной ренты.
- Земельная рента и ее виды. Земельная рента, арендная плата и цена земли.
- Внешние эффекты, их классификация и интернализация. Теорема Коуза.
- Классификация:
- Интернализация внешних эффектов
- Общественные и частные блага. Проблема безбилетника и производство общественных благ
- Общественные и частные блага. Проблема безбилетника и производство общественных благ.
- Неравенство доходов в рыночной экономике. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.
- Перераспределение доходов: цели и методы.